Статус государственного служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

в работе описан административно-правовой статус государственно служащего

Содержание

Введение 2
Глава I. Содержание административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации 5
1.1 Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса 5
1.2 Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации 10
1.3 Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации 14
Глава II. Административно-правовой статус сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации 23
2.1 Особенности административно-правового статуса сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации как специфической разновидности государственного служащего 23
2.2 Пути дальнейшего совершенствования административно-правового статуса сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации 29
Заключение 32
Библиографический список 35
Приложения 37

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 2.09 Мб (Скачать)

В данный момент специальными законами регулируется правовое положение и прохождение отдельных видов государственной службы. Как правило, если закон регулирует государственную службу, то данное положение непосредственно указано в законе.

Таким образом, государственный служащий – это профессиональный работник органов государственной власти: гражданин РФ, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего РФ

 

Что касается прав государственного служащего, то под ними подразумеваются оговоренные Конституцией РФ, установленные федеральным законодательством и другими нормативно-правовыми актами, возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению выполнения полномочий государственных органов[12]. Указанные права охраняются государством.

Согласно Конституции РФ государственные служащие в качестве граждан Российской Федерации, имеющих определенный род и характер деятельности, равны перед законом и имеют все права и свободы, гарантированные им Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Одновременно с этим государственным служащим для успешной реализации служебной деятельности даются также и специальные права. Они получили название служебным прав и коренным образом разнятся с субъективными гражданскими правами государственных служащих как по целям, так и по составу.

Под обязанностями государственного служащего подразумеваются закрепленные конституционно и установленные федеральным законом, иными нормативно-правовыми актами для обязательной систематической реализации функций (основные действия), составляющих в своей сумме существо профессиональной деятельности по обеспечению реализации полномочий государственных органов. Пребывая на государственной службе, государственные служащие находятся под действием специального правового режима, отличающегося от общих норм права.

Под правоограничениями, связанными с государственной службой, понимаются обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными правовыми нормативными актами условия, правила, запреты, ставящие государственного служащего в определенные юридические рамки, выходить за пределы которых запрещено.

Установленные правоограничения заключаются в основном в ряде запретов и правил для государственных служащих. Запреты имеют абсолютный характер.

Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с Федеральным Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и принадлежащем им на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения.

Под тайной на государственной службе в самом общем смысле понимаются факты, предметы или сведения, которые доступны ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от всех других субъектов, не имеющих допуска к государственным и служебным секретам.

Как и все граждане РФ, государственные служащие обязаны соблюдать тайну, охраняемую законом. Но государственные служащие несут особую ответственность за сохранение тайны. Это касается состава сведений, образующих тайну на государственной службе, порядка использования информации, содержащей тайну, во время службы и после ее прекращения, а так же мер наказания для лиц, нарушающих секреты.

Под этикой на государственной службе имеется в виду система принципов и норм служебного поведения и деятельности государственных служащих. В основе этики на государственной службе лежит представление о честности и неподкупности государственных служащих, верности государству и закону[13].

Вступление в государственную должность предполагает достоверное поведение, достаточно развитое чувство чести, честности и долга. Поэтому требование о соблюдении государственным служащим норм служебной этики и установленного в государственном органе служебного распорядка представляется весьма важным.

Гарантии являются неотъемлемым элементом специального правового статуса гражданских служащих, что нашло свое закрепление в перечне гарантий государственного гражданского служащего в главе 11 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с наименованием «Государственные гарантии на гражданской службе».[14]

Все гарантии государственных гражданских служащих можно разделить на группы (Приложение 4).

Анализ Приложения 4 показывает, что для государственных гражданских служащих устанавливается ряд гарантий, основной целью которых является обеспечение социальной защищенности этой категории трудящихся. Для разных категорий населения имеет место своя специфика социальной защитительной практики, составной частью которой являются социальные гарантии, но вместе с тем существует универсальность подходов к построению системы социальных гарантий в целом.

Система социальных гарантий включает в себя три основные структурные подсистемы[15].

Это гарантии человека (работника) в процессе:

а) производства (обеспеченность работой, право на собственность, предпринимательство, охрана труда и т.д.);

б) распределения (минимальная заработная плата, пенсии, стипендии, ликвидация монополизма в ценообразовании, те или иные льготы и привилегии, связанные с характером и содержанием труда);

в) потребления (доступ к социально минимальным благам, пособия, дотации, право на получение благотворительной помощи, реабилитационной поддержки и т.д.)». Данная трактовка понятия «социальная гарантия» достаточно четко определяет содержание социальных гарантий, но включает в себя излишне обширный перечень гарантированных мер социальной защиты, поскольку не все из них можно отнести к собственно социальным гарантиям[16].

Гарантии гражданских служащих классифицированы на два вида: основные, которые предоставляются в силу принадлежности к корпусу государственных служащих, и дополнительные, которые предоставляются при определенных условиях. Основные гарантии показаны в Приложении 5.

В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органы местного самоуправления, избрания (делегирования) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

Гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, установленные федеральными законами.

Таким образом, для государственных служащих всех уровней установлена законодательно система прав, обязанностей и гарантий

1.3 Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих РФ

 

Правовое регулирование порядка поощрения и награждения государственных служащих, а также привлечения их к дисциплинарной, материальной и административной ответственности имеет целью обеспечение режима законности и укрепление служебной дисциплины на государственной службе.

Служебная дисциплина на государственной службе – обязательное для государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа, должностного регламента, уставов о дисциплине и иных нормативных правовых актов[17].

Чтобы государственные служащие могли соблюдать требования служебной (воинской) дисциплины при прохождении государственной гражданской, военной или правоохранительной службы, им должны быть созданы необходимые для этого условия. Представители нанимателя и другие должностные лица должны строго соблюдать установленный порядок поощрения, награждения и ответственности государственных служащих.

Поощрение – важное средство воспитания государственных служащих и укрепления служебной (воинской) дисциплины. Оно применяется к государственным служащим за безупречную и эффективную службу, добросовестное исполнение должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности. Поощрения и награждения различаются по видам государственной службы.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за безупречную и высокоэффективную гражданскую службу применяют ряд видов поощрений и награждений (Приложение 6).[18]

Решение о применении первых 4-х из перечисленных мер  принимает представитель нанимателя, а остальных мер перечня – по его представлению согласно порядку, который установлен законодательством. Решение о применении мер поощрения и награждения оформляется документальным актом государственного органа (указом, постановлением, распоряжением или иным актом). Запись о поощрении или награждении подлежит внесению в трудовую книжку и личное дело награжденного служащего.

Законодательством каждого конкретного субъекта Федерации установлен порядок и условия единовременного поощрения для гражданских служащих этого субъекта Федерации.

В случае военной или правоохранительной службы, помимо указанных видов поощрений и награждений, которые применяются за гражданскую службу, установлены также и иные виды поощрений и награждений, кроме этого определен порядок их применения.

К военнослужащим и служащим правоохранительной службы применяют следующие виды поощрений (Приложение 7):

-         занесение в Книгу почета или на Доску почета;

-         награждение ведомственными знаками отличия;

-         досрочное присвоение очередного воинского звания;

-         присвоение очередного воинского звания;

-         награждение именным оружием;

-         присвоение почетного ведомственного звания.

Существует практика применения как поощрения досрочного снятия наложенного ранее на военнослужащего или же служащего правоохранительной службы дисциплинарного взыскания.

За особые заслуги перед государством служащего могут представить к награждению государственными наградами РФ. Государственные награды России это наивысшая форма поощрения граждан за особые заслуги в защите родины, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, здравоохранении, защите жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и другие выдающиеся заслуги[19].

Одновременно с поощрением государственных служащих нормативно-правовыми актами РФ предусмотрена, в случае необходимости, юридическая ответственность:

      дисциплинарная;

      материальная;

      административная;

      уголовная;

      гражданско-правовая.

Дисциплинарная ответственность подразумевает применение дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за иные неправомерные действия, которые не преследуются в уголовном порядке.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за невыполнение или же за ненадлежащее выполнение гражданским служащим по его вине собственных должностных обязанностей, представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания, такие как:

      замечание;

      выговор;

      предупреждение о неполном соответствии должности;

      освобождение от замещаемой должности;

      увольнение со службы согласно основаниям, установленным выше указанным законом.[20]

Также законодательством установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. К примеру, за каждый дисциплинарный проступок может применяться лишь одно дисциплинарное взыскание. До применения взыскания представитель нанимателя обязан потребовать от гражданского служащего письменное объяснение. В случае отказа последнего составить такое объяснение, представитель нанимателя составляет соответствующий акт. Отказ служащего не представляет собой преграду для применения дисциплинарного взыскания[21].

До момента применения дисциплинарного взыскания в обязательном порядке проводят служебную проверку для установления всех подробностей проступка, что представляет собой важный фактор принятия объективного решения представителем нанимателя и, одновременно с этим, гарантирует защиту прав государственного служащего. Объективно и всесторонне изучают:

      собственно факт совершения указанного проступка;

      вину государственного служащего;

      причины и условия, которые способствовали совершению проступка, мотивы;

      тип и размер урона, доставленного в результате проступка государственного служащего;

      обстоятельства, которые послужили основой для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.

Информация о работе Статус государственного служащего