Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 21:14, курсовая работа
Тема российского абсолютизма привлекала и привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма.
ВВЕДЕНИЕ 2
1.ПРИЧИНЫ И ОБРАЗОВАНИЕ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ 2
2.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ 8
3.РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 11
3.1. РЕФОРМА ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ 11
3.2. РЕФОРМЫ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ 12
3.2.1. СЕНАТ 15
3.2.2. ИНСТИТУТ ФИСКАЛОВ И ПРОКУРАТУРЫ 17
3.2.3. КОЛЛЕГИИ 19
3.2.4. СИНОД 22
3.2.5. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА 23
4. РЕФОРМЫ МЕСТНОГО И ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 24
4.1. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА 26
4.2. ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 27
5. ВОЕННАЯ РЕФОРМА 28
5.1. ФОРМИРОВКА РЕГУЛЯРНОЙ АРМИИ 28
5.2. БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ 29
5.3. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ АРМИЕЙ И ФЛОТОМ 30
5.4. ЗНАЧЕНИЕ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ 30
6. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА 31
7. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТА 33
8. ИТОГИ РЕФОРМ 35
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Внедрение военных
принципов в гражданскую сферу
проявлялось в распространение
военного законодательства на систему
государственных учреждений, а также в
придании законам, определяющим работу
учреждений, значения и силы воинских
уставов. Для Петра были характерна сознательная
ориентация на военные образцы, желание
придать государственной машине черты
грандиозной военно-бюрократической организации,
созданной и действующей как единый военный
организм.
С Петровских времен
армия заняла выдающееся место в
жизни русского общества, став его
важнейшим элементом. Утверждалось,
что в России не армия была при государстве,
а,наоборот, государство при армии.
Создание бюрократической
машины, пришедшей на смену системе
средневекового управления, в основе
которого лежал обычай- естественный
процесс, так как бюрократия - необходимый
элемент структуры государств нового
времени. Однако в условиях российского
самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная
воля монарха - единственный источник
права, когда чиновник не ответствен ни
перед кем, кроме своего начальника, создание
бюрократической машины стало и своеобразной
"бюрократической революцией", в
ходе которой был запущен вечный двигатель
бюрократии. Начиная с петровских времен
он начал работать по присущим ему внутренним
законам, ради конечной цели упрочения
своего положения. Многие из этих черт
и принципов сделали сплоченную касту
бюрократов неуязвимой и до сего дня.
В основе военно-бюрократической
системы, созданной Петром, лежала четкая
иерархичность, соподчиненность всех
звеньев. Петровская эпоха примечательна
окончательным оформлением
3.2.1. СЕНАТ
Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган -
Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722г. "О должности Сената" Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал- прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона. Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией.
Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах. Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления. Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный.
До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и
Сенатская контора в Москве. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения. Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. "для управления и исполнения указов". В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии. Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради
"приема челобитен",
получившая (1722г.) название рекетмейстера,
в обязанности которого входил
прием жалоб на коллегии и
канцелярии. Если жаловались на
волокиту - рекетмейстер самолично
требовал ускорения дела, если были жалобы
на "неправосудие" коллегий, то рассмотрев
дело он докладывал его Сенату. В январе
1722 г. последовало назначение на должность
герольдмейстера, в обязанности которого
входило составление списков всего государства,
дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой
дворянской фамилии в гражданской службе
было не более 1/3. 16 марта 1711г., в связи с
перераспределением компетенции органов
государственного управления (после губернской
реформы), Сенат ввел должность губернских
комиссаров, которые следили за поместными,
военными, финансовыми делами, набором
рекрутов, содержанием полков. Они занимались
непосредственно отправлением указов,
присылаемых Сенатом и коллегиями. Учреждение
Сената было важным шагом складывания
бюрократического аппарата абсолютизма.
Сенат являлся послушным орудием самодержавия:
сенаторы были лично ответственны перед
монархом, а в случае нарушение присяги,
наказывались смертной казнью, опалой,
отрешением от должности, денежными штрафами.
3.2.2. ИНСТИТУТ
ФИСКАЛОВ И ПРОКУРАТУРЫ
Учреждение института
фискалов и прокуратуры в системе
органов государственной власти
в I четверти ХVIII в. было одним из явлений
связанных с развитием
Основной принцип определения их компетенции - "взыскание всех безгласных дел". Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта
1714г. предписывалось
в каждой губернии "быть по
4 человека в том числе
Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год
"учинял" контроль
за ними. В духовном ведомстве
во главе организации фискалов
стоял протоинквизитор, в
Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января
1722г.: "быть
при Сенате генерал-прокурору
и обер-прокурору, также во
всякой коллегии по прокурору..
"и ежели
что худо будет немедленно
доносить Сенату". Генерал прокурор
имел право: ставить вопрос
перед Сенатом для выработки
проекта решения,
3.2.3. КОЛЛЕГИИ
1717-1719 годы были
подготовительным периодом
Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор,
Мануфактур. Всего к концу 1-ой четверти ХVПв. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Генеральный регламент коллегий (1720г.) устанавливал общие положения управления, штаты и порядок делопроизводства.
Присутствие коллегии составляли: президент, вице-президент, 4-5 советников,
4 асессора. Штат
коллегии состоял из
Коллегия иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать "всякими иностранными и посольскими делами", координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.
Особенностями
коллегии являлось то, что в ней "никаких
судных дел не судят".
На Военную
коллегию возлагалось управление "всеми
воинскими делами": комплектование
регулярной армии, управление делами казачества,
устройство госпиталей, обеспечение армии.
В системе Военной коллегии находилась
военная юстиция, состоящая из полковых
и генеральных кригсрехтов.
Адмиралтейская коллегия ведела "флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями" и руководствовалась в своей деятельности "Регламентом о управлении адмиралтейства и верфи" (1722) и "Регламентом морским". В ее состав входили
Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная,
Вальдмайстерская,
Академическая, Канальная конторы
и Партикулярная верфь.
Малороссийская
коллегия была образована указом от 27
апреля 1722г., с целью "Ограждать
малороссийский народ" от "неправедных
судов" и "утеснений" налогами
на территории Украины. Она осуществляла
судебную власть, ведала сборами податей
на Украине. В последние годы существования
основными ее целями была ликвидация самоуправления
и прежних органов власти.
Камер-коллегия
должна была осуществлять "высшее надзирание"
за всеми видами сборов (таможенные
пошлины, питейные сборы), наблюдала
за хлебопашеством, собирала данные о
рынке и ценах, контролировала соляные
промыслы и монетное дело. Камер-коллегия
имела свои органы: в провинциях - конторы
камерирских дел, в дистриктах - учреждения
земских комиссаров.
Штатс-контор-коллегия
по регламенту 1719г. осуществляла контроль
за государственными расходами, составляла
государственный штат (штат императора,
штаты всех коллегий, губерний, провинций).
Она имела свои провинциальные органы
- рентереи, которые являлись местными
казначействами.
Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами
"ради порядочного
в приходе и расходе
Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов: Московский обер-берг-амт, Казанский берг-амт, Керченский берг-амт. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией "по сходству их дел и обязанностей" и как одно учреждение просуществовало до