Производство по делам об административных правонарушениях в системе административного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:24, курсовая работа

Описание работы

Цель - комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
Определить понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;
Описать субъекты производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;
Рассмотреть вопросы применения техники и методов возбуждения дела об административном правонарушении;
Исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении;

Содержание

Введение 2
1 Производство по делам об административных правонарушениях в системе административного процесса 6
1.1 Понятие, виды и правовое регулирование административного процесс 6
2 Производство по делам об административных правонарушениях: понятие и сущность 17
2.1 Участники производства по делам об административных правонарушениях 23
3 Анализ этапов реализации производства по делам об административных правонарушениях 30
3.1 Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение решения 30
3.2 Пересмотр постановлений и решений и их исполнение 37
Заключение 43
Список используемых источников 46

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АДМИН.docx

— 80.10 Кб (Скачать)

Производство ведется  на русском языке - государственном  языке Российской Федерации. Оно  может вестись также на государственном  языке республики, на территории которой  находятся уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях  органы и должностные лица. Лицу, не владеющему языком, на котором ведется  производство, обеспечивается право  выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить  жалобы на родном (или другом) языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому  рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а также если того требуют интересы обеспечения безопасности участников производства, членов их семей, их близких, наконец - защиты чести и  достоинства этих лиц. Решение о  закрытом рассмотрении выносится органом (должностным лицом), рассматривающим  дело.

Лица, участвующие в производстве, вправе заявить ходатайства, подлежащие обязательному и немедленному рассмотрению. Форма ходатайства письменная. Судья, орган (должностное лицо), в производстве которого находится дело, может отказать в удовлетворении ходатайства.

Надзор за точным и единообразным  исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях  осуществляется органами прокуратуры (за исключением дел, находящихся  в производстве суда).

К их числу Кодекс об административных правонарушениях относит: лиц, в  отношении которых ведется производство; потерпевших; законных представителей физических и юридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков.

Так, лицо, которому инкриминируется  совершение административного правонарушения, вправе знакомиться с материалами  дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью  адвоката или иного лица, приглашенного  им по выбору, выступать на родном языке  и пользоваться при необходимости  услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление. Дело рассматривается  в его присутствии. Если имеются  данные о его своевременном извещении, о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство  об отложении рассмотрения дела, оно  может быть рассмотрено в его  отсутствие.

По некоторым делам  присутствие привлекаемого к административной ответственности является обязательным (например, при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение).

На время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых  может оказать отрицательное  влияние на несовершеннолетнее лицо, последнее может быть удалено  на время рассмотрения таких обстоятельств.

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.

Законные представители  физического лица - родители, усыновители, опекуны, попечители несовершеннолетних нарушителей или потерпевших, а  также лиц, которые в силу своих  физических или психических недостатков  не могут сами осуществлять свои права  по делам об административных правонарушениях.

При рассмотрении дел о  правонарушении, совершенном лицом  в возрасте до 18 лет, присутствие  законного представителя может  быть признано обязательным.

Законные представители  юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим.

В таком качестве выступают  руководитель юридического лица, а  также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами  органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его  служебное положение.

Для оказания юридической  помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может участвовать  защитник, а для оказания такой  же помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя  к участию в производстве допускаются  адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя - официальной доверенностью.

Защитник и представитель  допускаются к участию в производстве с момента составления протокола  об административном правонарушении, а защитник также с момента  административного задержания физического  лица.

Свидетель - любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному  делу.

Свидетель предупреждается  об административной ответственности  за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей он может нести  административную ответственность.

При опросе несовершеннолетнего  свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно  присутствие педагога или психолога.

Свидетель вправе не свидетельствовать  против себя, своего супруга и близких  родственников.

Понятой - привлекаемое к  участию в производстве любое  не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Присутствие  понятых обязательно при применении мер обеспечения производства. Число  понятых должно быть не менее двух.

Специалист - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических  средств.

Эксперт - любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в  науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Переводчик - лицо, владеющее  языками или навыками сурдоперевода.

Участники производства вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, делать заявления  и замечания, приносить жалобы на постановление по делу.

В производстве по делам  об административных правонарушениях  вправе участвовать прокурор (возбуждать производство, участвовать в рассмотрении дел, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам). Независимо от участия в деле он может принести протест на постановление по делу.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а  также дела, возбужденного по его  инициативе, извещается прокурор.

К участию в производстве не допускаются в качестве защитника  или представителя сотрудники государственных  органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, а специалисты, эксперты - если состоят в родственных отношениях с другими участниками производства. При этих обстоятельствах названные лица подлежат отводу (самоотводу). Потерпевшему, свидетелю, эксперту, специалисту, переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с участием в производстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Участники производства по делам об административных правонарушениях

 

Глава 25 КоАП РФ включает в  себя 14 статей и определяет круг лиц, участвующих в производстве по делам  об административных правонарушениях, их права и обязанности. По сравнению  с аналогичной главой КоАП РСФСР  перечень участников производства расширился за счет законных представителей юридического лица, понятого, специалиста и прокурора. Примечательно, что на смену термину "лицо, привлекаемое к административной ответственности", пришел термин "лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении. К числу участников производства по делам об административных правонарушениях КоАП РФ относит: лиц, в отношении которых ведется  производство; законных представителей физических и юридических лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков. Особое внимание обращено на процессуальные права и обязанности участников производства.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться  со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными  правами в соответствии с Кодексом об административном правонарушении РФ. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административных правонарушениях с момента составления  протокола об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым  административным правонарушением  причинен физический, имущественный  или моральный вред. Потерпевший  вправе знакомиться со всеми материалами  дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному  делу, пользоваться иными процессуальными  правами в соответствии с настоящим  Кодексом. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что  является важной гарантией обеспечения  и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации  в постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление  последствий признаком состава  административного правонарушения.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними  либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности  самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического  лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Объем правового статуса законного представителя физического лица равен статусу представляемого им лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или потерпевшего.

Законные представители  юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется производство или оно является потерпевшим. В  таком качестве выступает руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с  законом и учредительными документами  органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его  служебное положение, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Для оказания юридической  помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а  для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. Лицо, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевший выбирают своих  защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями. Защитник и представитель, могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с  момента установления лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении и  потерпевшего, то есть с момента  составления протокола об административном правонарушении.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обладает установленным законом объемом прав и обязанностей. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находиться дело об административном правонарушении и дать правдивые показания.

Статья 51 Конституции РФ устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным  законом. Данное положение отражено в части 3 статьи 25.6. КоАП РФ. Установлен круг близких родственников (родители и их дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка  и внуки). Кроме того свидетель  имеет право давать показания  на родном языке или на языке которым  владеет, пользоваться бесплатной помощью  переводчика, делать замечания по поводу правильности занесения его показаний  в протокол. При опросе несовершеннолетнего  свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Информация о работе Производство по делам об административных правонарушениях в системе административного процесса