2. Прогнозирование
и моделирование развития системы
государственного управления, системы
и структуры государственных
органов. Прогнозирование – предвидение
изменений в развитии и результатах
каких-либо событий или процессов
в системе государственной деятельности,
в государственных органах на
основе полученных данных, профессионального
опыта и практики, достижений
научно-теоретического анализа.
Прогнозирование – это необходимый
инструмент в деле принятия
важнейших управленческих решений,
без него невозможно определить
последствия социальных процессов,
будущее состояние общества в
целом, мобильность и эффективность
деятельности государственных органов.
Прогнозирование, как и информационное
обеспечение, является важным
условием эффективного выполнения
многих функций государства и
государственного управления, в
частности планирования. Моделирование
– это создание системы управления,
предназначенной для спланированного
управления, решения задач и достижения
поставленных целей.
3. Планирование
– это определение направлений,
пропорций, темпов, количественных
и качественных показателей развития
тех или иных процессов в
системе государственного управления
и, в частности, реализации
государственных функций (экономических,
социально-культурных), конечной целью
которых является обеспечение надлежащего
функционирования органов государственного
управления.
4. Распорядительство,
то есть оперативное регулирование
управленческих отношений, возникающих
по поводу осуществления полномочий
государственных органов и должностных
обязанностей, обеспечение режима
должной государственной деятельности
в форме принятия административных
актов (правовых актов управления:
приказов, распоряжений, указаний, инструкций,
правил, руководств и т.д.).
5. Руководство
– это установление правил
и нормативов деятельности и
отдельных действий государственных
органов (государственных служащих,
должностных лиц), управляемых объектов.
6. Координация
– это согласование деятельности
различных государственных органов
для достижения общих целей
и задач государственного управления.
Функция координации часто используется
вместе с функцией контроля
и надзора.
7. Контроль
– это установление соответствия
или несоответствия фактического
состояния системы государственного
управления и ее структуры
требуемому стандарту и уровню,
изучение и оценка результатов
общего функционирования государственных
органов, а также конкретных
действий субъектов управления;
установление соотношения намечаемого
и сделанного в системе государственного
управления.
8. Регулирование
– использование методов и
способов управления в процессе
организации системы государственного
управления и ее функционирования.
Регулирование – это установление
общеобязательных требований и
процедур для объектов управления
и различных субъектов права
с целью обеспечения общественного
порядка, безопасности, равенства
участников экономических отношений,
основ демократической конкурентности,
прав и свобод граждан. Можно
отметить, что в настоящее время
с учетом постоянных реформ
в государственном устройстве
страны функция государственного
регулирования становится преобладающей
и первостепенной. Под государственным
регулированием понимается закрепление
в законодательных и иных нормативных
правовых актах общих требований к государственной
управленческой деятельности, осуществляемой
органами исполнительной власти.
- Общая
характеристика исполнительной
власти
Исполнительная
власть - инструмент защиты и обеспечения
интересов гражданского общества и
его отдельных членов. Функции
исполнительной власти связаны с
практической реализацией законов,
для чего используется определенная
часть государственно-властных полномочий.
Цели исполнительной власти:
• обеспечение
безопасности граждан, общества, государства;
• создание
условий, способствующих благополучию
граждан, общества, государства;
• создание
условий для реализации гражданами
и организациями их прав и свобод,
для свободной политической, экономической,
социальной и духовной жизни общества.
Признаки исполнительной власти:
• универсальность
(непрерывно и везде, где функционируют
человеческие коллективы);
• предметность
(наличие правовых, информационных,
технических, организационных ресурсов);
• принудительность
(опора на силу - возможность самостоятельно
осуществлять меры воздействия);
• организующий
характер.
Основные организационно-правовые
принципы взаимоотношений законодательной,
исполнительной и судебной власти:
= каждая власть имеет точно
определенную компетенцию, без
права той или иной власти
вмешиваться в полномочия другой;
= приостанавливать и отменять
акты исполнительной власти законодательная
власть вправе только в случае
противоречия их Конституции
и законам;
= не допускается отмена актов
исполнительной власти по мотивам
их нецелесообразности;
= осуществляется взаимоконтроль
представительной, исполнительной
и судебной властей с целью,
чтобы одна власть не превысила
полномочий в отношении другой;
= гарантией взаимоотношений между
властями служит власть судебная,
которая уполномочена разрешать
споры между ними на основе Конституции;
= для исполнительной власти характерно
в основном правоприменение позитивного
характера, т. е. прямое исполнение
требований законодательства в
целях нормальной и эффективной
работы всех находящихся под
ее воздействием объектов.
Основные
функции исполнительной власти
Под функциями управления понимаются
наиболее типичные, однородные и
четко выраженные виды (направления)
деятельности управляющего субъекта,
отвечающие содержанию и служащие
интересам достижения основных
целей управляющего воздействия.
Функции ориентирования системы:
• анализ (обработка и осмысление
информации, осуществляемые с целью
изучения объекта управления, а
впоследствии оказания на него
соответствующего управляющего
воздействия);
• прогнозирование (предвидение
изменений в развитии событий
или процессов на основе имеющейся
информации);
• планирование (определение направлений,
целей, задач и возможных результатов
управленческой деятельности);
• правовое регулирование (установление
правового режима какой-либо деятельности
и функционирования соответствующих
структур);
• методическое руководство.
Функции обеспечения системы:
♦ материально-техническое обеспечение;
♦ финансовое обеспечение;
♦ кадровое обеспечение;
♦ информационное обеспечение.
Функции оперативного управления
системой:
= организация управления (создание
органов управления, установление
их функций, подчиненности, прав
и обязанностей и т. д.);
= общее руководство и оперативное
распорядительство;
= предварительная и текущая координация
действий различных органов управления,
должностных лиц, организаций;
= контроль (проверка фактического
положения дел с целью выявления
и устранения отклонений в
исполнении законов, планов, программ
и принятия мер к нарушителям
установленного порядка);
= учет (систематический сбор сведений);
= оценка (всей работы, отдельных
работников, выполнения конкретных
заданий и т. д.).
Основные
принципы организации
исполнительной власти
Органы исполнительной власти
в своей деятельности руководствуются
следующими принципами.
Принцип народовластия. Закрепленный
в Конституции принцип народовластия
означает, что народ является
единственным источником власти,
он осуществляет свою власть
непосредственно и через органы
исполнительной власти.
Принцип законности. Принцип законности
проявляется, прежде всего, в
том, что все органы государственной
власти, должностные лица обязаны
соблюдать Конституцию Российской
Федерации и законы.
Принцип разделения властей. Принцип
разделения властей выражает
существование и самостоятельность
трех ветвей власти - законодательной,
исполнительной, судебной. Каждая ветвь
государственной власти осуществляет
свои функции в установленных
пределах.
Принцип федерализма. Компетенция
органов исполнительной власти
и взаимоотношения между ними
определяются на основе нормативно-правовых
актов, закрепляющих разграничение
предметов ведения и полномочий
между Российской Федерацией и ее субъектами.
Принцип федерализма отражается:
а) на структуре системы ОИВ,
состоящей из федеральных ОИВ
и ОИВ субъектов Федерации.
В пределах ведения РФ и
полномочий РФ по предметам
совместного ведения РФ и субъектов
РФ ФОИВ и ОИВ субъектов
образуют единую систему исполнительной
власти в РФ (ст. 77 Конституции
РФ);
б) на юридическом положении
ОИВ:
- определение компетенции ОИВ
основывается на актах, закрепляющих
разграничение предметов ведения
и полномочий между РФ и
субъектами Федерации;
- законные акты ФОИВ обязательны
для соответствующих органов
субъектов Федерации, а законные
акты ОИВ субъектов Федерации
подлежат соблюдению ФОИВ;
- формой регулирования взаимоотношений
между ОИВ выступают административные
соглашения, в результате которых
ФОИВ могут передать осуществление
части своих полномочий ОИВ
субъектов Федерации по соглашению
с ними, и наоборот;
Принцип гласности. Нормативно-правовые
акты, затрагивающие права, свободы
и обязанности человека, не могут
применяться, если они не опубликованы
для всеобщего сведения.
Принцип приоритета и гарантированности
прав личности. Права личности
являются высшей ценностью, и
все государственные органы, в
том числе органы исполнительной
власти, несут ответственность перед
гражданами.
Принцип сочетания централизации
и децентрализации, которые действует
на различных уровнях системы
ОИВ, влияет на функционирование
всей системы исполнительной
власти.
Принцип централизации - сосредоточение
большей части предметов ведения
и полномочий, государственных функций
в ведении центральных органов
федеральной исполнительной власти.
Принцип децентрализации означает
закрепление предметов ведения
и полномочий за тем или
иным органом, которые он должен
осуществлять самостоятельно без
вмешательства со стороны вышестоящих
органов. Особой разновидностью
децентрализации является делегирование
федеральным органом исполнительной
власти части своих полномочий.