Референдум: понятие, виды, содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия референдума, его видов и порядка проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве, также приведены примеры проведения референдумов в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……. 3
1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ..5
1.1 Понятие референдума………….....……….………………................... 5
1.2 Классификация и виды референдумов………………………..………..7
1.3 Порядок проведения референдумов……………………………………10
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА В РОССИИ……………………………………………………………………………..13
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума…………………………………………………………………………13
2.2 Федеральное законодательство о референдуме………………………..15
3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ И ИХ РОЛЬ…………….20
3.1 Практика проведения референдумов в России…………………………20
3.2 Роль и значение референдумов………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..……......25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………. .. ….. 27

Работа содержит 1 файл

Референдум поняти виды содержание.docx

— 60.64 Кб (Скачать)

 Таким образом, законодательство  вводит четкие ограничения для  проведения референдума. Все это  связано со значимостью принятого  на референдуме решения, а также  последствий, которые может нести  это решение. 
Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности парламентских фракций).

Голосование осуществляется только с  помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными  на то государственными органами (на выборах  могут использоваться и неофициальные  бюллетени). Прибегают также к  избирательным машинам, специальным  ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума. Санкции аналогичны, вследствие того, что законодательство о выборах  и референдумах тесно связаны, исходят, как правило, из одних принципиальных положений. 
Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии в Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе).

Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляются  различные названия), на нарушения  их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать  результаты референдума предоставляется  только политическим группировкам. Окончательное  решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная инстанция  страны (верховный суд), во многих странах  Латинской Америки — верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда — высшие административные суды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Правовое регулирование института референдума в России.  
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума 

Одним  из новых моментов Конституции РФ 1993 г. является то, что  она в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность  использования института референдума  для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с  выборами в механизм реализации народовластия  в России (ст. 3) как высшее и непосредственное выражение власти народа. Логическое развитие это положение главы  «Основы конституционного строя» получает в следующей, второй главе Конституции, закрепляющей основы правового статуса  человека и гражданина в Российской Федерации, в ст. 32 которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в референдуме. 
Также, нужно отметить, что Конституция Российской Федерации предусматривает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.

Действие нормы о референдуме  как высшем выражении власти народа нельзя рассматривать отдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности  ч.2 ст. 66 определяет, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации7. Это прямое конституционное предписание. Отсылка к ч.3 ст.3 Конституции для использования процедуры принятия устава на референдуме явилась бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум. 
Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения всероссийского референдума. Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом, обладающим этим правом. 

В соответствии со ст.84 Конституции, Президент Российской Федерации  назначает референдум в соответствии с федеральным конституционным  законом. Последний предусматривает  условия обязательного назначения референдума по требованию указанных  в нем органов, определенного  количества депутатов, а также избирателей. В этом законе должно найти развитие положение о референдуме как  высшем непосредственном выражении  власти народа, что может и явиться  основанием для установления особой юридической силы, решений принятых на референдуме. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов  Российской Федерации будет подчиняться  нормам законодательства о референдуме  субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  конституционными нормами, регулирующими  право граждан участвовать в  референдуме (ст.32 Конституции). 
Часть вторая статьи 130 Конституции РФ определяет основные институты местного самоуправления, которые обеспечивают гражданам реальную самостоятельность при принятии ими решений по вопросам местного значения8. К ним относятся местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан, а также формируемые ими выборные и другие органы местного самоуправления. Таким образом, в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии.

Местный референдум может  использоваться в двух формах: 
во-первых, как способ принятия решений, требующих непосредственного волеизъявления большинства граждан, проживающих на данной территории. В таком случае он проводится по мере необходимости и используется для принятия решений, наряду с выборными органами местного самоуправления; 
во-вторых, как избранная населением форма самоуправления, полностью заменяющая представительные органы самоуправления на данной территории. Такая форма самоуправления возможна в территориальных единицах с небольшой численностью населения.

Таким образом, нужно отметить, что Конституция РФ в наиболее общем виде регулирует вопросы, связанные  с референдумом: закрепляет, что  референдум наряду с выборами является высшим непосредственным выражением власти народа, закрепляет право граждан  на участие в референдуме как  один из компонентов более общего права граждан непосредственно  участвовать в управлении делами государства; разграничивает предметы ведения Федерации и ее субъектов  в части регулирования прав и  свобод человека, к которым относится  и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится  в ведении Российской Федерации, а защита – в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов.

 

2.2 Федеральное  законодательство о референдуме  

10 октября 1995 г. Президентом  РФ был подписан Федеральный  конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". Согласно этому Закону, референдум РФ — всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.  Также в законе устанавливаются общие принципы проведения референдума, расшифровываются основные термины и понятия. Со времени принятия первого Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" не прошло и десяти лет, а 28 июня 2004 г. уже был принят другой Федеральный конституционный закон, регулирующий круг общественных отношений, связанных с реализацией конституционного права гражданина на участие в референдуме. Причем и этот закон уже успел подвергнуться неоднократным изменениям и проверкам на предмет конституционности содержащихся в нем положений9.

В последней редакции федерального закона "Об основных гарантиях 
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской 
федерации" от 29 мая 2002 г. устанавливается, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Участие в референдуме имеет низший 
возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено 
для гражданина России ни с какими другим ограничениями. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1).

Процедура назначения референдума  описана в статье 16:

1. Референдум назначается в соответствии  с конституцией и федеральным  конституционным законом.

2. Референдум субъекта Российской  Федерации назначается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации.

3. Местный референдум назначается  органом местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

4. Референдум назначается только  на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации должно быть опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума – не менее чем за 45 дней.

5. В соответствии с законом  субъекта Российской федерации, уставом муниципального образования дата проведения референдума не позднее чем за 25 дней до референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более 90 дней) уполномоченным на то органом в целях совмещения референдума с иным референдумом либо выборами. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи публикуется в СМИ не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.

В статье 13 закона установлен перечень вопросов, которые не могут быть 
вынесены на референдум:

1. вопросы, подлежащие вынесению  на референдум Российской Федерации,  а также вопросы, которые не  могут быть вынесены на референдум  Российской Федерации, определяются  федеральным конституционным законом.

2. На референдум субъекта Российской  Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации.

3. на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

- о досрочном прекращении или  продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органа власти, а также о проведении досрочных выборов;

- о формировании состава органов  государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- об избрании, утверждении, о  назначении либо о даче согласия на назначение, на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

- о принятии чрезвычайных и  срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

4. Вопросы, выносимые на референдум  Российской Федерации, не должны  ограничивать или отменять общепризнанные  права и свободы человека и  гражданина.

5. Вопрос должен быть сформулирован  таким образом, чтобы на него  можно дать только однозначный  ответ.

6. Не допускается установление  ограничений для вопросов, выносимых  на референдум, за исключением указанных в данной статье10.

Подобная ситуация наглядно подтверждает чрезвычайную важность регулируемых данным законодательным  актом общественных отношений. Референдум в РФ, являясь одной из форм непосредственной демократии, имеет большое значение для организации демократического государства.

Минусом действующего законодательства является возможность  сбора подписей по несколькими вопросами  одновременно. При этом ущемляются права граждан, которые поддерживают инициативу проведения референдума  по одному вопросу, но не хотят оказывать  поддержку другому вопросу.

Современный этап развития института референдума в РФ отличается от предыдущих двумя обстоятельствами. Первое: новая Конституция РФ впервые  прямо закрепила право граждан  на участие в референдуме. Эта  новелла требует теоретического осмысления, необходимо выявить и  обосновать конкретные правомочия граждан, вытекающие из этой конституционной  нормы, найти им адекватное правовое решение. Второе новое явление - это смещение института референдума на региональный и местный уровень. Положительно оценивая это событие, необходимо найти разумный правовой баланс между региональным и местным правотворчеством и соблюдением принципа равноправия граждан. При этом необходимо учесть, что большинство полномочий в сфере нормативно-правового регулирования этих отношений на региональном и местном уровне сосредоточено, в соответствии с современным подходом к организации федеративных отношений и местного самоуправления, закреплённым действующей Конституцией Российской Федерации, в руках представительных органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

 

 

3 ПРОВЕДЕНИЕ РЕФЕРЕДУМОВ  В РОССИИ И ИХ РОЛЬ

3.1 Практика проведения  референдумов в России

 

Принцип народного суверенитета означает, что все полномочия на осуществление  государственной власти (законодательной, исполнительно-распорядительной и  судебной) институты и должностные  лица государства приобретают в  результате свободно выражаемой в той  или иной форме воли народа.

Информация о работе Референдум: понятие, виды, содержание