Система государственного управления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Содержание

Введение стр.3
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере здравоохранения. стр.5
1.1.Общая характеристика содержания здравоохранения стр.5
1.2. Правовые основы государственного управления в сфере здравоохранения стр.7
Глава 2. Государственные органы власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения стр.11
2.1.Федеральные органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере здравоохранения стр.11
2.2.Органы исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющие управление в сфере здравоохранения стр.15
Глава 3. Проблемы организации государственного управления здравоохранительной сферы стр.19
Заключение стр.24
Список использованной литературы стр.25

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 84.53 Кб (Скачать)

Основные  функции и задачи отдела экономики, планирования и финансирования:3

  • Перспективное и текущее планирование основных направлений социально-экономического развития здравоохранения области.
  • Формирование программы государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи и контроль за ее выполнением.
  • Анализ финансового состояния и контроль за расходованием бюджетных средств, средств от оказания платных услуг.

Основные  функции и задачи отдела капитального строительства:

  • Формирование заявки на государственную поддержку за счет федерального бюджета по капитальному строительству объектов здравоохранения городов и районов области с предоставлением обоснования необходимости строительства, расчета требуемых капитальных вложений.
  • Участие в инспектировании технического состояния зданий и сооружений областных учреждений и определение рационального использования капитальных вложений.
  • Согласование сметной документации по капитальным и текущим ремонтам областных объектов здравоохранения, а также контролем качества выполненных работ.

Основные  функции и задачи отдела по кадровой политике:

  • Определение потребности во врачах в Нижегородской области и среднего медицинского персонала, работа по обеспечению данной потребности.
  • Повышение квалификации специалистов системы здравоохранения, их переподготовка.
  • Распределение выпускников медицинских Вузов и средних специальных учебных заведений, направление их на последипломную подготовку (интернатура, клиническая ординатура, специализация).
  • Аттестация врачей и среднего медицинского персонала на квалификационные категории.

А так  же министерство здравоохранения Нижегородской  области организует конкурсы на все  закупки, проводимы за счет ОМС и  бюджета. Это:

  • противодиабетические лекарственных средства;
  • вакцины для детей;
  • кардиостимуляторы ; оксигенаторы, стенты, клапаны, протезы сосудов.
  • оборудование по программе неотложной помощи новорожденным детям;
  • слуховые аппараты;
  • белковые гидролизаты

В 2009 году финансирование федеральных и областных  целевых программ осуществлялось из следующих источников:

  • Федерального бюджета;
  • Областного бюджета;
  • Территориального фонда ОМС;
  • Благотворительных обществ и фондов.

Органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации осуществляют полномочия в области социальной защиты населения вне полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

Глава  3. Проблемы организации государственного     управления здравоохранительной сферы.

В настоящее время основными  задачами, стоящими перед отраслью, является снижение возросших за последнее  время показателей смертности, заболеваемости и инвалидности населения. В период 1990 – 1994гг. смертность населения увеличилась  на 40%, а в трудоспособном возрасте на 59%. С 1995г. намечалась тенденция к  улучшению этих показателей, но позитивные изменения были минимальные и  с  2008 г. ситуация вновь заметно  обострилась.4

Основными причинами смерти являются болезни  системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, новообразования.  Растут показатели смертности от инфекционных и паразитарных болезней (в том  числе и от туберкулеза), болезней органов дыхания (в том числе  от гриппа, ОРЗ и пневмонии).

Ежегодно  в стране регистрируется 155 – 185 млн. случаев заболеваний населения  острыми и хроническими болезнями, из которых около 100 млн. с впервые  установленным диагнозом. За последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос на 9%.5

Крайне  неблагоприятная ситуация складывается также с болезнями системы  кровообращения.

В течение  последних 5 лет ежегодно заболевают раком более 400 тыс. человек. В настоящее  время на учете в онкологической службе находится около 2 млн. больных. Озабоченность вызывает нарастание заболеваемости сахарным диабетом. Сахарный диабет является причиной ранней инвалидизации и смертности вследствие осложнений.

В настоящее  время проблема алкоголизма и  наркомании представляет собой серьезную  угрозу населению России. Только за последние десять лет число находящихся под наблюдением больных наркоманией увеличилось в 6,8 раза. Не менее остро стоит проблема алкоголизма и пьянства, индикатором распространенности которой является увеличение алкогольных психозов. Данный показатель по сравнению 1991г. увеличился в 3 раза.

Значительно ухудшилась эпидемическая обстановка по ВИЧ-инфекции. Вирус иммунодефицита человека, попав в среду потребителей наркотиков, продолжает стремительно распространятся, возрастает число детей, рожденных матерями наркоманками. На протяжении всего десятилетия продолжало ухудшаться здоровье женщин и детей, обусловленное сложившейся обстановкой в стране. Эти проблемы имеют особую значимость в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации. Так современные параметры рождаемости в России меньше требуемого для положительного прироста населения почти в два раза, детское население страны сократилось на 12,3%, ухудшается здоровье беременных женщин. За последние 3 года увеличилось число женщин страдающих анемией до 40%, болезнями почек до 16,8%, системы кровообращения до 9%, поздним токсикозом до 19,4%. Резко сократилось число нормальных родов.

На фоне всех этих негативных моментов необходимо заметить, что в то же время задания  Концепции развития здравоохранения  и медицинской науки по реформированию амбулаторно-поликлинической помощи выполнены не полностью. В системе  здравоохранения создано всего 2008 врачебных практик, образовано 4591 дневных  стационаров на 48 тыс. коек, в которых  пролечено в 2008 г. более 2 млн. человек. Недостаточно внимания уделялось повышению  уровня медицинской помощи сельскому  населению.

Характерный для 80-90-х годов механизм бюджетного финансирования отрасли оказался малоэффективным  при проведении социально-экономических  реформ. Введение системы обязательного  медицинского страхования, несомненно, оказало позитивное, стабилизирующее  влияние на финансирование отрасли  в кризисный период. В первые годы введения ОМС объем финансирования составлял 24% от всего финансирования здравоохранения; в 2008 г. этот объем составил 38%, что в денежном выражении составляет 65,9 млрд. рублей. Одним из негативных моментов является непоступление средств на неработающее население.

Крайне  медленно осуществляется реформирование организации медицинской помощи. Реструктуризация стационарной помощи неоправданно затянулась. Несмотря на внедрение новых медицинских  технологий, средняя длительность пребывания больного на койке составляет 16 дней. В Таймырском, Эвенкийском автономных округах, в Костромской области средние сроки нахождения больных в стационаре превышают 20 дней. Обеспеченность населения койками составляет 108,2 на 10000 населения, значительно выше среднереспубликанского обеспеченность койками в Кировской (146,0), Ивановской (138,3), Тверской (134,5) областях.

В целом  по стране за 10 лет удалось уменьшить  количество коек на 20,5%., но в Республике Калмыкия, Ханты-Мансийском, Корякском, Чукотском автономных округах койки  по прежнему простаивают более 3-х месяцев в год.6

В 14 субъектах  РФ показатель вызовов скорой помощи — 400 и более на 10000 жителей. Это  говорит о снижении доли обслуживания больных на дому участковыми терапевтами  и педиатрами. Их работа заменяется скорой помощью, вызов которой в  Москве стоит в 20,5 раза дороже, чем  посещение терапевтом больного. На амбулаторно-поликлинический уровень  должно перейти 30—40% госпитальных услуг, но в ряде регионов амбулаторно-поликлинические  учреждения передали часть своих  услуг скорой помощи. Та же ситуация складывается с объемами услуг дневных  стационаров

Одной из основных проблем сегодняшнего российского  здравоохранения является региональная асимметрия финансирования, когда средства, поступающие на здравоохранение, в  регионах абсолютно разные.

Хотя  Минздравом России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, в рамках Концепции, проделана  большая работа по сохранению доступности и объемов медицинской помощи оказываемой населению, нужно признать, что в тоже время при значительном объеме выполненной работы и финансовых вложений в здравоохранение должной отдачи не получено, осуществленные мероприятия не оказали действенного влияния на показатели здоровья населения. Реформирование отрасли недопустимо затянулось. Подобное положение дел настоятельно требует изменения основных направлений и подходов к дальнейшему развитию здравоохранения страны.

С целью  исключения дублирования управленческих функций в системе управления здравоохранением необходимо осуществить  разделение полномочий, функций и  степени ответственности на различных  иерархических уровнях системы  управления отраслью, включая: федеральный  уровень и уровень субъектов  Российской Федерации; государственную, муниципальную и частную системы  здравоохранения; существующие и вновь  формируемые органы управления здравоохранением, в первую очередь фонды и подразделения  обязательного медицинского страхования.

Концепция реформы здравоохранения на современном  этапе должна учитывать весь комплекс факторов, определяющих эффективность  функционирования отрасли в перспективе. К числу таких факторов следует  отнести:

- сложившиеся в стране социально-экономические условия и тенденции их развития;

- состояние и тенденции развития здоровья населения России;

- потенциал здравоохранения, его организационно-технический уровень и имеющиеся ресурсы (кадровые, финансовые и т.д.);

- опыт организации и управления здравоохранения, накопленный за годы экономических реформ в России и в экономически развитых странах;

- международные стандарты в области качества медицинской помощи и рекомендации ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения).

На основе анализа факторов должны быть выявлены приоритетные проблемы повышения уровня здоровья населения России. К числу таких проблем следует, в первую очередь, отнести те проблемы, решение которых позволит получить максимальный социально-экономический эффект и минимизировать экономические потери общества.

В конечном итоге эти проблемы должны найти  свое отражение в целевых комплексных  программах развития здравоохранения, на решении которых и необходимо в первую очередь сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы отрасли.

Реализация  новой концепции реформ управления здравоохранением должна завершить  структурно-функциональные преобразования, проводимые в отрасли, и обеспечить условия для кардинального улучшения  качества медицинской помощи. Это  означает, что акценты со специализированной помощи должны быть перенесены на первичную  медико-социальную помощь. Для этого необходимо совершенствование правового, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения инфраструктуры врачебной практики, включая подготовку врачей общей практики, семейных врачей; совершенствование помощи на дому, скорой и неотложной медицинской помощи, профилактики болезней и развития принципов здорового образа жизни.Разрабатывая концепцию развития здравоохранения и механизм совершенствования системы его организации и управления на основе выбранных социальных и медицинских приоритетов, следует учитывать то обстоятельство, что уровень здоровья населения зависит не только от здравоохранения, его потенциала, объемов финансирования и уровня ресурсного обеспечения, но и от других факторов. Поэтому совершенствование управления здравоохранением должно быть увязано с приоритетами развития других отраслей народного хозяйства России.

 

 

Заключение

 

Изучив  структуру здравоохранения в  России можно сделать вывод о  том, что охрана здоровья граждан  в России — это совокупность мер  политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического  характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание  его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской  помощи в случае утраты здоровья.

Система здравоохранения имеет определенную структуру, где каждый уровень имеет  свои цели и задачи.

Главной задачей организации здравоохранения  на муниципальном уровне следует  считать формирование и реализацию муниципальных программ здравоохранения.

Информация о работе Система государственного управления в сфере здравоохранения