Система государственной службы. Должности государственной службы: понятие и классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование системы государственной службы Российской Федерации, ее назначение, специфика, управление, а также анализ системы государственных должностей и классных чинов государственной службы в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
I. Система государственной службы в РФ………………………………………5
1.1 Принципы государственной службы……………………………………….11
1.2 Виды государственной службы …………………………………...…….….17
II. Должности государственной службы…………………………………….…23
2.1 Задачи……………………..……………………………………………….…28
Заключение……………………………………………………….………………33
Список литературы…………………………………………………...………….35

Работа содержит 1 файл

государственная служба.docx

— 58.83 Кб (Скачать)

     Правовой  формой закрепления правового статуса  должности является закон, например, Закон о милиции, другие правовые нормативные акты, в которых закреплены, как правило, типовые полномочия по одноименным должностям. Конечным же актом, закрепляющим правовой статус должности, является должностная инструкция, которая не может быть, как правило, типовой, а должна быть индивидуальной по каждой должности в любой организации, потому что объем работы и в  связи с этим должностных полномочий в организациях оказывается нередко  не совсем одинаковым даже для одноименных  должностей. 
 

     Должности на государственной службе разделяются  на виды (группы) по ряду оснований:

     а) по видам деятельности в государственных  органах и организациях - в государственном  аппарате, в администрации государственных  предприятий и учреждений, на воинской службе: в свою очередь, в каждой из этих трех сфер государственной  деятельности различаются должности  тоже по видам, например, в государственном  аппарате - должности управленческие, контрольные и т.д.;

     б) по масштабам действия - типовые (большинство  должностей) и индивидуальные (например, руководитель структурного подразделения  в аппарате Администрации Президента РФ);

     в) по способам замещения - выборные, назначаемые, конкурсные, замещаемые по зачислению;

     г) по замещению в данное время - занятые  и вакантные, по признаку взаимоотношений  государственных служащих замещаемые ими должности разделяются Законом  на пять групп:

     - высшие государственные должности  государственной службы (5-я группа);

     - главные государственные должности  государственной службы (4-я группа);

     - ведущие государственные должности  государственной службы (3-я группа);

     - старшие государственные должности  государственной службы (2-я группа);

     - младшие государственные должности  государственной службы (1-я группа).

     Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

     1) руководители - должности руководителей  и заместителей руководителей  государственных органов и их  структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

     2) помощники (советники) - должности,  учреждаемые для содействия лицам,  замещающим государственные должности,  руководителям государственных  органов, руководителям территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и руководителям  представительств государственных  органов в реализации их полномочий  и замещаемые на определенный  срок, ограниченный сроком полномочий  указанных лиц или руководителей;

     3) специалисты - должности, учреждаемые  для профессионального обеспечения  выполнения государственными органами  установленных задач и функций  и замещаемые без ограничения  срока полномочий;

     4) обеспечивающие специалисты - должности,  учреждаемые для организационного, информационного, документационного,  финансово-экономического, хозяйственного  и иного обеспечения деятельности  государственных органов и замещаемые  без ограничения срока полномочий.

     Режим прохождения государственной службы предусматривает введение для некоторых государственных служащих персональных званий, классных чинов, рангов, форменной одежды, знаков различия, закрепление права на табельное оружие, порядке его применения и использования.

     Квалификационные  разряды присваиваются государственным  служащим на основании результатов  государственного квалификационного  экзамена или аттестации. Квалификационные разряды государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки их квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным  должностям государственной службы соответствующих групп.

     Согласно  п. 3 ст. 7 ФЗ «Об основах государственной  службы Российской Федерации», государственным  служащим присваиваются следующие  квалификационные разряды:

    • действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-ого класса – государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;
    • государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-ого класса – государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;
    • советник Российской Федерации 1, 2 и 3-ого класса – государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;
    • советник государственной службы 1, 2 и 3-ого класса – государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;
    • референт государственной службы 1, 2 и 3-ого класса – государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

         Классные  чины, ранги, знаки различия и др. введены для государственных  служащих органов военизированных  сфер деятельности (обороны, внутренних дел и т.д.). Для отдельных видов  государственной службы вводятся другие виды квалификационных разрядов, дипломатические  ранги.

         Сведения  о государственных служащих, включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие  государственные должности государственной  службы, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры  государственных служащих субъектов  Российской Федерации (п. 2 ст. 8 ФЗ «Об  основах государственной службы РФ»).

     В заключение характеристики должности  можем в обобщенном виде сказать, что, используя категории должности, государство определяет место каждого  служащего в системе государственной  организации, т.е. взаимоотношения замещающего  данную должность лица с выше-, ниже-, равностоящими лицами, его положение  в организационной структуре  органа (организации) и, наконец, полномочия, которыми служащий наделен в соответствии с должностью. Должность, таким образом, выступает организационной формой, определяющей и юридически закрепляющей основное содержание административно-правового  статуса государственного служащего. 

    1. Задачи

         Задача 1. При ликвидации одного из федеральных агентств проходившая в нем гражданскую службу Балакина получила предложение продолжить службу в его правопреемнике – новом федеральном агентстве, но с условием прохождения курса профессиональной переподготовки. Балакина с данным условием не согласилась, пояснив, что и так имеет два высших образования и большой опыт работы по своей прежней специальности, и настаивала на предоставлении ей должности, аналогичной той, которую занимала прежде.

         Обосновано  ли требование Балакиной?

         В каких случаях могут быть продолжены служебные отношения с гражданским  служащим при ликвидации государственного органа, в котором он проходил гражданскую  службу? 
     

         При ликвидации государственного органа государственно-служебные  отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае:

         1) предоставления гражданскому служащему  с учетом уровня его квалификации, профессионального образования  и стажа гражданской службы  или работы (службы) по специальности  возможности замещения иной должности  гражданской службы в государственном  органе, которому переданы функции  ликвидированного государственного  органа, либо в другом государственном  органе;

         2) направления гражданского служащего  на профессиональную переподготовку  или повышение квалификации.

         В случае отказа гражданского служащего  от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в  том числе в другом государственном  органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский  служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и  увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О системе государственной службы РФ». Следовательно, требование Балакиной не обосновано. 

         Задача 2. Заместитель одного из федеральных министров Федотов вступил в политическую партию и был избран ее сопредседателем. Председатель Правительства РФ, узнав о данном факте, поставил вопрос об освобождении Федотова от занимаемой им государственной должности, так как его действия нарушают запрет, связанный с использованием служебного положения в интересах политических партий.

         Дайте правовую оценку решения Председателя Правительства РФ. 

     Государственная служба связана с ограничением прав граждан, желающих связать свою деятельность со службой. Закон «О государственной  службе в Российской Федерации» предусматривает  следующие ограничения государственных  служащих:

     Государственный служащий не вправе:

    1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
    2. быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
    4. состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
    5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
    6. финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
    7. получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
    8. получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
    9. принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
    10. выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
    11. принимать участие в забастовках;

              12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

     Служба  в государственных органах является по своему существу политической службой, поэтому среди ограничений прав гражданина, являющегося государственным  служащим, ограничиваются его политические права. Политические права государственных  служащих ограничены рамками правовой системы в стране.

     Поскольку государственные служащие в своей деятельности выражают волю и позицию государства, а не свою личную или кружковую, то их публичные выступления оцениваются как выступления государственных должностных лиц. Это положение не дает им возможности выступать в публичных случаях без надлежащего уполномочия вышестоящих должностных лиц.  

     Задача 3. При ответе на вопрос о требованиях, предъявляемых к поступающему на гражданскую государственную службу, студентом были названы следующие: проживание на территории России, возраст не моложе 21 года, высшее образование, знание государственного языка на бытовом уровне.  
Правилен ли ответ?
 

     Поступление на гражданскую государственную  службу РФ регламентируется гл. 4 Федерального закона "О государственной гражданской  службе Российской Федерации".

     В соответствии с ч. 1 ст. 21 данного  Закона на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие  возраста 18 лет, владеющие государственным  языком Российской Федерации и соответствующие  квалификационным требованиям, установленным  Законом. Законом закреплен не только минимальный, но и предельный возраст  пребывания на гражданской службе, - 65 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Специфика деятельности служащего в государственных  органах состоит в том, что  он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия  для материального производства, у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный  статус). Государство предъявляет  к государственному служащему строгие  требования при выполнении его служебных  обязанностей, но в то же время за это гарантирует ему определенные льготы, гарантии, денежные выплаты и компенсации, которые отличают прохождение государственной службы от работы гражданских лиц, которые регулируются в основном Трудовым Кодексом.

Информация о работе Система государственной службы. Должности государственной службы: понятие и классификация