Соотношение административно – правового статуса граждан России и административно – правового статуса иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Детальное изучение всех особенностей административно – правового статуса иностранных граждан и граждан РФ, выявление проблем в их правовом регулировании, а также разработка путей решения являются задачами выполнения курсовой работы.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛАВА I. Административно – правовой статус граждан РФ
A. Общее понятие гражданина РФ и его правовой статус
B. Административно – правовой статус гражданина РФ – правовые основы реформирования
3. ГЛАВА II. Административно – правовой статус иностранных граждан
A. Общее понятие иностранного гражданина и его правовой статус
B. Особенности административно – правового статуса иностранных граждан
C. Совершенствование и правовое регулирование административно – правового статуса иностранных граждан
4. ГЛАВА III. Практические материалы
A. Сравнительная таблица административно – правового статуса граждан РФ и иностранных граждан
B. Судебная практика
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

      Для более эффективного и правомерного использования механизма депортации и исключения неоправданного применения этой меры следовало бы более гибко  сформулировать также норму п. 3 ст. 31, например, предусмотрев депортацию лишь в тех случаях, когда нарушение предусмотренных п. 1 и 2 ст. 31 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязанностей совершается умышленно, и изложив п. 3. ст. 31 в следующей редакции: «Иностранный гражданин, умышленно не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктами 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации»

 

    ГЛАВА III.  Практические материалы

    1. Сравнительная таблица административно – правового статуса граждан РФ и иностранных граждан
Граждане  Российской Федерации Иностранные граждане
Административная  правоспособность
Согласно  Конституции РФ  иностранные граждане пользуются в РФ всем объёмом естественных прав наравне с гражданами РФ. Одинаково  пользуются такими правами как: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова; право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на приобретение гражданства.
Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право участвовать в отправлении правосудия; право иметь равный доступ к государственной службе; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Конституцией  РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» и международными договорами установлены  ограничения избирательных прав, прав свободного передвижения и выбора места жительства, ограничение при поступлении на государственную и муниципальную службу, при занятии отдельным видам деятельности др.
Лица  несут следующие обязанности: обязанность следовать и исполнять все законы, действующие в РФ, обязанность сохранять природу и окружающую среду; уважать права и свободы других лиц; обязанность  платить законно установленные налоги и сборы и др.
    защищать территорию РФ
обязанности нет
Административная  дееспособность
Возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении возраста 18 лет. Когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 18 лет наделены частичной дееспособностью. Полностью отсутствует дееспособность у малолетних до 6 лет. Определяются  их личным законом. Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством РФ имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российское право. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. 
Административная  деликтоспособность
      Лица, совершившие  административные правонарушения, равны  перед законом и несут ответственность, согласно общих правил. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном  КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Иностранные граждане совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, предусмотренные частью 2 статьи 8.16, статьями 8.17 - 8.20, частью 2 статьи 19.4 КоАП РФ, подлежат административной ответственности на общих основаниях. 
Ст. 21.5. КоАП РФ Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Ст. 21.6. КоАП РФ Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии

      Ст.  3.10. КоАП РФ Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан

      Ст. 18.4. КоАП РФ Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации совершенное иностранным гражданином

      Ч. 1. ст. 18.8. КоАП РФ Нарушение иностранным гражданином правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Вопрос  об административной ответственности  иностранного гражданина, пользующегося  иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ  и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

 

      В. Судебная практика

Постановление Верховного Суда РФ от 23 января 2008 г. N 41-АД06-4

      Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации С., рассмотрев жалобу К.Т.В. на постановление судьи Сальского  городского суда Ростовской области  от 3 сентября 2005 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении К.Т.В., установил:

      Постановлением  судьи Сальского районного суда Ростовской области от 3 сентября 2005 года гражданин Азербайджана К.Т.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленного режима пребывания на территории Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 500 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

      Заместителем  председателя Ростовского областного суда 17 мая 2006 года жалоба К.Т.В. оставлена без удовлетворения.

      В жалобе К.В.А. просит изменить указанное  постановление, исключив дополнительное наказание в виде административного  выдворения за пределы РФ, указывая на то, что исполнение данного наказания повлечет невозможность ведения на территории РФ совместной семейной жизни с супругой и дочерью, являющимися гражданами РФ.

      Изучив  материалы дела, нахожу жалобу К.Т.В. подлежащей удовлетворению.

      Санкция ст. 18.8 КоАП РФ, по которой К.Т.В. привлечен к административной ответственности, в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа от десяти до пятнадцати МРОТ с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без таковой.

      Поскольку выдворение предусмотрено в ст. 18.8 КоАП РФ в качестве дополнительного наказания, необходимость и обоснованность его применения во всех случаях должна была быть мотивирована судьей в постановлении.

      Между тем, в постановлении судьи от 3 сентября 2005 года мотивов назначения дополнительного наказания К.Т.В. и обстоятельства, отягчающие административную ответственность не приводятся, а указывается на полное признание им вины в совершении административного правонарушения.

      Из  материалов дела и представленных с  жалобой документов усматривается, что К.Т.В. с 23 июля 1999 года состоит в браке с гражданкой РФ К. (Ф.) Е.И. От брака имеют дочь - К.Э.Т. 2000 года рождения. К.Т.В. совместно с ними проживает на территории РФ.

      Указанные обстоятельства, в нарушение требований п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ не были исследованы при решении вопроса о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ.

      Такая необходимость имелась потому, что  исполнение указанного дополнительного наказания в соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность получения К.Т.В. в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации, что не исключает вмешательства в право на уважение семейной жизни К.Т.В., а также его жены и дочери, являющихся гражданами РФ.

      Между тем, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

      При таких обстоятельствах, постановление  судьи в части назначения К.Т.В. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

      Поскольку постановление судьи Сальского  городского суда Ростовской области  от 3 сентября 2005 года указанным требованиям не соответствует, оно подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение К.Т.В. дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.

      На  основании изложенного, руководствуясь ст. 30.11 КоАП РФ, постановил:

      постановление судьи Сальского городского суда Ростовской области от 3 сентября 2005 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении К.Т.В. изменить, исключив из него указание на назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации26. 
 

 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Главной составляющей предмета административного  права, его ядром является система  отношений публичной администрации  с гражданами РФ, иностранными гражданами и их организациями, а основной задачей  административного законодательства - правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей российских и иностранных граждан. Это обусловливает необходимость тщательного исследования структуры, особенностей и способов (приемов) законодательного оформления соотношения административно-правового статуса граждан РФ и иностранных граждан.

  Административно-правовой статус граждан РФ и иностранных граждан законодательно закреплён в Европейской конвенции о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.),  Конституции Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» и в значительной степени зависит от состояния международного и отечественного законодательства.

     Административно-правовой статус граждан РФ и иностранных  граждан во многом схож, так он является частью его общего правового статуса в состав которого традиционно принято включать административную правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Во многом для российских и иностранных граждан содержание данных понятий совпадает, например они одинаково пользуются такими правами как: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова и другими. Однако существуют и отличия, так, например для иностранного гражданина установлены ограничения избирательных прав, прав свободного передвижения и выбора места жительства, ограничение при поступлении на государственную и муниципальную службу, также он, например, не может быть привлечён к административной ответственности по  ст. 21.5. КоАП РФ за неисполнение гражданами РФ обязанностей по воинскому учету.

        

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

      Нормативные акты:

  1. Европейская конвенция о гражданстве ETS N 166 (Страсбург, 6 ноября 1997 г.)
  2. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР от 29 апреля 1964 г. N 18 ст. 221
  3. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) //  Гражданин и право, N 6, 2002 г.
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. N 256, Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1, Парламентская газета от 5 января 2002 г. N 2-5
  6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Российская газета от 5 июня 2002 г. N 100, Парламентская газета от 5 июня 2002 г. N 104, Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. N 22 ст. 2031
  7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Парламентская газета от 31 июля 2002 г. N 144,  Российская газета от 31 июля 2002 г. N 140, Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3032
  8. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425
  9. Постановление Верховного Суда РФ от 23 января 2008 г. N 41-АД06-4 // Система ГАРАНТ
  10. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 января 2008 г. N КА-А41/12812-07
 

     Основная  литература:

  1. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) - Система ГАРАНТ, 2008 г.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.) – «Юрайт-М», «Новая Правовая культура», 2007 г.
  3. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) – «БЕК», 2007 г.
  4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - 7-е изд., перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 г.
  5. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" ("Кадровое дело", N 10, октябрь 2007 г.)
  6. Рождествина А.А. Комментарий к ФЗ от 25 июля 2002 г.  N  115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - ООО «Новая правовая культура», 2006 г.
  7. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебник. - "Юстицинформ", 2008 г.
  8. Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право России на рубеже веков. Екатеринбург, 2008.
  9. Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. Саратов, 2006.
  10. Князев С.Д. Современное российское административное право: состояние и перспективы развития // Правовая политика и правовая жизнь. 2007.
  11. Павловский А.И. К вопросу об основных направлениях административной политики применительно к институту административной ответственности // Институты административного права России. М., 1999.
  12. Совершенствование административно-правового регулирования положения иностранных граждан (И.Д. Соболев, "Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2007 г.)
  13. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003

Информация о работе Соотношение административно – правового статуса граждан России и административно – правового статуса иностранных граждан