Совершенствование мотивации персонала (на примере ОАО "Жировой комбинат")

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 00:37, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ОАО "Жировой комбинат". Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
Анализ организации стимулирования персонала ОАО "Жировой комбинат".
Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ОАО "Жировой комбинат".

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА - Мотивация персонала.doc

— 671.00 Кб (Скачать)

 

Выводы по главе

 

Мотивация в управлении персоналом  понимается как процесс активизации  мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации  целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени  достижения   результатов.

Теоретические основы мотивации были заложены содержательными и процессуальными  теориями мотивации.  В современном менеджменте предпринимаются активные попытки пересмотра классических теорий мотиваций с целью их приспособления к  большего современной структуре потребностей.

Система мотивации персонала может  быть основана на самых разнообразных  методах, выбор которых  зависит от проработанности  системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.  Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия.

Основными тенденциями развития систем мотивации персонала  хозяйствующих  субъектов в современных условиях являются: ориентация на стратегические подходы,  внимание к внутренним мотивам трудовой деятельности, реализация партисипативного похода к мотивационному процессу,  активное развитие экономических и социально-психологических методов  стимулирования,  разработка и др.

Социологические исследования показывают, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад и индивидуальная надбавка, а затем  уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь. Значимыми так же являются следующие мотивационные формы: хороший моральный климат в коллективе, карьера, хорошие условия труда, оплата путевок, социальные отпуска.

Основные рекомендации по улучшению  мотивационного процесса и предотвращению демотивации: предоставление максимума  реалистичной информации в процессе отбора, формирование реалистичных ожиданий, управление персоналом по целям, постановка реальных целей, разделение сложных целей на краткосрочные этапы, активное использование  дополнительных навыков сотрудников, внимание к идеям и предложениям сотрудников, формирование организационной культуры, развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации, поощрение и оценка достижений сотрудников, развитие системы управления карьерой.

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ  ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО "ЖИРОВОЙ  КОМБИНАТ"

 

 

2.1.  Общая характеристика  деятельности ОАО "Жировой комбинат"

 

 

Открытое акционерное общество "Жировой комбинат" является в  настоящее время частным предприятием.  Организационно-правовая форма предприятия    - открытое акционерное   общество. Если несколько лет назад в  собственности государства был определенный пакет акций, то в настоящее время оно не осуществляет никакого контроля над деятельностью предприятия качестве акционера.

ОАО "Жировой комбинат" является одним из крупнейших предприятий  пищевой промышленности Свердловской области. На протяжении всего своего существования комбинат производит и реализует продукцию масложировой промышленности. Основными направлениями деятельности предприятия является выработка майонеза, маргарина, растительного масла, мыла.

История комбината начинает свой отсчет с 1959 года, когда была пущена первая очередь, рассчитанная на выпуск маргарина и саломаса. Постоянно ориентируясь на расширение ассортимента и увеличения объема выпускаемой продукции, комбинат развивался. В 1971 году построен мыловаренный цех, в 1996 году вступили в строй цеха по фасовке растительного масла, производству майонеза и горчицы. В период перехода к рыночной системе хозяйствования на предприятии была сделана ставка на техническое перевооружение предприятия, на совершенствование и автоматизацию производственных процессов. В 1996 году на эти цели было израсходовано 12,7 млрд. руб., а в 1999 году эта сумма составила - 23,8 млрд. руб. Многие работы по технической реконструкции, разработке, изготовлению и ремонту оборудования осуществляются собственными силами - работниками механического цеха, конструкторского отдела, служб главного механика, главного энергетика и других не менее важных подразделений. Правильным тактическим ходом стало внедрение самых современных технологий, основанных на последних достижениях науки и техники. Все это позволило комбинату решить две основные задачи. Во-первых, добиться высокой эффективности поточного, массового производства и тем самым сделать свою продукцию недорогой, доступной покупателю с любым достатком. Во-вторых, использование высокого уровня техники, компьютерного управления процессами, жесткое соблюдение всех технологических тонкостей, строгий бактериологический контроль, позволило создать конкурентоспособную, высококачественную, экологически чистую продукцию мирового уровня.

Сегодня ОАО "Жировой комбинат" является одним из крупнейших российских предприятий своей отрасли, входит в пятерку крупнейших российских предприятий отрасли. Это современное, динамично развивающееся предприятие  с большим потенциалом и перспективами.

Правовое положение ОАО "Жировой  комбинат",  права и обязанности  акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом "Об акционерных обществах". Высшим органом управления акционерным  обществом является общее собрание его акционеров. Общим собранием акционеров выбран совет директоров во главе с генеральным директором. Организационная структура управления построена таким образом, что при умеренном спросе на продукцию управление персоналом можно осуществить эффективно при минимуме управленческих уровней.  Организационная структура управления предприятием представлена в Приложении 1.

В настоящее время производственные мощности комбината представлены четырьмя производственными цехами:

  • гидрорафинационный,
  • маргариновый,
  • майонезный,
  • мыловаренный.

По обслуживанию основных цехов  работают шестнадцать вспомогательных  служб.

ОАО "Жировой комбинат" обладает высоким техническим потенциалом. Продукция вырабатывается на высоко автоматизированных поточных линиях известных  иностранных фирм. Для изготовления полимерной тары также используются передовые технологии и импортное оборудование. Оборудование, необходимое производству поставляется из-за рубежа, главным образом из Германии. Комбинат в течении многих лет сотрудничает с корпорацией "Sidel" и большинство недавно приобретенных аппаратов принадлежит именно этой фирме. Так же предприятие сотрудничает с такими поставщиками оборудования, как "Альфа Лаваль" (Швеция), "Спомаш" (Польша), "Кирхфельд", "Шредер" (Германия), "Джонсон" (Великобритания), ОКБ "Технология" (Россия) и др.  Технологическое сырье (клей, полиэтилен и др.) поступает из-за границ, а некоторые виды производятся в Российской Федерации. Пищевое сырье поступает из различных регионов нашей страны, однако очень часто комбинат заключает сделки с американскими фирмами на поставку яичного порошка, сухого молока и томатной пасты.

Номенклатура продукции предприятия  включает майонезы, маргарины, подсолнечное масло, кетчуп, горчица, жиры, мыло. В  целом  ассортимент продукции  включает в себя около 50 наименований. Структура сбыта предприятия в 2002 году представлена на рис. 3.

Ежемесячный выпуск продукции составляет  2 тыс. тонн майонеза, 40 тонн подсолнечного  масла, до 2000 тонн маргарина,  400-450 тонн мыла.

 

 

Источник: Составлено автором  по данным ОАО "Жировой комбинат"

Рис. 3. Структура сбыта  продукции ОАО "Жировой комбинат"

 

Динамика годового выпуска в 2001-2002 годах по видам  продукции в  натуральном выражении приведена  на рис. 4.

В 2002 году у предприятия наблюдался рост производства маргарина, майонеза,  жиров и туалетного мыла. Наибольший прирост произошел по туалетному мылу, что обусловлено усовершенствованием технологии производства данного продукта и повышением потребительского спроса на него.

Вся продукция вырабатывается по передовым  технологиям, утвержденной нормативно-технической  документации и отвечающей высокому научно-техническому уровню, что подтверждается многочисленными наградами. В 2002 году предприятие завоевало две платиновых и одну золотую медали, смотра-конкурса "Всероссийская марка (III тысячелетие) Знак качества XXI век".

При постоянном улучшении качества и внешнего вида продукции и с  вводом нового оборудования растет уровень  продаж основных видов продукции  ОАО "Жировой комбинат", несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны зарубежных и отечественных производителей.

 

тн

Источник: Составлено автором  по данным ОАО "Жировой комбинат"

Рис. 4. Динамика выпуска  продукции ОАО "Жировой комбинат" по видам продукции, тн

 

Предприятие динамично завоевывает  рынки сбыта, его продукция пользуется большим спросом как в Уральском  регионе, так и за его пределами, осваиваются рынки ближнего зарубежья. По данным маркетинговых исследований майонез предприятия занимает — 90% рынка продукта в г. Екатеринбурге и Свердловской области.

Основные экономические показатели  деятельности  ОАО "Жировой  комбинат"  приведены в табл. 4.

Таблица 4

Основные экономические  показатели  производственной деятельности  ОАО "Жировой  комбинат"

Показатель

2001 год

2002 год

Абс. отклон

Темп роста, %

Общий объем производства  продукции в натуральном выражении, т

       

Маргарин

18339

19325

986

105,4

Майонез

23286

23432

146

100,6

Подсолнечное  масло

501

490

-11

97,8

Горчица

442

410

-32

92,8

Жиры

17796

19085

1289

107,2

Мыло туалетное

4397

6600

2203

150,1

Общий объем производства в стоимостном выражении, тыс. руб.

524984

562320

37336

107,1

Общий объем продаж, тыс. руб.

529769

555150

25381

104,8

Объем продаж на 1 работающего, тыс. руб.

593

601

8

101,4

Среднегодовая стоимость  ОПФ, тыс. руб.

140266

143423

3157

102,3

Среднегодовая стоимость  оборотных фондов,  тыс. руб.

117313

121075

3762

103,2

Среднегодовая  списочная  численность, чел.

893

923

30

103,4

Балансовая прибыль

82709

86672

3963

104,8

Рентабельность реализованной  продукции

15,61

15,61

0,00

100,0

Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп.

83,72

82,05

-1,67

98,0


 

Источник: Составлено автором на основе данных ОАО "Жировой комбинат"

 

В 2002 году у предприятия произошел  прирост  объема производства на 7 %, объема реализации на 5 % по сравнению с уровнем прошлого года.  Объем продаж на одного работающего вырос на 1,4 %, что обусловлено ростом наряду с объемом реализации среднесписочной численности сотрудников на 30 человек. Объем среднегодовой стоимости активов в 2002 году увеличился, как за счет роста среднегодовой стоимости  основных средств, так и за счет роста среднегодовой стоимости   оборотных активов.  Рост балансовой прибыли составил 3,963 млн. руб. или 5,0 %, уровень рентабельности реализованной продукции  существенных изменений не претерпел.  Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции упал на 2 %, составив в 2002 году 82,05 коп.

Анализ финансовых результатов  по данным Отчета о прибылях и убытках  ОАО «Жировой комбинат», показал, что в первом квартале 2002 г. прибыль комбината от продаж меньше примерно в три раза чем в аналогичном квартале  2001 г., что было вызвано тем, что продукция по стоимости была выше, чем у конкурентов, и спрос на нее уменьшился. К третьему кварталу увеличивается прибыль предприятия примерно в два раза. В четвертом квартале 2002г. прибыль комбината оказалась больше чем за четвертый квартал 2001 г. Превышение результатов за отчетный период 2002г., по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. связано с тем, что была уменьшена себестоимость продукции, а также уменьшение операционных расходов превышает уменьшение операционных доходов предприятия. Также сравнивая финансовые показатели можно выделить уменьшение практически в половину, внереализационных расходов. Чистая прибыль предприятия на конец года увеличилась больше чем в половину за прошлый год и составила 36267 тыс. руб. Это вызвано расширением ассортимента продукции, увеличение сервисного обслуживания клиентов (реклама продукции, доставка автотранспортом комбината).            

На предприятии целенаправленно  осуществляется техническое перевооружение и реконструкция действующих  цехов, внедряется новая техника, модернизируется  оборудование, ведется строительство  производственных объектов. В 2001 г. инвестировано в развитие производства около двух миллионов долларов. Разумная ценовая политика, правильное направление финансовых потоков, минимизация издержек позволяют наращивать показатели прибыльности предприятия и вести реконструкцию и модернизацию производства на собственные средства. В 2003 году на техническое перевооружение и реконструкцию планируется израсходовать более 60 процентов чистой прибыли предприятия.

Несмотря на широкий ассортимент  выпускаемой продукции. "Жировой  комбинат" не останавливается на достигнутом. Изменение рыночных условий, рост конкуренции, повышение требований потребителей к качеству товаров, поступающих в торговлю, вызывает необходимость системно заниматься вопросами расширения ассортимента вырабатываемой продукции, делать ее более привлекательной для покупателя по внешнему виду. Так в 2000 - 2001 гг. освоено производство новых видов продукции 10 наименований.

Информация о работе Совершенствование мотивации персонала (на примере ОАО "Жировой комбинат")