Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 11:53, курсовая работа
Цель. Рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
Исходя из поставленной цели, были определены для изучения следующие задачи:
определить положение Президента РФ в системе органов государственной власти и его Конституционного статуса,
охарактеризовать полномочия Президента РФ,
рассмотреть деятельность органов, осуществляющих обеспечение деятельности Президента РФ.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................3
1 ПРЕЗИДЕНТ РФ………………………………………………………………………5
1.1 Становление института Президента РФ…………………………………………….5
1.2 Порядок выборов и вступление в должность Президента РФ…………………….6
1.3 Правовой статус Президента РФ……………………………………………………12
2 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ………………………………………………15
2.1 Основные полномочия Президента РФ…………………………...………………..15
2.2 Полномочия Президента РФ в области руководства внешней политикой………20
2.3 Полномочия Президента РФ в области охраны, обороны суверенитета РФ……22
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ……………….24
3.1 Администрация Президента РФ……………………………………………………24
3.2 Акты Президента РФ………………………………………………………………..25
3.3 Пресс-служба Президента РФ………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
Факультет экономики и права
Специальность
030501.65 «Юриспруденция»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: Конституционное
право России
ПРЕЗИДЕНТ
РФ
Хабаровск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1
ПРЕЗИДЕНТ РФ………………………………………………
1.1 Становление института Президента РФ…………………………………………….5
1.2 Порядок выборов
и вступление в должность
1.3 Правовой статус Президента РФ……………………………………………………12
2 ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ………………………………………………15
2.1 Основные полномочия Президента РФ…………………………...………………..15
2.2 Полномочия Президента РФ в области руководства внешней политикой………20
2.3 Полномочия
Президента РФ в области
3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕЗИДЕНТОМ РФ……………….24
3.1 Администрация
Президента РФ……………………………………………
3.2 Акты Президента РФ………………………………………………………………..25
3.3 Пресс-служба
Президента РФ……………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Президент является главой государства (ст. 80 Конституции РФ).
Согласно Конституции РФ Президент РФ как институт государственной власти стоит особняком и не относится ни к одной из трех ветвей власти: ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной. Он стоит выше них, контролирует их деятельность и наделен обширными полномочиями. Это отдельный орган власти. Однако нашу страну принято относить не к президентским, а полупрезидентским республикам. При этом конституционная модель президентской республики в РФ и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем «сдержек и противовесов» обеспечивается воспрепятствование превращению института Президента в режим личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти России. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма. Необходимые для этого правовые условия в действующей Конституции имеются. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия сопрягаются с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью.
Анализ изученных источников и литературы. Содержание моей курсовой работы отражено в работах: Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Н.В. Витрука, М.В. Баглая, Е.И. Колюшина, Д.Б. Каткова и др.
Цель. Рассмотрение основных функций главы государства и вытекающих из них полномочий, а также прав и обязанностей Президента РФ и его аппарата.
Исходя из поставленной цели, были определены для изучения следующие задачи:
Объектами исследования являются общественные отношения, возникающие в области реализации конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации.
Предметами
исследования являются конституционно-правовые
нормы, регулирующие вопросы правового
статуса Президента Российской Федерации.
1 ПРЕЗИДЕНТ РФ
1.1 Становление
института Президента РФ
Институт президентства был учрежден в СССР в 1990 г., а в России в марте 1991 г. на основе референдума.
В настоящее время - это принципиально новый институт при сохранении прежнего названия. В 1991 году граждане РСФСР высказались за введение института президента, а затем избрали Президента России как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти страны. Такой статус в основе своей воспринимал модель функций американского президента. Однако с самого начала в отличие от США российский Президент непосредственно не руководил деятельностью Правительства. Сохранение должности Председателя Совета Министров принципиально меняло содержание функции Президента по руководству Правительством. Президент США является главой Правительства, руководит им и отвечает за его деятельность. Институт Председателя Совета Министров РФ давал возможность Президенту РФ дистанцироваться от деятельности российского Правительства. Тем не менее, до принятия Конституции 1993 года Президент РФ юридически был самым главным элементом исполнительной власти в стране, а также осуществлял функции по представительству государства.
24 сентября 1993 года Президент РФ издал Указ «О поэтапной реформе в Российской Федерации». Указ прерывал осуществление функций Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, т.е. прекращал деятельность этих органов. А после того, как они выразили свое несогласие с подобным решением, были насильственным путем ликвидированы в начале октября 1993 года. Кроме того, Указ Президента назначал выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ - палату нового Парламента».1
Конституция РФ 1993 года принципиально изменила функции Президента РФ, отведя ему особое место в государственном механизме. «Президент в России, обладая реальными и сильными полномочиями, не возглавляет исполнительную власть, вообще не входит ни в одну ветвь власти, а занимает особое место».2
Многоплановая и сложная природа института Президента, определение его как главы государства обусловливают его специфический конституционно-правовой статус, особенности его функций и полномочий. Выделим некоторые наиболее важные черты, сообщающие Президенту специфическую функциональную роль и отличающие данный государственный орган от других федеральных органов государственной власти.
Во-первых, Президент и Правительство в соответствии с Конституцией РФ (ч.4 ст.78) обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Во-вторых, Президент РФ (п.2 ст.80) обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти.
В-третьих,
Президент активно участвует
в осуществлении
1.2
Порядок выборов и вступление
в должность Президента РФ
Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ (ст. 81) и на ее основе Федеральным законом от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» (в ред. от 19.07.2009г.)
В
соответствии с Конституцией выборы
главы государства
Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет.
В соответствии с Конституцией, Президент избирается на шесть лет. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы» срок полномочий Президента РФ увеличен до шести лет (ранее Конституцией был установлен четырехлетний срок). Изменение срока полномочий было инициировано главой государства, при этом подчеркивалось, что речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. По мнению законодателя, увеличение срока полномочий позволит Президенту РФ не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий.3
Новой нормой в Конституции 1993 года явилось введение требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.
Выдвижение
кандидатов на должность Президента
осуществляется политическими партиями,
а также в порядке
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.
На выборах Президента в голосовании должно принять участие большинство от общего числа избирателей, зарегистрированных на данный период. Это число составляет обычно около 108 млн. избирателей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися.
Избранным
считается кандидат, который получил
более половины голосов избирателей,
принявших участие в
Конституция
предусматривает, что одно и то же
лицо не может занимать должность
Президента более двух сроков подряд.
Конституция предоставляет
Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.