Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:13, курсовая работа
В административно - правовой науке под формами управления понимаются внешнее выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществляемое в рамках своей компетенции.
Формы управленческой деятельности многообразны. Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям.
Эффективность форм организации и функционирования государственной власти в обществе в значительной мере зависит от способности существующих властных институтов адекватно реагировать на возникающие у населения потребности и удовлетворять их.
Введение ……………………………………………………………………..……2
1. Формы государственного управления ………………………………..………4
1.1. Понятие форм государственного управления ……………………………..4
1.2. Классификация форм государственного управления ………………..……6
2. Правовой акт государственного управления ……………………………….13
2.1. Правовой акт как особая форма государственного управления…………13
2.2. Классификация актов государственного управления ……………………16
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы………………
- уяснение смысла и содержания нормы, то есть ее толкование;
- принятие по делу решения, индивидуального акта;
- исполнение акта применения нормы права.
По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, правоприменительная деятельность подразделяется на две формы:
- Регулятивная форма
- Правоохранительная форма
правоприменения направлена на
охрану урегулированных
- По Целям использования правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.
- Внутренние правовые
формы управленческой
- Внешние правовые формы
управленческой деятельности
Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими так и правоприменительными.
По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью жестов , сигналов, знаков и т.п.).
Наиболее распространенный
способ выражения результата управленческой
правоприменительной
Широко используется устный способ. Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.
Правоприменение может осуществляться при помощи жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решений субъекта применения права.
Также стоит отметить что, для реализации своих властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие правовые формы как:
- издание административно-правовых актов (правовых актов управления);
- заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);
- совершение иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.).
Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнительной власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, изменяются или отменяются старые (правотворческая деятельность), формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие (правоприменительная деятельность).
С каждым годом расширяется договорная практика субъектов исполнительной власти. Если в прошлом они в основном были стороной в трудовых отношениях (коллективных, трудовых договорах), то теперь они заключают много административных договоров (соглашения между разными субъектами управления, контракты о службе в милиции, вооруженных силах и т. д.).
И хотя при вступлении в гражданско-правовые сделки они выступают в другом качестве, действуют как юридические лица, их участие в гражданско-правовых договорах можно рассматривать как вспомогательную деятельность, способствующую выполнению их основной управленческой функции. Велика роль исполнительной власти в подготовке, а часто и в заключении государственно-правовых договоров между субъектами Федерации, межгосударственных и иных международных договоров.
Рассмотренная классификация форм государственного управления в зависимости от наступивших последствий является основной и представляющей наибольший интерес для административного права.
2. Правовой
акт государственного
2.1. Правовой
акт как особая форма
Акты государственного управления - это особая юридическая форма выражения исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления.
По своему правовому содержанию акт управления представляет собой не что иное, как одностороннее юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, с помощью которого практически реализуются задачи и функции исполнительной власти.
Правовые акты управления являются основной юридической, административно-правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие их юридическую природу, следующие:
- правовой акт
государственного управления, представляет
собой юридический вариант
- правовой акт
управления издается только
- правовой акт
управления — юридическо-
- правовой акт управления — одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;
- правовой акт
управления содержит в себе
юридически-властное
- правовой акт управления определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;
- правовой акт
управления может либо
- правовой акт
управления подзаконен, то есть
он может быть издан
- правовой акт
управления занимает
- правовой акт
управления представляет собой
юридическую разновидность
- правовой акт управления, как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно;
- правовой акт
управления с учетом ранее
изложенных его качеств
- правовой акт
управления может быть в
- правовой акт
управления в случае несоблюден
Таким образом, акт государственного управления есть основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно-управленческой деятельности.
В таком понимании
этот вид юридических актов
В правовых актах
управления решаются многие вопросы
детализации и конкретизации
общих правовых норм, содержащихся
в правовых актах законодательных
органов государственной
Правовые акты государственного управления только тогда выполняют свое предназначение, когда они находят широкое применение в практической деятельности органов управления и их должностных лиц, когда содержащиеся в них положения исполняются или осуществляются. Для этого правовой акт управления должен обладать юридической силой, под которой понимается его способность выступать в качестве административно-правовой формы реализации исполнительной власти, то есть, полностью соответствовать ее задачам, целям и функциям. Важнейшим условием юридической силы правового акта является его соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия и издания.
Отличия актов государственного управления от других нормативных актов следующие:
- от закона
отличается тем, что носит
- от судебных
актов. Судебный акт есть акт
применения нормы права к
- от гражданско-правовых актов отличается по своей юридической природе. Гражданско-правовой акт - это акт соглашение, результат взаимного волеизъявления сторон. Акт же государственного управления - одностороннее, властное волеизъявление субъекта управления.
- от документов. Служебные документы являются источником информации и не имеют юридического значения.
2.2. Классификация
актов государственного
Акты государственного
управления многочисленны и разнообразны.
В механизме правового
Классификация актов государственного управления:
1. По юридическим свойствам:
- нормативные акты. Нормативные акты государственного управления содержат в себе нормы права. Как правило, они рассчитаны на длительное применение. (Например, правила дорожного движения).
Нормативные акты государственной администрации являются важнейшими источниками права. В зависимости от отраслевой принадлежности содержащихся в них норм они могут быть моноотраслевыми и многоотраслевыми, в которых имеются нормы различных правовых отраслей, но в них не может быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права.
Информация о работе Правовой акт государственного управления