Соотношение государственного управления и исполнительной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой раскрывается сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти и рассматривается взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Работа содержит 1 файл

Контрольная адм.docx

— 39.95 Кб (Скачать)

2. Прогнозирование  и моделирование развития системы  государственного управления, системы  и структуры государственных  органов. Прогнозирование – предвидение  изменений в развитии и результатах  каких-либо событий или процессов  в системе государственной деятельности, в государственных органах на  основе полученных данных, профессионального  опыта и практики, достижений  научно-теоретического анализа.  Прогнозирование – это необходимый  инструмент в деле принятия  важнейших управленческих решений,  без него невозможно определить  последствия социальных процессов,  будущее состояние общества в  целом, мобильность и эффективность  деятельности государственных органов.  Прогнозирование, как и информационное  обеспечение, является важным  условием эффективного выполнения  многих функций государства и  государственного управления, в  частности планирования. Моделирование  – это создание системы управления, предназначенной для спланированного  управления, решения задач и достижения  поставленных целей. 

3. Планирование  – это определение направлений,  пропорций, темпов, количественных  и качественных показателей развития  тех или иных процессов в  системе государственного управления  и, в частности, реализации  государственных функций (экономических, социально-культурных), конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.

4. Распорядительство,  то есть оперативное регулирование  управленческих отношений, возникающих  по поводу осуществления полномочий  государственных органов и должностных  обязанностей, обеспечение режима  должной государственной деятельности  в форме принятия административных  актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т.д.).

5. Руководство  – это установление правил  и нормативов деятельности и  отдельных действий государственных  органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов.

6. Координация  – это согласование деятельности  различных государственных органов  для достижения общих целей  и задач государственного управления. Функция координации часто используется  вместе с функцией контроля  и надзора. 

7. Контроль  – это установление соответствия  или несоответствия фактического  состояния системы государственного  управления и ее структуры  требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов  общего функционирования государственных  органов, а также конкретных  действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого  и сделанного в системе государственного  управления.

8. Регулирование  – использование методов и  способов управления в процессе  организации системы государственного  управления и ее функционирования. Регулирование – это установление  общеобязательных требований и  процедур для объектов управления  и различных субъектов права  с целью обеспечения общественного  порядка, безопасности, равенства  участников экономических отношений,  основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан. Можно  отметить, что в настоящее время  с учетом постоянных реформ  в государственном устройстве  страны функция государственного  регулирования становится преобладающей и первостепенной. Под государственным регулированием понимается закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах общих требований к государственной управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика исполнительной власти
 

     Исполнительная  власть - инструмент защиты и обеспечения  интересов гражданского общества и  его отдельных членов. Функции  исполнительной власти связаны с  практической реализацией законов, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий.

     Цели исполнительной власти:

• обеспечение  безопасности граждан, общества, государства;

• создание условий, способствующих благополучию граждан, общества, государства;

• создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества.

    Признаки исполнительной власти:

• универсальность (непрерывно и везде, где функционируют  человеческие коллективы);

•  предметность (наличие правовых, информационных, технических, организационных ресурсов);

• принудительность (опора на силу - возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия);

• организующий характер.

    Основные организационно-правовые  принципы взаимоотношений законодательной,  исполнительной и судебной власти:

      = каждая власть имеет точно  определенную компетенцию, без  права той или иной власти  вмешиваться в полномочия другой;

      = приостанавливать и отменять  акты исполнительной власти законодательная  власть вправе только в случае  противоречия их Конституции  и законам; 

      = не допускается отмена актов  исполнительной власти по мотивам  их нецелесообразности;

      = осуществляется взаимоконтроль  представительной, исполнительной  и судебной властей с целью,  чтобы одна власть не превысила  полномочий в отношении другой;

      = гарантией взаимоотношений между  властями служит власть судебная, которая уполномочена разрешать споры между ними на основе Конституции;

      = для исполнительной власти характерно  в основном правоприменение позитивного  характера, т. е. прямое исполнение  требований законода­тельства в  целях нормальной и эффективной  работы всех находящихся под  ее воздействием объектов.

 Основные функции исполнительной власти

       Под функциями управления понимаются  наиболее типичные, однородные и  четко выраженные виды (направления)  деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие  интересам достижения основных  целей управляющего воздействия. 

    Функции ориентирования системы:

     • анализ (обработка и осмысление  информации, осуществляемые с це­лью  изучения объекта управления, а  впоследствии оказания на него  соответствующего управляющего  воздействия);

     • прогнозирование (предвидение  изменений в развитии событий  или процессов на основе имеющейся  информации);

     • планирование (определение направлений,  целей, задач и возможных результатов  управленческой деятельности);

     • правовое регулирование (установление  правового режима какой-либо деятельности  и функционирования соответствующих  структур);

     • методическое руководство.

   Функции обеспечения системы:

      ♦ материально-техническое обеспечение;

      ♦ финансовое обеспечение;

      ♦ кадровое обеспечение;

      ♦ информационное обеспечение.

   Функции оперативного управления  системой:

      = организация управления (создание  органов управления, установление  их функций, подчиненности, прав  и обязанностей и т. д.);

      = общее руководство и оперативное  распорядительство;

      = предварительная и текущая координация  действий различных органов управления, должностных лиц, организаций;

      = контроль (проверка фактического  положения дел с целью выявления  и устранения отклонений в  исполнении законов, планов, программ  и принятия мер к нарушителям  установленного порядка);

     = учет (систематический сбор сведений);

     = оценка (всей работы, отдельных  работников, выполнения конкретных  заданий и т. д.).

Основные  принципы организации  исполнительной власти

       Органы исполнительной власти  в своей деятельности руководствуются  следующими принципами.

      Принцип народовластия. Закрепленный  в Конституции принцип народовластия  означает, что народ является  единственным источником власти, он осуществляет свою власть  непосредственно и через органы  исполнительной власти.

      Принцип законности. Принцип законности  проявляется, прежде всего, в  том, что все органы государственной  власти, должностные лица обязаны  соблюдать Конституцию Российской  Федерации и законы.

     Принцип разделения властей. Принцип  разделения властей выражает  существование и самостоятельность  трех ветвей власти - законодатель­ной, исполнительной, судебной. Каждая ветвь  государственной власти осуществляет  свои функции в установленных  пределах.

     Принцип федерализма. Компетенция  органов исполнительной власти  и взаимоотношения между ними  определяются на основе нормативно-правовых  актов, закрепляющих разграничение  предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Принцип федерализма отражается:     

     а) на структуре системы ОИВ,  состоящей из федеральных ОИВ  и ОИВ субъектов Федерации.  В пределах ведения РФ и  полномочий РФ по пред­метам  совместного ведения РФ и субъектов  РФ ФОИВ и ОИВ субъектов  образуют единую систему исполнительной  власти в РФ (ст. 77 Конституции  РФ);

     б) на юридическом положении  ОИВ:

         - определение компетенции ОИВ  основывается на актах, закрепляющих  разграничение предметов ведения  и полномочий между РФ и  субъектами Федерации;

         - законные акты ФОИВ обязательны  для соответствующих органов  субъектов Федерации, а законные  акты ОИВ субъектов Федерации  подлежат соблюдению ФОИВ;

         - формой регулирования взаимоотношений  между ОИВ выступают административные  соглашения, в результате которых  ФОИВ могут передать осуществление  части своих полномочий ОИВ  субъектов Федерации по соглашению  с ними, и наоборот;

    Принцип гласности. Нормативно-правовые  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека, не могут  применяться, если они не опубликованы  для всеобщего сведения.

    Принцип приоритета и гарантированности  прав личности. Права лич­ности  являются высшей ценностью, и  все государственные органы, в  том числе органы исполнительной  власти, несут ответственность перед  гражданами.

    Принцип сочетания централизации  и децентрализации, которые действует  на различных уровнях системы  ОИВ, влияет на функционирование  всей системы исполнительной  власти.  

    Принцип централизации - сосредоточение  большей части предметов ведения  и полномочий, государственных функций  в ведении центральных органов  федеральной исполнительной власти.

    Принцип децентрализации означает  закрепление предметов ведения  и полномочий за тем или  иным органом, которые он должен  осуществлять самостоятельно без  вмешательства со стороны вышестоящих  органов. Особой разновидностью  децентрализации является делегирование  федеральным органом исполнительной  власти части своих полномочий.  

Информация о работе Соотношение государственного управления и исполнительной власти