Правовой статус иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и анализ института административно-правового статуса иностранных граждан в РФ. Достижение данной цели обусловливает следующие задачи работы:
1. дать определение понятия административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства,
2. изучить правовое регулирование данного института как на национальном, так и на международном уровне,

Содержание

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 3
§ 1. Понятие иностранных граждан и лица без гражданства и их классификация 3
§2. Момент возникновения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 8
§3. Момент прекращения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства 10
§4. Порядок въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации 10
§5. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 13
Глава 2. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства
20
§ 1. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административной ответственности и проблемы ее применения 20
Заключение 23
Литература 24

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.docx

— 51.04 Кб (Скачать)

Въезд может  быть не разрешен (на усмотрение компетентных органов) в случае, если иностранный  гражданин:

1) в пункте  пропуска через российскую границу  нарушил правила её пересечения,  таможенные правила, санитарные  нормы, - до устранения нарушения;

2) использовал  подложные документы или сообщил  заведомо ложные сведения о  себе или о цели своего пребывания  в России;

3) имеет неснятую  или непогашенную судимость за  совершение умышленного преступления  на территории России или за  ее пределами;

4) два и  более раза в течение трех  лет привлекался к административной  ответственности в соответствии  с российским законодательством  за совершение административного  правонарушения на территории  России;

5) в период  своего предыдущего пребывания  в России при выезде из Российской  Федерации не сдал миграционную  карту;

6) в период  своего предыдущего пребывания  в России уклонился от уплаты  налога или административного  штрафа или не возместил расходы,  связанные с административным  выдворением за пределы России  или с депортацией, - до осуществления  соответствующих выплат в полном  объеме.

Выезд может  быть ограничен в случаях, если иностранный  гражданин:

1) в соответствии  с российским законодательством  задержан по подозрению в совершении  преступления либо привлечен  в качестве обвиняемого, - до принятия  решения по делу или до вступления  в законную силу приговора  суда;

2) осужден  за совершение преступления на  российской территории, - до отбытия  (исполнения) наказания или до  освобождения от наказания;

3) уклоняется  от исполнения обязательств, наложенных  на него судом, - до исполнения  обязательств либо до достижения  согласия сторонами;

4) не выполнил  предусмотренные российским законодательством  обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.

 

§5. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

Как уже отмечалось, иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут  обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом  или международным договором14.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» устанавливает некоторые ограничения  прав и свобод иностранных граждан, но вместе с тем освобождает от некоторых обязанностей, возникающих  лишь при наличии гражданства  РФ.

Иностранные граждане в Российской Федерации  не имеют права:

  • Избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ
  • Участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ, однако постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.
  • Они не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но, учитывая контрактную основу формирования части войск Вооруженных Сил РФ, могут быть приняты на работу в войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала, также могут поступить на военную службу по контракту. Иностранные граждане проходят военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. В связи с этим можно сделать вывод о том, что перемещение военнослужащих - иностранных граждан по службе может осуществляться в рамках только одного состава военнослужащих - солдаты, матросы, сержанты, старшины.

Дееспособные  иностранные граждане и лица без  гражданства, достигшие восемнадцати лет и претендующие на приобретение в полном объеме правового статуса  гражданина РФ, вправе обратиться с  заявлением о приеме в гражданство  РФ. Для тех, кто прибыл к нам  после 1 июля 2002 г., обязательно условие: нужно непрерывно проживать на территории РФ в течение пяти лет со дня  получения вида на жительство15.

Это правило  не распространяется на лиц:

имеющих хотя бы одного родителя - гражданина РФ, проживающего на территории РФ;

имевших гражданство  СССР, проживавших и проживающих  в государствах, входивших в состав СССР, не получивших гражданства этих государств и оставшихся в результате этого лицами без гражданства;

родившихся  на территории РСФСР и имевших  гражданство бывшего СССР;

состоящих в  браке с гражданином РФ не менее  трех лет;

нетрудоспособных  и имеющих дееспособных, достигших  возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами РФ сына или дочь.

Разумеется, заявитель обязан соблюдать законодательство РФ, иметь законный источник доходов, отказаться от имеющегося у него иного  гражданства и владеть русским  языком.

Решения по вопросам гражданства принимает  президент РФ в срок до одного года со дня подачи заявления.

Вышеперечисленные категории граждан вправе приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, то есть без обязательного соблюдения всех условий в течение шести  месяцев со дня подачи заявления  и всех необходимых документов16. Решение о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, то есть Федеральной миграционной службой РФ, тогда как решение о принятии в гражданство в общем порядке принимается Президентом РФ.

Для ветеранов  Великой Отечественной войны, имевшим  гражданство бывшего СССР и проживающим  на территории РФ, есть только одно условие - обязательно соблюдать Конституцию  и законодательство РФ.

Без соблюдения каких-либо условий, только по заявлению  родителя, опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ, получают гражданство РФ дети и недееспособные лица, считающиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Лицам, имевшим  гражданство СССР, прибывшим в  РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту  жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившим разрешение на временное проживание в РФ или  вид на жительство, предоставлена  возможность обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ без  соблюдения условий о сроке проживания, источнике существования и языке.

Иностранные граждане имеют право на свободу  передвижения в личных и деловых  целях в пределах РФ, за исключением  посещения территорий, организаций  и объектов, для въезда на которые  требуется специальное разрешение17.

Временно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место  своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено  временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ18.

Иностранным гражданам, являющимся сотрудниками дипломатических  представительств и работниками  консульских учреждений иностранных  государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также аккредитованными в Российской Федерации иностранными журналистами, право на свободу передвижения в  пределах Российской Федерации предоставляется  на основе принципа взаимности, за исключением  посещения территорий, организаций  и объектов, для въезда на которые  требуется специальное разрешение19.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации» устанавливает, что постоянно  или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания, а  временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - учету по месту пребывания.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих  способностей и имущества для  предпринимательской и иной, не запрещенной  законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных  федеральным законом20.

При этом иностранный  гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии  разрешения на работу. Такое разрешение не требуется для иностранных  граждан21:

- постоянно  проживающих в Российской Федерации;

- являющихся  участниками Государственной программы  по оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию  соотечественников, проживающих  за рубежом, и членов их семей,  переселяющихся совместно с ними  в Российскую Федерацию;

- являющихся  сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений  иностранных государств в Российской  Федерации, сотрудниками международных  организаций, а также частными  домашними работниками указанных  лиц;

- являющихся  работниками иностранных юридических  лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное  обслуживание, а также послегарантийный  ремонт поставленного в Российскую  Федерацию технического оборудования;

- являющихся  журналистами, аккредитованными в  Российской Федерации;

- обучающихся  в Российской Федерации в образовательных  учреждениях профессионального  образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение  каникул;

- обучающихся  в Российской Федерации в образовательных  учреждениях профессионального  образования и работающих в  свободное от учебы время в  качестве учебно-вспомогательного  персонала в тех образовательных  учреждениях, в которых они  обучаются;

- приглашенных  в Российскую Федерацию в качестве  преподавателей для проведения  занятий в образовательных учреждениях,  за исключением лиц, въезжающих  в Российскую Федерацию для  занятия преподавательской деятельностью  в учреждениях профессионального  религиозного образования (духовных  образовательных учреждениях).

При этом временно пребывающий в Российской Федерации  иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне  пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин - вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему  разрешено временное проживание22.

Постановлением  Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 97 «Об установлении случаев осуществления  трудовой деятельности иностранным  гражданином или лицом без  гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»  установлено, что временно пребывающий  и временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин  вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано соответственно разрешение на работу или разрешение на временное проживание, в случае направления в служебную командировку, а также в случае, если постоянная работа осуществляется работником в  пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом установлены  ограничения продолжительности  осуществления трудовой деятельности за пределами указанного субъекта РФ23.

Работодатель  и заказчик работ (услуг) имеют право  привлекать и использовать иностранных  работников только при наличии разрешения на привлечение и использование  иностранных работников. Однако иностранных  граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем  получения визы, и имеющих разрешение на работу можно привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности, без получения разрешения на привлечение  и использование иностранных  работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании  территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости  населения в соответствующем  субъекте Российской Федерации. При  этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин  не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу24. Есть исключения, установленные приказом от 17 сентября 2007 г. № 607 Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации «Об установлении списков профессий (должностей) и работ, при выполнении которых иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие (проживающие) в российской федерации, в случаях, установленных правительством российской федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта российской федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)».

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан