Референдум: понятие, виды, содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия референдума, его видов и порядка проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве, также приведены примеры проведения референдумов в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……. 3
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ..5
1.1 Понятие референдума………….....……….………………................... 5
1.2 Классификация и виды референдумов………………………..………..7
1.3 Порядок проведения референдумов……………………………………10
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ……………………………………………………………………………..13
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума…………………………………………………………………………13
2.2 Федеральное законодательство о референдуме………………………..15
3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ И ИХ РОЛЬ…………….20
3.1 Практика проведения референдумов в России…………………………20
3.2 Роль и значение референдумов………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. .. ….. 27

Работа содержит 1 файл

Референдум поняти виды содержание.docx

— 60.64 Кб (Скачать)

Наиболее очевидной и полной формой выявления мнения населения  является референдум в субъектах  Российской Федерации. Под выявлением мнения населения должна подразумеваться  процедура, вследствие реализации которой  должны быть получены результаты, позволяющие  ответить на ряд вопросов.

Одними из самых актуальных в  наши дни вопросов, которые решает население, являются вопросы по изменению  границ территории субъекта, муниципального образования, а также отношение  населения к строительству какого-либо объекта, например атомной станции  или завода.

Примером первой ситуации может  послужить Тюменская область, где  осенью 2001 года в 18 из 22 районов области  успешно прошли референдумы по вопросу  укрупнения муниципальных образований.

Процесс укрупнения муниципальных  образований преследовал несколько  целей, в том числе и то, что  отказ от поселенческой модели местного самоуправления и произведение укрупнения позволяют более эффективно расходовать  средства и осуществлять контроль за равномерным их распределением по территории муниципального образования. Также  ожидалось, что значительно сократится штат чиновников.

Таким образом, нужно отметить, что  все эти действия могут повлечь  далеко идущие последствия. Это видят  многие политики, в частности, Союз правых сил – партия, у которой  есть своя программа поддержки местного самоуправления.

Одним из ярких примеров проведения экологического референдума является Костромская область. 8 декабря 1996 г. в Костромской области прошел первый в нашей стране региональный экологический референдум, на котором  решался вопрос о согласии населения  Костромской области с размещением  и строительством атомной станции  в Костромской области. Отрицательно на вопрос, вынесенный на референдум, ответили 87,43% граждан области, принявших участие в референдуме.

Результаты этого референдума  оценивались как крупный успех  экологической общественности, инициировавшей его проведение, так как, несмотря на агитацию Министерства атомной энергетики, концерна "Росэнергоатом", удалось  прекратить строительство Костромской  АЭС. Этот референдум был тем прецедентом, на котором основывали свою позицию  инициаторы последующих экологических  референдумов11.

Среди основных последствий проведения этого референдума, совершенно очевидно, что сам факт проведения референдума, его результаты создавали опасность для атомных государственных ведомств, поскольку общественные экологические организации во многих регионах России стали выходить с инициативой о проведении аналогичных референдумов в своих регионах.

Хотелось бы сказать о референдумах по принятию Конституции (Устава) субъекта Российской Федерации, которые прошли в нескольких субъектах Российской Федерации. Несомненно, что референдумы  проходили по-разному и имели  различный результат. Одним из ярких  примеров референдума по принятию Конституции  субъекта РФ, является референдум, проведенный  в республике Тува в 2001 году.

Верховный хурал (парламент) Республики Тува одобрил проект новой Конституции  и принял решение вынести его  на всенародный референдум 6 мая 2001 года. Проект был предложен президентом  республики Шериг-оолом Ооржаком в  связи с тем, что в старой Конституции многие статьи давно перестали действовать, расходились с федеральным законодательством и постоянно подвергались изменениям.

Интересно, что буквально за неделю до принятия проекта республиканская  прокуратура обратила внимание парламента на большое количество (около 40) несоответствий в новом проекте Конституции  федеральному законодательству. И это  несмотря на то, что, по уверениям представителей исполнительной власти, проект прошел экспертизу в Министерстве юстиции  России. В рекордно короткий срок, всего  за одно заседание, Конституционная  комиссия Тувы ликвидировала все  противоречия и представила депутатам  исправленный проект. Парламентарии  получили на руки новый вариант Конституции  за сорок минут до начала голосования  и, естественно, даже не успели с ним  толком ознакомиться.

Если следовать букве закона, решение о вынесении Конституции  на референдум таило в себе множество  юридических ошибок. В частности, согласно ст. 63 действовавшей на тот  момент Конституции Тувы парламент  обязан был не просто вынести текст  на референдум, а подробно обсудить его не менее чем в двух чтениях (чего сделано не было). Последние  же поправки в Конституцию вообще вносились неизвестно как - Конституционная  комиссия Тувы, почти сплошь состоящая  из лично преданных президенту республики людей, не имеет юридических полномочий на подобное законотворчество.

Таким образом, можно сделать вывод, что проект новой Конституции  Республики Тува, был во многих вопросах не доработан, однако был вынесен  на референдум, состоявшийся 6 мая 2001 года.

Однако необходимо отметить, что  Конституция Республики Тува была принята  подавляющим большинством 7 мая 2001 года. В голосовании приняли участие 85,46% избирателей, имеющих право голоса. Высказались “за” - 85,46%, “против” - 18,69%.

Среди главных положений Основного  закона Республики Тува, следует отметить замену статуса “президента” на статус “глава правительства”, который будет  обладать более широкими полномочиями, а также создание двухпалатного  парламента из 162 депутатов, 32 из которых  будут работать на постоянной основе.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что как показывает практика, в  период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма  демократии и непосредственного  участия населения в решении  социальных, политических и экономических  вопросов широко используется в нашей  стране.

 

3.2 Роль и значение  референдумов

Роль референдума в  регулировании общественных отношений  определяется при рассмотрении их основных социальных функций.

В первую очередь стоит  отметить, что референдум является одним из инструментом реализации права  народного суверенитета и легитимизации  властных решений. Легитимизация решений  осуществляется как путём принятия решений или законов во время  референдума, так и путём подтверждения  решений органов государственной  власти по вопросам, относящимся к  исключительной компетенции референдума  посредством придания высшей юридической  силы в обоих случаях законам  и решениям. Определённый уровень  легитимизации выдерживается при  проведении консультативных референдумов, поскольку, по закону, их результаты рассматриваются  и учитываются государственными органами при принятии решений.

Референдум также является способом формирования общественного  мнения.

Ещё одна социальная функция  референдума заключается в том, что в демократическом обществе референдум может быть использован  народом как противовес решениям государственных органов и органов местного самоуправления, которые не удовлетворяют интересы граждан12.

Сегодня, когда доверие  к демократии в России подорвано, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и не развита экономическая  база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления  и развития демократического правового  государства в России. 

Политическое значение института  референдума состоит в том, что  с его помощью граждане приобретают  возможность эффективного воздействия  на формирование политики государственных  и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять  свои решения с мнением народа или отдельной ее части. 

Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и  демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии  согласованного законодательства. Тем  не менее, зачастую законодательство субъектов  федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают  пробелы в праве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституция Российской Федерации  провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный  народ России и признает за ним  полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

Институт  непосредственной  демократии  играет  значительную   роль   вразвитии  инициативы  граждан  и  является  наиболее  эффективным  средствомсамовыражения  народа.  Однако  порой  им   пользуются   для   монополизации государственной власти. Можно  привести  примеры  из  истории,  когда  через референдум пришел к власти А. Гитлер13.  И несмотря  на  положительные черты этого института, выделяют и отрицательные  в  том  что  общественное  мнение является неустойчивым, на референдум выносятся только  общие  положения,  онне отражает мнение всего народа.

Но  и  без  него  народ  был  бы  лишен  важного  средства  влияния  на политическую  жизнь  и  государственную  власть.  Этот  институт   позволяет оперативно  решить  важнейшие  вопросы   государственной   жизни;   находить варианты решения проблем,  требующих  выяснения  мнения  всего  общества.  О значимости сказанного говорит и  то,  что  решения,  принятые  референдумом,могут быть отменены или изменены только путем референдума.

Как показывает практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма  демократии и непосредственного  участия населения в решении  социальных, политических и экономических  вопросов широко используется в нашей  стране.

Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и  демократическую функцию референдум может выполнить только при наличии  согласованного законодательства. Тем не менее, зачастую законодательство субъектов федерации противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы в праве.

Но только с усвоением народом демократических ценностей важнейший демократический институт референдума начнет играть все более и более важную роль в процессе становления и развития демократического правового государства в России. Сегодня идет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и как показывает практика, институт референдума широко используется, а значит, происходит становление и развитие демократического государства и роль и место в этом референдума велика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2009. – 32с.
  2. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года // Сборник законов Российкой Федерации 2007. №5.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года // Сборник Законов .  - 2007 -№ 67.
  4. Федеральный  закон  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» от 06 октября 2003 года // СПС «Консультант плюс». №131
  5. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В 2 т. Т. 1. М.: Юристь, 2006. 719 с.
  1. Бaглaй M.B. Koнcтитyциoннoe пpaвo PФ / учебник - M., 2001. с 356

  1. Братановский С.Н., Костькова О.Н. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». М.: Консультант Плюс, 2006. 211 с.

  1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учеб. пособие. - М., 2003.

  1. Государственное (конституционное) право Российской Федераций / Под ред. В.Г.Стрекозова и Ю.Д.Козашева. - М., 1995. 236 с.

  1. Дoмpин A.H. Фeдepaльнaя интepвeнция: ocoбeннocть пpaвoвoгo peгyлиpoвaния в зapyбeжныx cтpaнax. / Oчepки кoнcтитyциoннoгo пpaвa инocтpaнныx гocyдapcтв: / Oтв. peд. Д.A. Koвaчeв. - M., 1999.

  1. Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России, учебник, электронный ресурс  bibliotekar.ru

start="12"

 Катков Д.Б. Конституционное  право России М. «Юриспруденция» 1999. 210с.

  1. Koзлoвa E.И., Kyтaфин O.E. Koнcтитyциoннoe пpaвo Poccии / учебник- M., 2002. с 565.

  1. Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе развития правового демократического государства в России //  Государственная власть и местное самоуправление. 2001. С 38-45.
  2. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований / - М.: Социс. 1995  С.12.
  3. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран, учебник, электронный ресурс studylaw.narod.ru
  4. Официальный сайт Государственной думы Федерального Собрания РФ http://er-duma.ru
  5. Информационно-правовое обеспечение vladivostok.garant-holding.ru/
  6. Сайт гражданского права russian-civil-law.narod.ru/
  7. Сайт юридических консультаций urist-center.ru
  8. Юридический сайт mega-law.ru

Информация о работе Референдум: понятие, виды, содержание