Правовой статус военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации1 возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как особого вида государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формированием в России правового государства и гражданского общества, сохранением военных угроз в современных условиях.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Правовой статус военнослужащих………………………….. 4
§ 1. Права военнослужащих………………………………………… 4
§ 2. Материальное обеспечение военнослужащих………………... 5
§ 3. Социальное обеспечение военнослужащих…………………… 8
§ 4. Льготы военнослужащих……………………………………….. 10
§ 5. Обязанности военнослужащих………………………………… 13
§ 6. Ответственность военнослужащих……………………………. 14
Глава II. Ограничение прав и свобод военнослужащих……………... 16
§ 1. Понятие ограничений прав и свобод военнослужащего……... 16
§ 2. Правоограничения в политической и экономической сферах.. 17
§ 3. Правоограничения на свободу слова и печати………………... 20
Глава III. Влияние современной реформы в вооруженных силах Российской Федерации на военнослужащих……………….
23
§ 1. Основные направления военной реформы 2008-2012 годов… 23
§ 2. Стимулирование военнослужащих в ходе реформы…………. 24
Заключение …………………………………………………………….……… 29
Список использованных источников ………………………………………

Работа содержит 1 файл

Текстовая часть.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Ограничения некоторых основных прав и свобод устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами Российской Федерации.

      Таким образом, особенности военной службы обусловливают ограничения некоторых  прав и свобод военнослужащих, гарантированных  гражданам Конституцией Российской Федерации. Они распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения, должны вводиться только законом и быть соразмерны охраняемому общественному интересу, основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод военнослужащих.

      Федеральным законом «О статусе военнослужащих»  в п. 7 ст. 10 установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида.

      Несоблюдение  военнослужащим ограничений может  служить основанием для привлечения  его к дисциплинарной ответственности, а при наличии состава преступления - для привлечения к уголовной ответственности.

§ 2. Правоограничения в политической и экономической сферах

      Согласно  ст. 9 Федерального закона «О статусе  военнослужащих» военнослужащие имеют  право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

      В целях соблюдения военнослужащими  политической нейтральности и ограждения их от влияния политических партий, запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территориях воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Командование воинской части обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты и в других предвыборных мероприятиях. Командиры воинских частей, участковые избирательные комиссии воинских частей организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач государственных телерадиокомпаний, связанных с подготовкой и проведением выборов.

      Военнослужащие  в Российской Федерации не ограничены как в активном, так и в пассивном избирательном праве. Однако установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих» запрет военнослужащему заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Согласно ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащим, избранным депутатами, приостанавливается военная служба в занимаемой должности на весь срок их полномочий в законодательных органах с прекращением действия контракта о прохождении ими военной службы.

      Военнослужащие  Российской Федерации могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), военнослужащие не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним (п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

      Военнослужащие  Российской Федерации вправе в свободное  от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

      В соответствии с Федеральным законом  «О статусе военнослужащих» допускается создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих. Законодательством право военнослужащих Российской Федерации на объединение в союзы, в том числе и профессиональные, не ограничивается. Союзы военнослужащих не должны вмешиваться в профессиональную компетенцию военной организации государства, в то же время к их ведению должны быть отнесены вопросы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

       Законодательством Российской Федерации также регламентировано ограничение военнослужащих в экономических правах. Лицо, состоящее на государственной службе, должно посвящать исполнению служебных обязанностей как можно большее количество своих сил и энергии. Таким образом, служба должна обеспечить ему средства к существованию, а побочные занятия не должны являться для него исключительным источником удовлетворения его насущных потребностей.

       Федеральный закон «О статусе военнослужащих»  в ст. 10 устанавливает запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, как служебной, так и трудовой, то есть они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном ТК РФ, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам.

       В то же время разрешается военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Единственным условием, для осуществления этих видов деятельности военнослужащим является то, что она не должна препятствовать исполнению обязанностей военной службы, то есть она может быть запрещена командованием воинской части, учреждения или организации, в которых проходит военную службу военнослужащий.

       Каждый  военнослужащий независимо от ученой степени и звания имеет право  заниматься научной деятельностью  на возмездной основе, сотрудничая  при этом с любыми организациями, которые проводят научные работы.

       Кроме указанных ограничений, Федеральный  закон «О статусе военнослужащих» в связи с особым характером военной службы устанавливает ограничения в пользовании определенными материальными благами, например, запрещает получать в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т.д.).

       В то же время в ходе командировок, инспекционных поездок и т.д. военнослужащим не запрещается пользоваться услугами принимающей стороны по организации  размещения, питания, предоставления транспорта в пределах, необходимых для выполнения цели поездки.

       Военнослужащие  не вправе получать от физических и  юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с Общевоинскими уставами (аб. 6 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

       Федеральный закон «О статусе военнослужащих»  установил общий запрет всем категориям военнослужащих выезжать в служебные  командировки за счет физических и  юридических лиц (аб. 8 п. 7 ст. 10). Этот запрет не распространяется на командировки, осуществляемые: в соответствии с международными договорами Российской Федерации; на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями. 

§ 3. Правоограничения на свободу слова  и печати

       Федеральный закон «О статусе военнослужащих»  устанавливает некоторые запреты  в связи с особым характером военной  службы, например, запрет на участие в забастовках. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются (п. 3 ст. 7). В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной (в порядке, установленном гл. 5 Дисциплинарного устава ВС РФ) и общей жалобы, а также обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры и в суд.

       В аб. 7 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе  военнослужащих» предусмотрен запрет на иностранные награды. Военнослужащим запрещено принимать без разрешения Президента Российской Федерации звания, ордена или другие знаки отличия  иностранного государства. Запрет включает в себя и награды, почетные и специальные звания международных и иностранных организаций.

       Федеральным законом «О статусе военнослужащих»  установлен запрет на совместную службу родственников. Военнослужащим, состоящим  между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому. Таким образом, не запрещается прохождение военной службы близкими родственниками в одном военном округе или на одном флоте (другом объединении).

       Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ограничивая свободу слова военнослужащих, запрещает им обсуждать и критиковать приказы командиров и начальников (п. 1 ст. 7), отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (п. 2 ст. 8).

       Законодательством Российской Федерации установлены  два ограничения при реализации военнослужащими права на свободу  слова. Во-первых, они не должны разглашать государственную тайну. Разглашение  сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, влечет уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ). Во-вторых, реализуя право на свободу слова, военнослужащие не вправе обсуждать и критиковать приказы командира. Указанная норма направлена на последовательное соблюдение принципа единоначалия — основы воинской дисциплины. В контексте вышеназванного Закона указанное ограничение касается обсуждения и критики приказов как прямого командира (начальника) военнослужащего, так и иных воинских должностных лиц.

       Кроме прямых запретов, законодательными актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например: УВС ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»9 установлено, что военнослужащие выезжают за пределы Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

       В случае служебной необходимости отдельные мероприятия в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - запрещено.

 

ГЛАВА III

ВЛИЯНИЕ РЕФОРМЫ В ВООРУЖЕННЫХ  СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

§ 1. Основные направления военной реформы 2008-2012 годов

      Почти всё время своего существования  Вооружённые силы России находились в стадии реформирования. Очередная военная реформа завершилась 16 ноября 2004 года. В октябре 2008 года было объявлено о начале новой реформы, которая по задумке авторов должна привести к коренному изменению облика российской армии.

      Реформа Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС России) 2008 - 2012 годов - комплекс мероприятий по изменению структуры, состава и численности Вооружённых сил Российской Федерации10.

      Главной целью военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации является создание и развитие войск, способных обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности граждан и других жизненно важных интересов общества и государства.

      В соответствии с Военной доктриной  Российской Федерации (2010 г.) основной задачей строительства и развития Вооруженных Сил и других войск является приведение их структуры, состава и численности в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также политическими, социально - экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации.

      В ходе начавшейся реформы предстоит решить пять задач. Первая из них касается социального блока, «чтобы профессия офицера была уважаемой и престижной в России». Второй блок задач касается решения вопросов, связанных с переводом всех соединений и частей в категорию постоянной боевой готовности. Третий блок задач касается необходимости сформировать «нового» офицера, то есть создать новую систему военного образования. Четвертая группа задач связана с тем, что «Совет безопасности РФ поставил задачу иметь в мирное время численность ВС не более 1 млн человек». Пятый блок задач связан с пересмотром нормативно-правовой базы, включая боевые уставы.

Информация о работе Правовой статус военнослужащих