Соотношение административно – правового статуса граждан России и административно – правового статуса иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Детальное изучение всех особенностей административно – правового статуса иностранных граждан и граждан РФ, выявление проблем в их правовом регулировании, а также разработка путей решения являются задачами выполнения курсовой работы.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ГЛАВА I. Административно – правовой статус граждан РФ
A. Общее понятие гражданина РФ и его правовой статус
B. Административно – правовой статус гражданина РФ – правовые основы реформирования
3. ГЛАВА II. Административно – правовой статус иностранных граждан
A. Общее понятие иностранного гражданина и его правовой статус
B. Особенности административно – правового статуса иностранных граждан
C. Совершенствование и правовое регулирование административно – правового статуса иностранных граждан
4. ГЛАВА III. Практические материалы
A. Сравнительная таблица административно – правового статуса граждан РФ и иностранных граждан
B. Судебная практика
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

ПЛАН

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. ГЛАВА I. Административно – правовой статус граждан РФ
    1. Общее понятие гражданина РФ и его правовой статус
    2. Административно – правовой статус гражданина РФ – правовые основы реформирования
  3. ГЛАВА II. Административно – правовой статус иностранных граждан
    1. Общее понятие иностранного гражданина и его правовой статус
    2. Особенности административно – правового статуса иностранных граждан
    3. Совершенствование и правовое регулирование  административно –  правового статуса иностранных граждан
  4. ГЛАВА III.  Практические материалы
    1. Сравнительная таблица административно – правового статуса граждан РФ и иностранных граждан
    2. Судебная практика
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.
  7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

    ВВЕДЕНИЕ

      Одно  из принципиальных отличий отечественного административного права заключается в том, что, в сравнении с советским периодом его развития, нормы данной отрасли права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод всех граждан, в особенности российских и иностранных. В этой связи многократно возрастают значение и роль последних в системе субъектов административного права России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами российские и иностранные граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.

      Соотношение же административно – правового  статуса российских и  иностранных граждан является актуальнейшим вопросом для современного экономически развитого общества и формируется прежде всего на основе экономической роли, которую играют иностранцы. Так экономически развитые государства с высоким уровнем благосостояния, социальной защищенности, образования и запросов собственных граждан с целью снижения издержек и сохранения высокого уровня экономического роста вынуждены привлекать иностранных граждан из развивающихся стран, чтобы заполнить нишу малоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы. Кроме того, ситуация усугубляется низкой рождаемостью, создающей дефицит трудовых ресурсов. Иностранцы привлекаются к работе, на которую очень низкий спрос среди местного населения, поэтому в обществе не возникает серьезных экономических противоречий, но и в этих условиях возникают острые конфликты, причиной которых выступают правовые, социальные и культурные противоречия.

     Административно – правовой статус российского и иностранного гражданина является частью его общего правового статуса, в состав которого традиционно принято включать правосубъектность, права и обязанности, ответственность и гарантии. Основу административно-правового статуса составляет административная правосубъектность, предполагающая наличие у иностранного гражданина и гражданина РФ правоспособности (способности физического лица быть носителем гражданских прав и обязанностей, допускаемых правом данной страны. Основным принципом, из которого исходит право развитых стран, является принцип равной гражданской правоспособности независимо от пола, имущественного положения, цвета кожи, расы и т.д. Правоспособность приобретается с рождением и исчезает со смертью человека. При жизни человека правоспособность может быть ограничена судом (запрет на занятие какой-либо профессией и т.п.), дееспособности (способности физического лица  своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения, в следствие этих обязанностей) и деликтоспособности (способности гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями).

      В большей степени данные категории для иностранного гражданина и гражданина РФ имеют много общего, а в некоторых частях сливаются воедино, но есть и различия. Именно более подробное соотношения административно – правового статуса иностранных граждан и граждан РФ по критериям единства и отличия и является целью написания моей курсовой работы.

      Детальное изучение всех особенностей административно – правового статуса иностранных граждан и граждан РФ, выявление проблем в их правовом регулировании, а также разработка путей решения являются задачами выполнения курсовой работы. 

 

    ГЛАВА I. Административно – правовой статус граждан РФ

      А. Общее понятие гражданина РФ и его правовой статус

    До 1917 г. в России понятия гражданства  не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 (10) ноября 1917 г. отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование «граждане Российской Республики».

    Гражданами  же Российской Федерации являются:

      а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

      б) лица, которые приобрели гражданство  Российской Федерации в соответствии с законом1.

    Гражданство – это устойчивая правовая связь  лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и  обязанностей, которое не указывает на этническое происхождение этого лица2.

      Гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

      а) по рождению;

      б) в результате приема в гражданство  Российской Федерации;

      в) в результате восстановления в гражданстве  Российской Федерации;

      г) по иным основаниям.

    Оно является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане России не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.

    Следует отметить, что принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство – это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями3.

    В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, т.е. обладает правовым статусом.

    К правам и свободам гражданина РФ относятся:

  • право на жизнь;
  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
  • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;
  • свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова;
  • право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
  • право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
  • право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;
  • право участвовать в отправлении правосудия;
  • право иметь равный доступ к государственной службе;
  • право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
  • право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им4;
  • другие права и свободы.

    К обязанностям гражданина РФ относятся:

  • обязанность соблюдать Законы РФ;
  • уважать права и свободы других лиц;
  • заботится о детях и нетрудоспособных родителях;
  • обязанность получения основного общего образования;
  • заботится о памятниках истории и культуры;
  • обязанность  платить законно установленные налоги и сборы;
  • обязанность сохранять природу и окружающую среду;
  • защищать Отечество

    Необходимо отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены особым, присущим только им статусом, который выражается в способности иметь и пользоваться правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.

    Одной из важных гарантий использования гражданином  Российской Федерации своих прав и свобод является положение, исключающее возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами5.

    Законом о гражданстве предоставляется  возможность добровольного прекращения  состояния гражданства лицом  в результате выхода из гражданства  или выбора гражданства другой страны. И только в одном случае прекращение российского гражданства допускается без волеизъявления лица. Это решение государства об отмене приема в гражданство в случае представления им ложных сведений и документов.

        В. Административно  – правовой статус  гражданина РФ – правовые основы реформирования

      Как уже упоминалось, основу административно-правового статуса гражданина составляет административная правосубъектность, предполагающая наличие у гражданина правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Однако указанные элементы административной правосубъектности являются преимущественно научными категориями и не получили сколько-нибудь обстоятельного закрепления в действующем законодательстве. Исключение составляет лишь административная деликтоспособность граждан, которая применительно к ответственности за административные правонарушения урегулирована исчерпывающим образом. Что же касается правоспособности и дееспособности граждан, то имеющие к ним отношение административно-правовые нормы рассредоточены по различным законам и даже подзаконным актам, страдают пробельностью и противоречивостью, не дают целостного, системного представления об общих условиях обладания и реализации гражданином прав и обязанностей в сфере публичной администрации6.

      Поэтому административно-правовой статус граждан в значительной мере зависит от состояния законодательства, закрепляющего их права и обязанности в различных (конкретных) сферах управления. При этом нередко административно-правовые нормы связывают права и обязанности граждан с особенностями их положения в качестве абитуриентов, студентов, призывников, жителей закрытых административно-территориальных образований, водителей автотранспортных средств и других участников отношений в сфере публичного управления. Тем самым административно-правовой статус российских граждан представлен в настоящее время в большей степени как некая совокупность, лишенная системообразующего центра, отдельных фрагментов (модификаций) их административно-правового состояния в отношениях с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и т.п. Как следствие, при обилии предписаний законодательства, прямо или косвенно адресуемых гражданам как участникам административно-правовых отношений, нельзя не признать, что юридическое оформление их правового статуса в сфере публичной администрации далеко от совершенства7.

      За  десятилетие, минувшее с момента  принятия Конституции, в отношении совершенствования законодательства сделано уже немало. В частности, на федеральном уровне приняты законы об общественных объединениях, об информации, информатизации и защите информации, об основах государственной службы, об альтернативной гражданской службе, а также ряд других законодательных актов, которые существенно обогатили права граждан в сфере управления и их гарантии. Однако до настоящего времени отсутствует надлежащее административно-правовое сопровождение таких конституционных прав граждан, как право на  индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Ощущается также дефицит административно-правовых норм по отношению к общеобразовательным, культурным и другим социально-экономическим правам. Восполнение этих пробелов административного законодательства позволит не только привести его в соответствие с Конституцией, но и будет способствовать развитию административно-правового статуса граждан.

      Существенное  значение для оптимизации правового  регулирования "управленческого  статуса" граждан, проявляющегося вовне  в их многообразных юридических связях с различными органами и должностными лицами публичной администрации, имеет четкое разграничение предметов ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по вопросам юридической регуляции прав и обязанностей граждан в сфере государственного и муниципального управления. Как известно, в соответствии со ст.72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и образующих ее субъектов. Но из этого факта вовсе не вытекает, что в формировании административно-правового статуса вправе участвовать только федеральный и региональный уровни публичной власти, обладающие к тому же идентичными, с юридической точки зрения, возможностями.

Информация о работе Соотношение административно – правового статуса граждан России и административно – правового статуса иностранных граждан