Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:53, курсовая работа
Цель. Рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
Исходя из поставленной цели, были определены для изучения следующие задачи:
определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его Конституционного статуса,
охарактеризовать полномочия Президента РФ,
рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3
1 ПРЕЗИДЕНТ РФ………………………………………………………………………5
1.1 Становление института Президента РФ…………………………………………….5
1.2 Порядок выборов и вступление в должность Президента РФ…………………….6
1.3 Правовой статус Президента РФ……………………………………………………12
2 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ………………………………………………15
2.1 Основные полномочия Президента РФ…………………………...………………..15
2.2 Полномочия Президента РФ в области руководства внешней политикой………20
2.3 Полномочия Президента РФ в области охраны, обороны суверенитета РФ……22
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ……………….24
3.1 Администрация Президента РФ……………………………………………………24
3.2 Акты Президента РФ………………………………………………………………..25
3.3 Пресс-служба Президента РФ………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………31
К полномочиям Президента относится подписание и обнародование федеральных законов (ст. 84). Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. Такое отклонение принято именовать как наложение на закон вето. В соответствии с Конституцией РФ (п. 3 ст. 107) вето может быть преодолено путем повторного принятия федерального закона палатами Федерального Собрания.
Право Президента отклонить закон не распространяется на федеральный конституционный закон.
Вето Президентом используется достаточно часто. Главными основаниями являются следующие дефекты в принятых федеральных законах: они противоречат Конституции; не согласуются с общепризнанными нормами международного права или противоречат международным обязательствам РФ; не соответствуют правилам законодательной техники; имеют внутренние противоречия, неясные и декларативные положения; применяемые термины не соответствую терминам, содержащимся в других законах; отсутствует необходимое в установленных Конституцией случаях заключение Правительства.
Участие Президента в законотворческой деятельности выражается также в закреплении его статуса как субъекта законодательной инициативы.
В предусмотренных в федеральном законодательстве случаях обязанность внесения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов составляет исключительную прерогативу Президента.
За Президентом закреплена обязанность внесения в Государственную думу проектов федеральных конституционных законов об образовании в составе РФ нового субъекта.
Президент определяет субъекта, которому поручается представлять внесенный им проект федерального закона в Государственную Думу.
В
целях обеспечения
Президент обязан получить согласие Государственной Думы на назначение им Председателя Правительства РФ.
Наибольший объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с формированием и с деятельностью федеральных органов исполнительной власти. Президент назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы, по представлению Председателя Правительства назначает на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Кроме
решения вопросов о составе Правительства,
Президент имеет право
По предложению Председателя Правительства Президент утверждает своим указом систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
В Указе определяются виды и содержание функций данных органов, их правовой статус и взаимоотношения.
На
основе своих конституционных
Президент участвует в формировании судебных органов и органов прокуратуры.
Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда, Генерального прокурора.
Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должности Председателя Центрального банка РФ, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности (п. «г» ст. 83 Конституции).
Важной конституционной функцией Президента является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78).
Деятельность
Президента, Правительства, других федеральных
органов исполнительной власти строится
на строгом учете принципов
В
обеспечении Президентом
Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года был учрежден институт полномочного представителя Президента в федеральном округе.
Необходимость
преобразования вызвана потребностями
создания лучших условий для реализации
Президентом своих
Образовано 8 федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский.
Полномочный представитель назначается и освобождается Президентом и ему подчинен. В задачи полномочного представителя входят организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемой Президентом; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации кадровой политики Президента и представление Президенту регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.
Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина – до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент вправе в предусмотренных федеральным законом случаях отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя высшее исполнительного органа государственной власти).
1) Отрешение в связи с выражением данному должностному лицу недоверия законодательным (представительным) органом субъекта Федерации;
2)
Утрата доверия Президента РФ
в связи с ненадлежащим
Закон
предусматривает право
Президент вправе в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, по представлению Генерального прокурора РФ временно отстранить от должности высшее должностное лицо субъекта Федерации в случае предъявления данному лицу обвинения в совершении преступления. Во всех случаях решение Президента доводится до сведения законодательного органа субъекта Федерации. Указанные должностные лица вправе обжаловать в Верховный Суд РФ указ Президента в течение 10 дней.
В
обеспечении Президентом
Указом Президента от 1 сентября 2000 г. было утверждено «Положение о Государственном Совете РФ».
По статусу Государственный Совет является совещательным органом.
По предложению Президента Государственный Совет рассматривает проекты указов, имеющих общегосударственное значение, вопросы исполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов. Государственный Совет оказывает содействие Президенту в использовании согласительных процедур, рассматривает проект федерального бюджета.
Председателем Государственного Совета является Президент РФ, членами – по должности высшие должностные лица субъектов Федерации.
Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Государственного Совета из 7 его членов.
Государственный
Совет заседает один раз в квартал,
а Президиум один раз в месяц. Совет может
создавать постоянные и временные рабочие
группы для разработки каких-либо проблем
и внесения предложений по их решению.
2.2
Полномочия Президента РФ в области руководства
внешней политикой
Как глава государства, на которого возложено представительство государства в международных отношениях, Президент по Конституции осуществляет руководство внешней политикой РФ (ст. 86).
Деятельность Президента по руководству внешней политикой касается решения наиболее важных вопросов, затрагивающих глобальные и геополитические интересы государства.
Свое
видение внешнеполитических интересов
России Президент формулирует в
ежегодных посланиях о
Президент представляет Россию как государство в международных отношениях, имеет контакты с главами иностранных государств, участвует во встречах, осуществляет государственные визиты. Процедура осуществления представительских функций Президентом регламентируется Протоколом Президента РФ. В составе Администрации Президента имеется Управление протокола Президента, оперативное руководство деятельностью которого осуществляет Руководитель Протокола.
Функцией управления является также организация и координация деятельности по протокольному и организационному обеспечению визитов в РФ на высшем и высоком уровне и визитов Президента за рубеж, проведение всей связанной с этим подготовительной работы.
Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей.
Президент назначает и отзывает послов и иных дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Указами Президента от 11 июля 2004 г. утверждено Положение о Министерстве иностранных дел РФ. Были приняты указы «О координирующей роли МИДа РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ», «О перечне государственных должностей Федеральной государственной службы категории «В» в Министерстве иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях». Указом Президента от 20 декабря 1996 г. утверждено Положение «О Межведомственной комиссии РФ по делам Совета Европы» (в ред. 11 июля 2004 года).
Указом
Президента РФ от 28 октября 1996 года утверждено
Положение о Посольстве РФ. Посольство
учреждается постановлением Правительства
в связи с установлением на основании
указа Президента дипломатических отношений
с соответствующим иностранным государством
на уровне посольств. В число основных
задач и функций посольства входят выполнение
поручений Президента, информирование
его в установленном порядке по вопросам
внутренней и внешней политики страны
пребывания, внесение предложений по развитию
отношений РФ с данным государством.