Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:39, курсовая работа
Целью исследования является структурно-функциональный анализ социально-политических и организационно-правовых проблем формирования и функционирования системы органов внутренних дел в механизме современного российского государства.
В соответствии с целью исследования мною были поставлены следующие основные задачи, решение которых и составило содержание данной работы:
- дать понятие и рассмотреть задачи органов внутренних дел;
- проанализировать систему органов внутренних дел;
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Управление в области внутренних дел…………………………...5
Понятие и задачи органов внутренних дел………………………...5
Правовое регулирование органов внутренних дел………………..10
Организация управления в области внутренних дел……………..15
Глава 2. Место органов внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации………………………..20
2.1. Система органов внутренних дел …………………………...............20
2.2. Конституционно-правовой статус полиции………………………..25
Заключение…………………………………………………………………...31
Список используемых источников и литературы……………
Одним из направлений их деятельности является работа по отбору кандидатов на службу (работу) в органы внутренних дел. Ее организация возлагается на руководителей органов внутренних дел, руководителей их структурных подразделений, в которых предполагается использовать кандидатов, а также на заместителя начальника по работе с личным составом.10
Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с ним Контроль за прохождением и соблюдением условий службы в органах внутренних дел в пределах установленных законом полномочий осуществляют Верховный Совет Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные организации. Непосредственный контроль за прохождением и соблюдением условий службы в органах внутренних дел осуществляют министр внутренних дел Российской Федерации, министры внутренних дел республик в составе Российской Федерации, а также соответствующие начальники органов внутренних дел. Надзор за законностью прохождения и соблюдения условий службы в органах внутренних дел осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.11
Для осуществления
Данные органы имеют свои
методы осуществления деятельности,
которые направлены на достижение
общей цели – обеспечение
правопорядка в государстве.
Как уже было сказано,
органы внутренних дел
Среди элементов механизма правового регулирования деятельности органов внутренних дел наиболее важны нормативные акты. Это акты реализации юридических прав и обязанностей. Они представляют собой юридически значимые действия субъектов по осуществлению прав и обязанностей, вытекающих из конкретных правовых отношений. Правовые акты играют роль средства, при котором уполномоченные субъекты системы органов внутренних дел внешне выражают свою волю. При этом во всех случаях их главная цель - это упорядочение отношений в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
Наибольший вес в механизме правового регулирования имеют индивидуальные правовые акты. Эти акты существенно дополняют нормативное регулирование деятельности органов внутренних дел, как бы продолжают его и являются формой, так называемого поднормативного регламентирования служебной деятельности органов и их работников, то есть выполняют свою функцию в уточнении правового положения субъектов в реально создавшейся обстановке.
В индивидуальных актах выражается воля управомоченных должностных лиц, направленная на возникновение, изменение или прекращение конкретных служебных правоотношений.
Деятельность органов внутренних дел регламентируется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, которая, будучи основным законом страны, обладает высшей юридической силой среди нормативных правовых актов, регулирующих организацию органов внутренних дел.
Также правовую основу деятельности органов внутренних дел составляют Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий» и другие нормативные акты.
Следует сказать и о международных правовых актах. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.12
Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения по службе по результатам труда, с учетом способностей и квалификации.13
Деятельность органов внутренних дел регулируется сотнями приказов и распоряжений полномочных ведомств и министерств, многие из которых носят «служебный» (закрытый) характер. Важно подчеркнуть, что такие акты не должны противоречить законодательству.
Организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организуется в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России.14
Деятельность органов внутренних дел связана с реализацией их сотрудниками властных полномочий, с необходимостью применять в определенных случаях меры государственного принуждения. Власть, данная сотрудникам органов внутренних дел, налагает на них повышенную ответственность за последствия принимаемых ими решений и осуществляемых действий. Известно также, что сотрудникам органов внутренних дел приходится постоянно наталкиваться на различные формы противодействия их служебной деятельности со стороны как отдельных лиц, так и учреждений, организаций. Для успешного преодоления такого противодействия необходимо обладать развитой способностью действовать в экстремальных обстоятельствах, умением противостоять различного рода негативным воздействиям, твердой убежденностью в социальной значимости избранной профессии. Находясь на переднем крае борьбы с правонарушениями, работники органов внутренних дел должны отличаться нравственной безупречностью и личной скромностью.
Методологической основой формирования профессиональной морали в органах внутренних дел служит Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Кодекс разработан на основе положений Конституции Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации с учетом общих принципов служебного поведения государственных служащих. Он определяет: нравственные ценности, обязательства и принципы службы в органах внутренних дел; профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе; профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения.15
Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и контрактом.16
При этом в случае нарушения норм права сотрудники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Так за административные правонарушения имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации несут административную ответственность.17
Органы внутренних дел несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.18
Таким образом, деятельность
органов внутренних дел Российской
Федерации регулируется множеством
нормативных правовых актов,
главным среди которых является
Конституция Российской Федерации
как основной закон государства.
Далее следуют Федеральные конституционные
законы, Федеральные законы
и подзаконные нормативные акты,
включая указы и распоряжения
Президента Российской Федерации,
постановления и распоряжения
Правительства Российской Федерации,
а также приказы и инструкции Министерства
внутренних дел Российской Федерации.
Термин «внутренние дела» можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле внутренние дела могут означать дела (деятельность) органов государственной власти в сфере политической, экономической, социальной и в других сферах внутри нашего государства. В узком смысле внутренние дела означают обеспечение личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, охрана всех форм собственности, борьба с преступностью.19
Управление в области внутренних дел как отрасль государственного управления возникло в России в 1802 г. при Александре I. Тогда для совершенствования системы государственного управления под руководством М.М. Сперанского было создано восемь министерств, в том числе Министерство внутренних дел, которое через подчиненных ему губернаторов осуществляло административно-политический контроль за населением и территорией всей Российской империи, охраняло общественный порядок и безопасность, боролось с преступностью. 20
На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось. После Октябрьской революции 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД, затем МВД) занимался строительством советской власти и многими другими внутренними делами, оставаясь вплоть до 60-х гг. XX в. на базе труда заключенных самым крупным промышленным и строительным министерством.21
В современных условиях в соответствии с конституционными положениями, закрепившими изменения политической системы, организации государственной власти, федеративного устройства, экономических отношений, правового регулирования, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.
Управление в области внутренних
дел представляет собой исполнительно-
Управление в сфере внутренних дел – это особая область административно-политической деятельности, значение которой определяется чрезвычайно актуальными задачами большого политического веса в деятельности органов внутренних дел, а также вне системы Министерства внутренних дел. Функции управления внутренними делами являются довольно сложными. Они охватывают большие по объемам, разнообразные по характеру и правовой природе задачи организации охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Разноплановый характер управленческой деятельности органов внутренних дел проявляется в двух направлениях: во-первых, в организационной деятельности, во-вторых, во внешнесистемной деятельности. Иначе говоря, кроме организационного управления по выполнению поставленных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, они призваны осуществлять управленческие функции вне системы Министерства внутренних дел относительно различных субъектов правоотношений, в частности граждан, должностных лиц и гражданских учреждений.
Информация о работе Система органов и организация управления в области внутренних дел