Правовой статус иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ института административно-правового статуса иностранных граждан в РФ. Достижение данной цели обусловливает следующие задачи работы:
1. дать определение понятия административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства,
2. изучить правовое регулирование данного института как на национальном, так и на международном уровне,

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
§ 1. Понятие иностранных граждан и лица без гражданства и их классификация 3
§2. Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 8
§3. Момент прекращения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 10
§4. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации 10
§5. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 13
Глава 2. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
20
§ 1. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административной ответственности и проблемы ее применения 20
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

Следует отметить сложившуюся в России тяжелую  ситуацию с нелегальной трудовой миграцией. Эта проблема является одним  из важнейших, если не самым важным вопросом в сфере миграции, которая  требует четких и целенаправленных мер и наиболее эффективным нормативным  урегулированием, изменений в государственной  политике России в этой сфере. Также  следует отметить, что недавние изменения  Федерального законодательства в сфере  миграции, в частности изменения  системы миграционного учета  иностранных граждан, ввод так называемого  осведомительного порядка миграционного  учета показали, что государство  делает шаги по решению данного вопроса. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации» иностранный  гражданин не вправе быть членом экипажа  военного корабля Российской Федерации  или другого эксплуатируемого в  некоммерческих целях судна, а также  летательного аппарата государственной  или экспериментальной авиации, командиром воздушного судна гражданской  авиации25.

Статья 56 Кодекса  торгового мореплавания РФ запрещает  иностранным гражданам замещать в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Иностранный гражданин не вправе быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с  обеспечением безопасности Российской Федерации. К числу таких объектов и организаций Постановлением Правительства  РФ от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении  перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми  на работу» отнесены объекты и  организации Вооруженных Сил  Российской Федерации, других войск  и воинских формирований, структурные  подразделения по защите государственной  тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную  тайну, органов государственной  власти и организаций, а также  организации, в состав которых входят радиационные опасные и ядерные  опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационных опасных материалов и изделий.26

Обязанность по медицинскому страхованию. В соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» иностранные  граждане, временно находящиеся в  Российской Федерации, должны быть застрахованы по системе медицинского страхования.

Особое требование медицинского страхования не распространяется на иностранных граждан:

- проживающих  в Российской Федерации в общей  сложности более 183 дней в календарном  году;

- работающих  в Российской Федерации по  трудовым договорам;

- находящихся  в служебных командировках в  иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных  организациях, аккредитованных при  Министерстве иностранных дел  Российской Федерации;

- пребывающих  в Российской Федерации с официальным  визитом;

- находящихся  в Российской Федерации по  приглашению работников иностранных  дипломатических представительств, консульских учреждений и международных  организаций, аккредитованных при  Министерстве иностранных дел  Российской Федерации;

- имеющих  право на бесплатное оказание  медицинской помощи (включая медико-транспортные  услуги) в соответствии с международными  договорами Российской Федерации.

В отношении  указанных иностранных граждан  законодательные акты Российской Федерации  применяются в общеустановленном  порядке27.

Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги. Объем медицинской помощи застрахованным иностранным гражданам  должен минимально включать:

- медицинскую  помощь, оказываемую станциями (отделениями,  пунктами) скорой медицинской помощи;

- медицинскую  помощь в амбулаторных и стационарных  медицинских учреждениях при  внезапном расстройстве здоровья  и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы  жизни пациента и (или) снятия  острой боли;

- транспортировку  медицинским транспортом или  иным транспортным средством,  включая медицинское сопровождение  (медицинская бригада, врач, медицинская  сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;

- посмертную  репатриацию (транспортировку) останков.

 

Глава 2. Административная ответственность  иностранных граждан и лиц  без гражданства

§ 1. Административное выдворение иностранных  граждан и лиц без гражданства  как мера административной ответственности  и проблемы ее применения

Иностранные граждане и лица без гражданства  обязаны соблюдать действующее  российское законодательство независимо от оснований и сроков своего пребывания на российской территории. Из данного  положения следует правило об общей с российскими гражданами ответственности за совершение правонарушений, в частности административных. Так, в соответствии с ч.1 ст.2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства  и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вместе с тем ч.3 ст.2.6 КоАП РФ определено, что вопрос об административной ответственности  иностранного гражданина, пользующегося  иммунитетом от административной юрисдикции РФ и в соответствии с ее федеральными законами и международными договорами и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. Иммунитет от административной юрисдикции РФ распространяется (при определенных условиях) и на членов семей названных  лиц, а также членов различных  государственных правительственных  и международных организаций, совершающих  официальные визиты в нашу страну.

Некоторые деяния, признаваемые в РФ административными  правонарушениями, могут совершаться  только иностранными гражданами и лицами без гражданства. Так, в частности, ст.18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ими  режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нарушении правил въезда в РФ либо в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в ней, либо в утрате таких документов при неподаче заявления  об их утрате в соответствующий орган, либо в несоблюдении порядка регистрации  либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении  от выезда из РФ по истечении определенного  срока пребывания, а равно в  несоблюдении правил транзитного проезда  через ее территорию, - наложение  административного штрафа в размере  от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением  за пределы Российской Федерации  или без такового.

В отношении  иностранных граждан и лиц  без гражданства могут применяться  меры административного воздействия, не допустимые по отношению к российским гражданам, например депортация. Пунктом 1 ст.31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ сокращен, данный иностранный  гражданин обязан выехать из нее  в течение 3 дней. В свою очередь, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из РФ в течение 15 дней (п.2 ст.31 данного Закона). Иностранный  гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную этими пунктами, подлежит депортации.

Депортация  осуществляется федеральным органом  исполнительной власти, ведающим вопросами  внутренних дел, или его территориальными органами за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо если иностранный работник принят на работу с нарушением установленных Федеральным  законом "О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации" порядка привлечения  и использования иностранных  работников, - за счет средств пригласившего  его органа, дипломатического представительства  или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный  гражданин, международной организации  либо ее представительства, физического  или юридического лица, пригласивших иностранного гражданина в РФ.

В том случае, если установление приглашающей стороны  невозможно, депортация осуществляется за счет бюджета РФ. Федеральный  орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его  территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган  исполнительной власти, ведающий вопросами  иностранных дел. В свою очередь, последний уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое  представительство или консульское  учреждение иностранного государства  в РФ, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

Особенностью  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства является применение к ним специфического вида административного  наказания, которое по российскому  законодательству не может применяться  к российским гражданам. Речь идет об административном выдворении за пределы  РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. В соответствии со ст.3.10 КоАП РФ административное выдворение заключается в принудительном и  контролируемом перемещении названных  граждан и лиц через Государственную  границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством  РФ, - в контролируемом самостоятельном  выезде иностранных граждан и  лиц без гражданства из РФ.

Административное  выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается  в отношении иностранных граждан  или лиц без гражданства и  назначается судьей, а в случае совершения такими гражданами и лицами без гражданства административного  правонарушения при въезде в РФ - соответствующими должностными лицами. Ответственность за которые предусмотрена  нормами ст. ст.18.1, 18.4, 18.8, 18.10, 18.11, 18.17, 19.27 КоАП РФ. В соответствии с ч.5 ст.32.10 КоАП РФ до осуществления административного  выдворения иностранный гражданин  или лицо без гражданства содержится в специальных помещениях, предусмотренных  ст.27.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст.3.10 КоАП РФ данный вид административного  наказания заключается в принудительном и контролируемом перемещении иностранного гражданина или лица без гражданства  через Государственную границу  РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных  законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном их выезде из страны.

В качестве примера можно привести ст.18.8 КоАП РФ, предусматривающую, что нарушение  иностранным гражданином или  лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в нее либо в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ, либо в  утрате таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий  орган, либо в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении  определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию РФ, влечет наложение административного  штрафа в размере от 10 до 15 минимальных  размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы РФ.

В настоящее  время административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства установлено КоАП РФ в качестве дополнительного наказания: за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации (ст.18.1); за нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (ст.18.4); за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст.18.8); за осуществление иностранными работниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст.18.10); за нарушение иммиграционных правил (ст.18.11).

 

Заключение

Административно - правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и  гарантированных государством.

Административно-правовой статус иностранных граждан (лиц  без гражданства) на территории РФ определяется Конституцией РФ и законодательством. Общие вопросы правового положения  иностранных граждан в Российской Федерации регламентируются Федеральным  законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации".

Иностранные граждане и лица без гражданства  пользуются в Российской Федерации  равными правами и несут обязанности  наравне с гражданами Российской Федерации (ч.3 ст.62 Конституции), кроме  случаев, установленных федеральным  законом или международным договором  РФ.

По времени  пребывания на территории России всех иностранных граждан и лиц  без гражданства можно поделить на: постоянно проживающих; временно пребывающих; проезжающих через  территорию РФ транзитом.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на основаниях законодательства РФ. Но только к этим субъектам может быть применен особый вид административного наказания - административное выдворение за пределы  РФ. Как мера административного пресечения к иностранному гражданину может  быть применена депортация - принудительная высылка из РФ в случае утраты или  прекращения законных оснований  для его дальнейшего пребывания (проживания) в России.

Таким образом, иностранным гражданином следует  считать любое физическое лицо, которое, находясь в определенной правовой связи  с российским государством, не является его гражданином и состоит  в гражданстве (подданстве) иного  государства.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан