Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:40, курсовая работа
Процесс принятия управленческих решений актуален в силу того, что все больше расширяются масштабы, количество элементов и взаимосвязей подсистем в организационных системах. Усложнение связей между элементами системы вызывает неопределенность в знании реальной структуры системы, что может быть связано с так называемым человеческим фактором, умышленным или специальным искажением информации и т.д.
Введение ..........................................................................................................3
Глава 1. Разработка и принятие управленческих решений как важнейшие элементы в управлении организацией.
Сущность, значение и функции управленческих решений ....................5
Этапы процесса принятия управленческих решений ........................10
Анализ видов решений, принимаемых в малом бизнесе, и их особенностей...........................................................................................17
Глава 2. Анализ деятельности ООО «Хоум Кредит и Финанс Банк» и практические рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений
2.1. Общая характеристика ООО «Хоум Кредит и Финанс Банк»...21
2.2. Опыт разработки и принятия управленческих решений в банке..26
2.3. Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений ...................................................................................................29
Заключение .....................................................................................................32
Список использованной литературы ............................................................36
Процесс разработки управленческого решения включает три основных этапа:
- подготовки решения;
- принятия решения;
- организации выполнения решения.
Процесс принятия управленческих решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.
Тем не менее имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации.
В процессе принятия управленческих решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией.
Основное назначение экспертных технологий — повышение профессионализма, а, следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.
Возможны разные способы представления процесса принятия управленческих решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т. д.
Основное
внимание уделяют ситуационному
подходу, поскольку он наиболее полно
отражает проблемы, возникающие при
управленческой деятельности, универсален
и, по существу, содержит основные методы,
связанные с принятием
Основные этапы процесса принятия управленческих решений:
1. |
2. |
3. |
4. |
5. | |||||
Получение информации о ситуации |
Определение целей |
Разработка оценочной системы |
Анализ ситуации |
Диагностика ситуаций | |||||
6. |
7. |
8. |
9. | ||||||
Разработка прогноза развития ситуации |
Генерирование альтернативных вариантов решений |
Отбор основных вариантов управляющих воздействий |
Разработка сценариев развития ситуации | ||||||
10. |
11. |
12. |
13. | ||||||
Экспертная оценка основных
вариантов управляющих |
Коллективная экспертная оценка |
Принятие решения ЛПР |
Разработка плана действий | ||||||
14. |
15. | ||||||||
Контроль реализации плана |
Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий |
Подготовка к разработке управленческого решения.
Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как:
- получение информации о ситуации;
- определение целей;
- разработка оценочной системы;
- анализ ситуации;
- диагностика ситуации;
- разработка прогноза развития ситуации.
Разработка управленческого решения.
В состав
второго блока этапов разработки
управленческого решения
- генерирование альтернативных вариантов решений;
- отбор основных вариантов управленческих воздействий;
- разработка сценариев развития ситуации;
- экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
Принятие решения, реализация, анализ результата.
В третий
блок этапов разработки и реализации
управленческого решения
- коллективная экспертная оценка;
- принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР);
- разработка плана действий;
- контроль реализации плана;
- анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.
Рассмотрим их более детально.
1. Получение информации о ситуации.
Современные технологии принятия управленческих решений, в т. ч. возможности экспертного оценивания, позволяют при выработке и принятии управленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР) учитывать основные аспекты взаимодействия "ситуация - ЛПР" за счет возможности использования качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленческие воздействия.
Для адекватного представления ситуации, как правило, используются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Это обеспечивается с помощью широко используемых в процессе принятия решений экспертных технологий .
Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной.
2. Определение целей.
Большое значение имеет определение целей, стоящих перед организацией. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. При принятии важных решений, последствия реализации которых могут сыграть значительную роль, цели, к достижению которых стремится организация, необходимо представлять четко. Разработаны и используются методы формирования деревьев цели, позволяющих определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей.
Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления.
3. Разработка оценочной системы.
В процессе
выработки управленческого
4. Анализ ситуации.
Имея необходимую информацию о ситуации и зная цели, к достижению которых стремится организация, можно приступать к анализу ситуации.
Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития.
Сначала
проводится содержательный анализ и
на качественном уровне устанавливаются
основные моменты, позволяющие выявить
факторы, к изменению степени
и характера воздействия
Для выявления факторов, определяющих развитие ситуации, могут быть использованы специально разработанные методы такие, как факторный и корреляционный анализ, многомерное шкалирование и др.
5. Диагностика ситуации.
При анализе ситуации важно выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание при целенаправленном управлении процессом, а также характер их влияния. В этом и состоит задача диагностики ситуации.
6. Разработка прогноза развития ситуации.
Особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов реализации предлагаемых альтернативных вариантов решений.
Не прогнозируя ход развития событий невозможно управлять.
7. Генерирование
альтернативных вариантов
Генерирование
альтернативных вариантов решений,
управляющих воздействий и т.д.
может осуществляться либо непосредственно,
либо с помощью специальных
Процедуры
генерирования альтернативных вариантов
могут предусматривать как
8. Отбор
основных вариантов
После того,
как разработаны альтернативные
варианты управленческих воздействий,
представленные в виде идей, концепций,
возможной технологической
9. Разработка сценариев развития ситуации.
Сценарии ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии управленческих решений. Основная за дача разработки сценариев - дать ЛПР ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития.
Одной из
основных задач при разработке сценария
является определение факторов, характеризующих
ситуацию и тенденции ее развития,
а также определение
10. Экспертная
оценка основных вариантов
На этом этапе
выработки управленческого
11. Коллективная экспертная оценка.
При принятии важных управленческих решений целесообразно использование коллективных экспертиз, обеспечивающих большую обоснованность и, как правило, большую эффективность принимаемых решений.
12. Принятие решения ЛПР.
Результаты экспертиз по сравнительной оценке альтернативных вариантов решений либо единственного решения, если разработка альтернативных вариантов не предусматривалась, поступают к ЛПР.
13. Разработка плана действий.
Решение принято. Однако не менее важная задача добиться его успешной реализации.
Для этого необходимо выработать план действий, поскольку от выбранного состава действий, последовательности их осуществления, намеченных сроков и, пожалуй, самого главного - ресурсов, обеспечивающих осуществление действий, исполнителей, которым предстоит эти действия осуществить, зависит очень много.
14. Контроль реализации плана.
Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации, принятых планов действий.
Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение, дают возможность одновременно отслеживать ход реализации значительного числа мероприятий в области маркетинга, производства, поставок и т.д.
Малое предпринимательство - важная составная часть современной российской экономики. Например, в Москве более 10% населения трудится на малых предприятиях. Поэтому весьма актуальным является изучение сферы малого бизнеса с позиций экономической теории, в частности, методами экономико-математического моделирования
Развитие
малого предпринимательства необходимо
для эффективного функционирования
экономики России. Для понимания
особенностей этого развития могут
оказаться полезными
В
отечественной литературе мало работ
по экономико-математическому
Для
снижения степени риска маркетинга
малого бизнеса требуется высокий
профессионализм менеджера
Маркетинг малого бизнеса имеет особенности. Для того, чтобы малая организация могла выжить и занять свою рыночную нишу, ее маркетинг с самого начала должен быть ориентирован не на абстрактные производство и сбыт, а на конкретного потребителя с его индивидуальными запросами. Иными словами, приоритетной формой маркетинга малого бизнеса является целевой специализированный маркетинг. Он позволяет сконцентрировать объективно небольшие ресурсы малой организации на наиболее важном направлении. Однако цена ошибки ЛПР, цена принятия неправильного решения в малом бизнесе многократно возрастает, т.к. у малой организации, как правило, нет финансовых возможностей диверсифицировать свою деятельность и свой риск.
Следовательно,
для менеджера малой
Информация о работе Принятие управленческого решения в малом бизнесе