Правовой акт государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

В административно - правовой науке под формами управления понимаются внешнее выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществляемое в рамках своей компетенции.
Формы управленческой деятельности многообразны. Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям.
Эффективность форм организации и функционирования государственной власти в обществе в значительной мере зависит от способности существующих властных институтов адекватно реагировать на возникающие у населения потребности и удовлетворять их.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……2

1. Формы государственного управления ………………………………..………4
1.1. Понятие форм государственного управления ……………………………..4
1.2. Классификация форм государственного управления ………………..……6
2. Правовой акт государственного управления ……………………………….13
2.1. Правовой акт как особая форма государственного управления…………13
2.2. Классификация актов государственного управления ……………………16

Заключение ………………………………………………………………………19

Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая админправо.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

- уяснение смысла и  содержания нормы, то есть ее  толкование;

- принятие по делу решения,  индивидуального акта;

- исполнение акта применения  нормы права.

По содержанию и свойствам  правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы:

- Регулятивная форма правопримениения  используется для разрешения  индивидуальных конкретных управленческих  дел и вопросов, для реализации  прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

- Правоохранительная форма  правоприменения направлена на  охрану урегулированных юридическими  нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неприкосновенность. Посредством этой формы деятельности разрезаются юридические споры возникающие в сфере управления, осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

- По Целям использования  правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

- Внутренние правовые  формы управленческой деятельности  используются для решения организационно  штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными  подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами.

- Внешние правовые формы  управленческой деятельности используются  в целях обеспечения выполнения  возложенных на орган задач  и функций, составляющих содержание  управленческой деятельности.

Внутренние и внешние  правовые формы управления могут  быть как правотворческими так и  правоприменительными.

По способу выражения  правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов , сигналов, знаков и т.п.).

Наиболее распространенный способ выражения результата управленческой правоприменительной деятельности – индивидуальный письменный акт-документ. Он используется при решении вопросов, требующих фиксации правоприменения, его стабильности, точности, определенности и т.п.

Широко используется устный способ. Этот способ часто применяется  при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может осуществляться при помощи жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решений субъекта применения права.

Также стоит  отметить что, для реализации своих  властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие правовые формы как:

-                     издание административно-правовых актов (правовых актов управления);

-                     заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);

-                     совершение иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.).

Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).

С каждым годом  расширяется договорная практика субъектов  исполнительной власти. Если в прошлом  они в основном были стороной в  трудовых отношениях (коллективных, трудовых договорах), то теперь они заключают  много административных договоров (соглашения между разными субъектами управления, контракты о службе в милиции, вооруженных силах и т. д.).

И хотя при вступлении в гражданско-правовые сделки они  выступают в другом качестве, действуют  как юридические лица, их участие  в гражданско-правовых договорах можно рассматривать как вспомогательную деятельность, способствующую выполнению их основной управленческой функции. Велика роль исполнительной власти в подготовке, а часто и в заключении государственно-правовых договоров между субъектами Федерации, межгосударственных и иных международных договоров.

Рассмотренная классификация форм государственного управления в зависимости от наступивших  последствий является основной и  представляющей наибольший интерес  для административного права. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

2. Правовой  акт государственного управления

2.1. Правовой  акт как особая форма государственного  управления

Акты государственного управления - это особая юридическая  форма выражения исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.

По своему правовому  содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее  юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, с помощью  которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.

Правовые акты управления являются основной юридической, административно-правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:

- правовой акт  государственного управления, представляет  собой юридический вариант управленческого  решения. Путем его издания  исполнительный орган или должностное  лицо решает тот или иной  вопрос, возникающий в процессе  его деятельности, в интересах  реализации задач и функций исполнительной власти;

- правовой акт  управления издается только полномочным  субъектом исполнительной власти  или государственно-управленческой  деятельности в пределах его  компетенции, определенной действующим  законодательством либо административно-правовыми нормами;

- правовой акт  управления — юридическо-властное  волеизъявление соответствующего  субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение  властная природа государственно-управленческой  деятельности;

- правовой акт  управления — одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

- правовой акт  управления содержит в себе  юридически-властное предписание  субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

- правовой акт  управления определяет правила  должного поведения в сфере государственного управления;

- правовой акт  управления может либо создавать  юридическую основу для возникновения,  изменения или прекращения административно-правовых отношений, либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

- правовой акт  управления подзаконен, то есть  он может быть издан полномочным  субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской федерации, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

- правовой акт  управления занимает определенное  место в иерархической системе  такого рода актов, что означает  соответствие акта данного органа исполнительной власти, должностного лица актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

- правовой акт  управления представляет собой  юридическую разновидность служебных  документов, постоянно используемых  в процессе деятельности исполнительных органов, должностных лиц. Эти документы выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;

- правовой акт  управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно;

- правовой акт  управления с учетом ранее  изложенных его качеств издается  с соблюдением определенных, официально  установленных правил, предусматривающих  порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и пр. Общие правила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти;

- правовой акт  управления может быть в установленном  действующим законодательством  или подзаконными административно-правовыми  нормами порядке опротестован  или обжалован;

- правовой акт  управления в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны.

Таким образом, акт государственного управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.

В таком понимании  этот вид юридических актов опосредствует  взаимоотношения между сторонами  управленческих отношений, точнее —  между управляющей и управляемой  сторонами, между субъектами и объектами  управления.

В правовых актах  управления решаются многие вопросы  детализации и конкретизации  общих правовых норм, содержащихся в правовых актах законодательных  органов государственной власти.

Правовые акты государственного управления только тогда  выполняют свое предназначение, когда они находят широкое применение в практической деятельности органов управления и их должностных лиц, когда содержащиеся в них положения исполняются или осуществляются. Для этого правовой акт управления должен обладать юридической силой, под которой понимается его способность выступать в качестве административно-правовой формы реализации исполнительной власти, то есть, полностью соответствовать ее задачам, целям и функциям. Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия и издания.

Отличия актов  государственного управления от других нормативных актов следующие:

- от закона  отличается тем, что носит подзаконный характер, издается на основе и во исполнение закона.

- от судебных  актов. Судебный акт есть акт  применения нормы права к отдельным  фактам нарушения права. Он  не содержит норм права. Акты  управления же содержат определенные  правила поведения.

- от гражданско-правовых актов отличается по своей юридической природе. Гражданско-правовой акт - это акт соглашение, результат взаимного волеизъявления сторон. Акт же государственного управления - одностороннее, властное волеизъявление субъекта управления.

- от документов. Служебные документы являются источником информации и не имеют юридического значения.

2.2. Классификация  актов государственного управления

Акты государственного управления многочисленны и разнообразны. В механизме правового регулирования  они выполняют многоплановые функции. С их помощью разрешается множество самых различных по своей сложности и содержанию задач, возникающих в ходе государственного руководства обществом.

Классификация актов государственного управления:

1. По юридическим  свойствам:

- нормативные акты. Нормативные акты государственного управления содержат в себе нормы права. Как правило, они рассчитаны на длительное применение. (Например, правила дорожного движения).

Нормативные акты государственной администрации  являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми и многоотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей, но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права.

Информация о работе Правовой акт государственного управления