Правовое обеспечение противодействия нелегальной миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:18, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе отмечается большая активность миграционных процессов в мире. Россия находится не на последнем месте в этом процессе, а по оценкам некоторых ученых, даже вышла на второе место после США по количеству мигрантов, въезжающих в страну. Во многом это связано с распадом СССР и образованием, так называемых, «прозрачных» границ между странами бывшего СССР, другими словами, для жителей стран СНГ установлен упрощенный процесс пересечения границ между этими странами и Российской Федерацией.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблемы нелегальной миграции
§ 1. Понятие легальной и нелегальной миграции
§ 2. Международное и российское законодательство о нелегальной миграции
Глава 2. Меры по профилактике и борьбе с нелегальной миграцией в России
§ 1. Общая характеристика нелегальной миграции в Российской Федерации на современном этапе
§ 2. Методы профилактики и борьбы с нелегальной миграцией в России
§ 3. Опыт международного сообщества по профилактике и борьбе с нелегальной миграцией на примере Великобритании и Франции
Глава 3. Меры противодействия нелегальной миграции и их правовое обеспечение
§ 1. Общая характеристика мер противодействия нелегальной миграции
§ 2. Международное законодательство как основной обеспечивающий механизм по противодействию незаконной миграции
§ 3. Российское законодательство как главный способ препятствующий развитию нелегальной миграции
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Diplom_Finish_2_zakl.docx

— 155.66 Кб (Скачать)

Несмотря на все  это, можно сделать вывод, что  международные механизмы воздействия  на потоки миграции являются наиболее эффективными. Во многом, это связано  с глобализацией мировой экономики. Как вследствие этого, становится заметнее разница между развитыми и  развивающимися странами.

Основной мерой  противодействия нелегальной миграции на международном уровне является реализация принципа легализации иностранного лица на территории государства. Данная позиция заключается в том, чтобы  заинтересовать данное лицо в самостоятельной  инициативе соблюдать правовые нормы, чтобы иностранный гражданин, так  сказать, почувствовал разницу между  различными статусами – легального и нелегального мигранта.

На данный момент, чувствуется изменение тенденций  в противодействии нелегальной  миграции. Развитым государствам проще  легализовать мигранта и дать ему  определенные гарантии, использовать его в своих целях (например, трудовая деятельность), чем пытаться с ним  бороться. Подтверждая данную тенденцию, были приняты такие международно-правовые акты как Конвенция МОТ № 97 о правах мигрантов 1949 г., Конвенция МОТ № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г., Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Конвенция № 97 ориентирована на регулирование прав легальных мигрантов и обеспечение защиты их интересов в суде. Так, в Конвенции № 143 учтено изменение мировой миграционной ситуации: ужесточение национальных законодательств в принимающих странах и связанный с этим рост нелегальной миграции. Она ориентирована на борьбу с нелегальной миграцией на международном уровне, которую связывает с нелегальной занятостью, и провозглашает необходимость защиты прав нелегальных мигрантов. Конвенция 1990 года имеет целью обеспечить уважение прав трудящихся-мигрантов. Конвенция не создает новых прав для мигрантов, но направлена на обеспечение равного обращения и равных условий труда для мигрантов и граждан принимающей страны. Конвенция опирается на основополагающее понятие о том, что всем мигрантам должна предоставляться защита определенного минимума их прав. Конвенция признает, что легальные мигранты должны обладать большим набором прав, чем нелегальные, однако в ней подчеркивается, что и в отношении нелегальных мигрантов должны соблюдаться основные права человека. Конвенция 1990 года – это комплексный документ, кодифицировавший и конкретизировавший права человека применительно к трудящимся-мигрантам. Перечисленные в Конвенции права разбиты на две группы, первая из которых применима ко всем трудящимся-мигрантам независимо от законности их пребывания в государстве, а вторая – лишь к надлежаще оформленным. Примерами прав первой группы служат право на жизнь (ст. 9), свобода от рабства или принудительного труда (ст. 11), запрет тюремного заключения на основании невыполнения какого-либо договорного обязательства (ст. 20) и другие; во второй группе закреплены такие права как право на участие в профсоюзах (ст. 26), равный доступ к социальному обеспечению (ст. 27), право на получение срочной медицинской помощи (ст. 28), равенство доступа к государственному образованию (ст. 30) и другие.

 

§ 3. Российское законодательство как главный способ препятствующий развитию нелегальной миграции

Несмотря на это, международное законодательство закрепляет и регулирует лишь основные незыблемые права человека, оставляя государствам суверенное право на регулирование  и контролирование въезда, пребывания и выезда иностранных граждан  на их территории.

Нормативно-правовые акты, регулирующие статус мигранта были описаны выше в данной работе, здесь  же хотелось рассмотреть недавно  пересмотренную Концепцию по противодействию  нелегальной миграции на территории Российской Федерации96.

Разработка Концепции  осуществлена с учетом отечественного и международного опыта в сфере  управления миграционными процессами и обусловлена необходимостью обозначения  стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального  и демографического развития Российской Федерации, внешней политики Российской Федерации и интеграционными  процессами на территориях государств–участников  Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого  экономического пространства, а также  с общемировыми тенденциями глобализации. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов.

Структура Концепции  состоит из 7 разделов: 1. Общие положения. 2. Условия формирования и реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. 3. Цели, принципы, задачи и основные направления государственной  миграционной политики Российской Федерации. 4. Международное сотрудничество. 5. Информационно-аналитическое обеспечение реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. 6. Основные механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. 7. Этапы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

Данная концепция  утверждена государственной миграционной политикой России до 2025 г. В числе  ее целей - обеспечение национальной безопасности, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения  нашей страны. Концепция направлена на стабилизацию и увеличение численности  постоянного населения России, а  также обеспечение потребности  экономики в рабочей силе. Для  соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных  категорий иностранных граждан  предлагается создать стимулы для  переселения в Россию на постоянное место жительства. Для работы необходимо приглашать высококвалифицированных  иностранных специалистов и создавать  для них нормальные условия жизни. Предлагается создать балльную систему  отбора мигрантов для получения  ими вида на жительство, ввести ускоренный (упрощенный) порядок получения российского  гражданства. Концепция, в частности, предполагает упростить правила  въезда и пребывания на территории России иностранных граждан, прибывающих  в деловых целях. Совершенствовать систему выдачи разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности. Содействовать местной внутренней миграции, прежде всего между региональными  центрами, малыми городами и сельскими  поселениями.

Уделено внимание международному сотрудничеству в сфере миграции. Предполагается расширение взаимодействия с международными организациями, унификация российского законодательства и  международных норм, а также развитие двустороннего и многостороннего  взаимодействия в сфере миграции.

Предполагается, что  концепция будет реализована  в 3 этапа. На первом  этапе (2012-2015 гг.) будет создана инфраструктура для  проживания трудовых мигрантов, их интеграции и адаптации. Также необходимы центры содействия иммиграции в России и  медицинского освидетельствования  мигрантов, в том числе за рубежом. Второй этап (2016-2020 гг.) предполагает обобщение  и анализ правоприменительной практики в области миграционной политики, усовершенствование системы анализа  миграционной ситуации. К 2021 г. планируется  приостановить миграционный отток  населения из Сибири и Дальнего Востока. На третьем  этапе будет оценена  эффективность принятых миграционных программ и уточнена стратегия их реализации. К 2025 г. предполагается обеспечить миграционный приток населения в  районы Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, предполагается совершенствование информационно-аналитической  базы, т.е. улучшение предоставления государственных услуг в сфере  миграции, совершенствование хранения, получение и анализа дактилоскопической информации об иностранных гражданах, пребывающих на территории Российской Федерации, более проработанный  анализ и статистика миграции на территории страны.

Данная концепция  описывает основные механизмы реализации. К ним относятся: во-первых, дальнейшее совершенствование законодательства в сфере миграционной политики, разработка государственных, федеральных, региональных программ по контролю за миграцией, совершенствование взаимодействия между уполномоченными органами и так далее.

Обобщая данную информацию, можно сказать, что государственная  политика в сфере регулирования  миграции на современном этапе направлена на мирное регулирование, пресечение потоков  нелегальных мигрантов на международном  уровне и улучшение положения  мигрантов в общем.

Хотя данная концепция  была принята исследователями, по их мнению существуют некоторые недостатки и непроработки. К таким относят слабую концептуальную проработку модели миграционной политики97. Отмечают, что существует большое количество моделей и в Концепции не определено по какой модели будет развиваться Россия.

 

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что миграция является сложным и  неоднородным процессом, который требует  комплексного подхода.

На данный момент не существует одного четкого, легально закрепленного  определения данному понятию. Но ученые, исследующий данный вопрос, сходятся в некоторых аспектах изучаемого понятия. Так они выделяют общие  элементы миграции, которые характерны для перемещения лиц по территории. Дифференцируя миграцию по видам, все  ученые солидарны с тем, что наиболее опасным видом является «нелегальная миграция».

Главной проблемой при  решении вопроса нелегальных  мигрантов является то, что на данный момент нет устоявшегося и легально закрепленного понятия «нелегальный мигрант». По российскому законодательству, нелегальным мигрантом является тот, кто не выполняет обязанности  мигранта, которые описаны в федеральном  законодательстве. Другими словами, нелегальными мигрантами являются иностранные  граждане и лица без гражданства, не соблюдающие законодательно установленный  миграционный порядок.

Пребывание мигрантов  на территории России имеет как свои положительные стороны, так и  отрицательные. Например, к положительным  тенденциям относят то, что засчет приезжих граждан была улучшена демографическая ситуация в стране. К отрицательным сторонам относят то, что от нелегальных мигрантов страдает экономика страны, возникает социальная напряженность, которая ведет к открытым конфликтам и то, что развивается транснациональная преступность.

Как было выявлено, целью  миграции является поиск лучших условий  для жизни. Фундаментальной причиной миграции является более высокое  экономическое развитие принимающих  стран. Причины же нелегальной миграции вытекают из вышесказанного. Главной  является причина того, что многие государства ведут ограничительную миграционную политику, путем усложнения въезда на территорию страны.

Предпосылками, которые ведут  к развитию нелегальной миграции, являются проблемы в организации  властных структур, которые обладают полномочиями в сфере государственного регулирования миграции, пробелы  в законодательстве, коррупция и  так далее.

Анализируя причины и  предпосылки можно выявить имеющиеся  проблемы. Основной проблемой в сфере  миграции является государственный  контроль в этой области. Поскольку  не существует четких определений основополагающих понятий, контроль въезжающих и пребывающих  лиц на территории России осложнен. Не менее важной проблемой является то, что нелегальная миграция неминуемо  ведет к спаду основных показателей  экономики страны. Это связано  с тем, что нелегальные мигранты не платят налоги и сборы. Главной  же проблемой является криминализация общества, которая ведет к развитию транснациональной преступности.

Для решения этих проблем, в России существует ряд мер, которые  она активно применяет. В первую очередь, это улучшение своего законодательства. Российская Федерация активно учувствует в международных отношениях, тем  самым приводит свое законодательство в соответствие с международными нормами. За последнее десятилетие  она заключила множество многосторонних и двусторонних международных договоров, целью которых является регулирование  миграции и пресечение нелегальных  потоков мигрантов. Основным направлением, которое прослеживается во всех законодательных актах, которые так или иначе регулируют миграционные процессы, прежде всего, являются профилактические действия. К ним, например, относится создание единой электронной базы, в которую вносятся все данные по иностранным гражданам и лицам без гражданства, въезжающих на территорию государства.

При этом известно, что миграционная политика является, в первую очередь, прерогативой государства и всегда регулируется локальными актами. Проанализировав  миграционное законодательство, таких стран как Англия и Франция, можно сказать, что методы профилактики и борьбы с нелегальной миграцией сильно разнятся в зависимости от политической линии, которой придерживается страна в сфере государственного регулирования миграции.

Но основными методами профилактики и борьбы с нелегальными мигрантами остается усиление контроля пограничной службы, унификация международного регулирования потоков мигрантов, депортация. На примере вышеназванных стран становится ясно, что пресекательная функция мер уголовно-правового характера не имеет нужного эффекта.

На примере Великобритании видно, что наиболее успешной миграционной политикой является система мер, которые контролируют потоки мигрантов  до въезда на территорию государства, и тяжкое наказание (до 14 лет лишения  свободы) за организацию нелегальной миграции.

На примере Франции, можно  сказать, что политика привлечения  нужной категории лиц, таких как  студентов и специалистов, так  же имеет успех.

Сравнивая данные выводы, стоит  сказать, что Россия использует и  методы Англии и Франции. Например, в сравнении с Англией Россия использует те же методы. При этом общие  тенденции схожи с французской  ограничительной политикой.

При этом российское регулирование  имеет отличительные черты. Например, миграционное законодательство данных стран не знает такого понятия  как «регистрация по месту пребывания», тогда как в России это является основополагающим требованием к  иностранным гражданам и лицам  без гражданства.

Информация о работе Правовое обеспечение противодействия нелегальной миграции