Правовой статус иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ института административно-правового статуса иностранных граждан в РФ. Достижение данной цели обусловливает следующие задачи работы:
1. дать определение понятия административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства,
2. изучить правовое регулирование данного института как на национальном, так и на международном уровне,

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
§ 1. Понятие иностранных граждан и лица без гражданства и их классификация 3
§2. Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 8
§3. Момент прекращения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 10
§4. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации 10
§5. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 13
Глава 2. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
20
§ 1. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административной ответственности и проблемы ее применения 20
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ                                                                                                                   СТР.

Введение                                                                                                                                2

Глава 1. Общая характеристика правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства                                                                                                                            3

§ 1. Понятие иностранных граждан  и лица без гражданства и их классификация        3

§2. Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства                                                                                                              8

§3. Момент прекращения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства                                                                                                                     10

 

§4. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации                                                                                                          10

 

§5. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ                                                                                                                                       13 

Глава 2. Административная ответственность  иностранных граждан и лиц  без гражданства

                                                                                                                                                 20

§ 1. Административное выдворение иностранных  граждан и лиц без гражданства  как мера административной ответственности  и проблемы ее применения                                    20

Заключение                                                                                                                              23

Литература                                                                                                                                24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

12 декабря  1993 г. была принята Конституция России. Одним из основных её положений является положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

На данном принципиальном положении Конституции РФ базируется вся нормативно-правовая основа административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящая из ряда федеральных законов, в числе которых первостепенное значение имеет Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (он определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов - с другой, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РФ и осуществлением ими на ее территории трудовой, предпринимательской и иной деятельности), а также принятых во исполнение данных законов нормативных правовых актов Правительства РФ и органов ее исполнительной власти. Кроме того, нельзя забывать, что значительную роль в регулировании правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в целом и их административно-правового статуса в частности играют общепризнанные принципы международного права, международные договоры, участником которых является РФ, различного рода межправительственные соглашения.

Свобода внешнеэкономической  деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики  для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в  Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных  граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому  увеличению числа иностранных граждан  и лиц без гражданства, проживающих  в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных  отношений проблема регламентирования  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства приобретает  для России все большую актуальность. Целью настоящей работы является изучение и анализ института административно-правового статуса иностранных граждан в РФ. Достижение данной цели обусловливает следующие задачи работы:

  1. дать определение понятия административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства,
  2. изучить правовое регулирование данного института как на национальном, так и на международном уровне,
  3. классифицировать иностранных граждан и лиц без гражданства,
  4. выявить особенности и проблемы применения административной ответственности к иностранным гражданам и лицам без гражданства,

Глава 1. Общая характеристика правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства

§ 1. Понятие иностранных граждан  и лица без гражданства и их классификация,

В соответствии с Законом РФ «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г №115-ФЗ иностранный  гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицом без  гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Субъекты  права – это индивиды или организации, которые на основании норм права  могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. В административном праве под  субъектом права понимают лицо (индивид  и организацию), которое по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая  возможность индивида и организации  быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических  прав и обязанностей связана с  наличием определенных свойств, для  обозначения которых применяется  термин «правосубъектность». Правосубъектность  как способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами  и может быть различной у разных субъектов. В основном различают  индивидуальных и коллективных субъектов  права. К индивидуальным помимо иных субъектов права относятся также  иностранные граждане и лица без  гражданства1. Вышесказанное подтверждается не только внутригосударственными, но и международными нормами права. Так, в статье 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности»2. Вышесказанное положение декларируется также Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года3.

Для того чтобы  лицо, обладающее правосубъектностью, могло стать участником административно-правовых отношений оно, наряду с общей  правосубъектностью, должно также обладать административной правосубъектностью. Административная правосубъектность  включает две составляющие: правоспособность и дееспособность. Административная правоспособность - это способность  приобретать субъективные юридические  права и обязанности административно-правового  характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей  правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать  свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность  лица нести административную ответственность  за совершенные правонарушения (деликты). Субъекты административного права, имеющие установленный законом  и административно-правовыми нормами  правовой статус, становятся участниками  административных правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных  граждан и лиц без гражданства  административно- правовой правосубъектности  и факт участия в административно-правовых отношениях является очень важным, поскольку участие иностранных  граждан и лиц без гражданства  в административных правонарушениях  является предпосылкой возникновения  других правоотношений.

Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь Конституцией РФ 1993 года, в  частности статьями 27, 62, 634; международными договорами РФ5; Федеральным законом РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г.6; Федеральном законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации7»; постановлениями Правительства РФ и иными нормативно правовыми актами.

Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и  гарантированных государством. Что  касается содержания правового статуса  иностранных граждан, то в структурном  плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

Иностранные граждане в зависимости от времени  их нахождения на территории Российской Федерации различаются:

  • Временно пребывающие в Российской Федерации;
  • Временно проживающие на территории Российский Федерации;
  • Постоянно проживающие на территории.

У каждой категорий  иностранных граждан имеется  некоторые особенности правового  положения.

Временно  пребывающий в РФ иностранный  гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и  получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в  РФ определяется сроком действия выданной ему визы, который не может превышать  девяносто суток для иностранных  граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, когда иностранный  гражданин заключил трудовой договор  или гражданско-правовой договор  на выполнение работ (оказание услуг) с  соблюдением требований ФЗ (продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год), и  случаев предусмотренных ФЗ8.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в  РФ может быть продлен либо сокращен федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных  дел, или федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции  по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере  миграции или его территориальными органами в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию9.

Срок временного пребывания отдельных категорий  временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан  может быть увеличен до ста восьмидесяти суток или сокращен как на территории одного или нескольких субъектов  Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации в целях  обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса  трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан  Российской Федерации, а также в  целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  обязан выехать из Российской Федерации  по истечении срока действия его  визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим  Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему  продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное  проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление  и иные документы, необходимые для  получения им разрешения на временное  проживание в порядке, предусмотренном  федеральным законом10.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан