Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 16:58, контрольная работа
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
§ 1. Понятие и система субъектов административного права……………4
1.1 Понятие и виды субъектов административного права………………4
1.2 Правовой статус субъекта……………………………………………..8
§ 2. Субъекты административного права………………………………..11
2.1. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права…………………………………………..11
2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права……………………………………………………..14
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права……………………………………………………………………………..18
2.4 Государственные служащие как субъекты административного права……………………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
§ 1. Понятие и система субъектов административного права……………4
1.1 Понятие и виды субъектов административного права………………4
1.2 Правовой статус субъекта……………………………………………..8
§ 2. Субъекты административного права………………………………..11
2.1. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права…………………………………………..11
2.2 Организации, предприятия и учреждения как субъекты административного права……………………………………………………..14
2.3 Органы исполнительной власти как субъекты административного права…………………………………………………………………
2.4 Государственные служащие как субъекты административного права…………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Административно-правовая норма - это норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.
Виды административно-правовых норм:
1. материальные и процессуальные;
2. обязывающие, уполномочивающие, запретительные и поощрительные;
3. общероссийские, территориальные, межтерриториальные и местные;
4. срочные и бессрочные.
Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются:
субъекты,
объекты и
юридические факты.
Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные гражданам как субъектам административного права, способствуют выработке рекомендаций для законодательной и правоприменительной деятельности, они также необходимы для организации научной работы ученых - административистов.
К анализу проблем субъектов административного права (включая непосредственно граждан) обращались практически все отечественные ученые - административисты, среди которых можно назвать такие имена, как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, Б. Н. Габричидзе, Б.М.Лазарев, Ю.М.Козлов, В.М.Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Ю.Н. Старилов, В.А. Юсупов, Ц.А. Ямпольская и другие.
§ 1. Понятие и система субъектов административного права
1.1 Понятие и виды субъектов административного права
Под субъектом административног
Административная правоспособность — проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это — способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию. Следовательно, правоспособность является предпосылкой возникновения правовых отношений с участием данного субъекта. Для возникновения административно-правовых отношений такой предпосылкой является административная правоспособность, выражающаяся в определяемой административно-правовыми нормами возможности данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права и нести юридическую ответственность за практическую их реализацию в сфере государственного управления.
Административная правоспособность в своей сущности определяется особенностями указанной сферы. Соответственно каждый, кто нормами административного права наделен обязанностями и правами в этой сфере, рассматривается в качестве субъекта административного права. Характерным для них свойством является возможность быть участником конкретных административно-правовых отношений, но не само это участие. Следовательно, говоря о субъектах административного права, необходимо иметь в виду прежде всего не их перечень, а основные позиции, характеризующие административно-правовой статус каждого из них.
Субъекты административного права могут быть:
индивидуальными и
коллективными.
К числу индивидуальных субъектов относятся
1. граждане Российской Федерации,
2. иностранные граждане,
3. лица без гражданства,
4. специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенностью является то, что проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. Естественно, что это накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.
К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе различные по своему назначению и статусу организации:
1. государственные и
2. негосударственные.
Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.
Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.
Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, могут быть, при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий, субъектами административно-правовых отношений. В связи с этим закономерен вопрос о соотношении понятий «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений». Внешне они совпадают, поскольку перечень и тех и других одинаков. Существенные же различия пролегают в плоскости соотношения таких юридических категорий, как административная правоспособность и дееспособность.
Субъект правоотношения – это лицо, участвующее в конкретном правоотношении и, таким образом, реализующее уже принадлежащие ему субъективные права и обязанности. Субъект права - это не участник конкретного правоотношения, а лицо потенциально способное выступать в правоотношениях, приобретать и осуществлять в них субъективные права и обязанности в силу принадлежащего ему качества правосубъектности. Субъект правоотношения - субъект права, непосредственно реализующий свою правосубъектность в конкретном правоотношении.
Субъект административно-правовых отношений — это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.
Субъект административного права и субъект административно-правовых отношений — это два равно взаимосвязанных по значению понятия.
Условия, при которых субъект административного права может стать субъектом административно-правовых отношений, это:
наличие административно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;
наличие оснований возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений;
административная правоспособность и административная дееспособность.
Административная правоспособность — установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.
Административная дееспособность — способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений
Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.
На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются по существу двумя элементами единого административно-правового статуса. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выражается их административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность.
Для органов управления способность участвовать в административно-правовых отношениях фактически является их прямой юридической обязанностью, ибо она есть основное средство реализации их компетенции, а следовательно, и правоспособности. Аналогично решается вопрос об административной дееспособности государственных служащих, являющихся должностными лицами государственных предприятий и учреждений. Однако существенная особенность последнего случая выражается в том, что административная дееспособность реализуется не самим предприятием или учреждением, а их администрацией, т.е. органом управления.
В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носителями административной правоспособности. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, сочетающих в себе оба эти юридические качества.
Это означает, что субъектом административно-правовых отношений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т.п., а их органы управления.
Характерные для гражданско-правового регулирования обязанности и права предоставляются в соответствии с действующим законодательством предприятию (в его разновидностях) как юридическому лицу. Соответственно администрация предприятия субъектом гражданской правоспособности не является. Однако именно она реализует его гражданско-правовую дееспособность. Такое специфическое соотношение административной и гражданской право- и дееспособности объясняется прежде всего тем, что предприятие не является государственным органом, тем более — органом государственного управления. Потому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права. В равной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и различного рода коммерческие структуры. Единственный их отличительный признак — административная право- и дееспособность возникают с момента их государственной регистрации. Этот момент важен и для определения статуса общественных объединений как субъектов административного права и административно-правовых отношений.
Для характеристики государственных и негосударственных образований категория юридического лица не может быть определяющей в административно-правовом смысле, так как она не включает в свое содержание властные полномочия, а лишь свидетельствует о возможности данного субъекта самостоятельно, либо опосредствованно, участвовать в гражданском обороте. В тех случаях, когда участники административно-правовых отношений — граждане или общественные объединения, т.е. стороны, не наделенные административно-властной компетенцией, их административно-правовой статус определяется теми возможностями, которые соответствующие административно-правовые (но не гражданско-правовые) нормы закрепляют за ними непосредственно в сфере государственного управления.