Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 03:08, контрольная работа

Описание работы

Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении.

Содержание

Введение

1.Понятие законодательства, отрасли законодательства

2.Классификация нормативно-правовых актов


Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 68.47 Кб (Скачать)

Содержание 
 

    Введение 

  1. Понятие законодательства, отрасли законодательства
 
  1. Классификация нормативно-правовых актов
 

    Заключение 

    Список  используемой литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 

 

Государство, будучи создателем права (законов) одновременно является и первым заинтересованным субъектом в его исполнении. Для  этого государством создаются специальные  органы, которые будут охранять право  от посягательства, нарушений, злоупотреблений. Основная задача этих органов –  правоохрана, охрана права, закона, норм многообразной и разносторонней жизни общества, соответственно и  наименование этих органов – правоохранительные органы. Попытаемся дать исчерпывающее понятие правоохранительным органам, ибо только наличие точного определения позволит нам определиться с относимостью к правоохранительным органам того или иного стоящего на службе государства органа, службы.

Надо  заметить, что большинство учебных  источников обходят стороной дефиницию  «правоохранительные органы», переходя сразу к тому, что входит в ее содержание (какие именно группы органов), или же определяют лишь признаки, задачи. На наш взгляд нелишним будет разъяснить значение базисного термина в  рассматриваемом понятии, а именно –правоохрана. Галустьян дает следующее определение: «под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов государства по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства». При этом «правоохрана» вполне может пониматься как «правозащита».

Из данного  определения важно выделить два  ключевых признака правоохраны, а равно  и правоохранительных органов: 1) осуществление  правоохраны исключительно государственными органами и 2) возможность принудительного (силового) осуществления законности.

Легального  определения правоохранительных органов  в законодательных и иных актах  мы не находим, несмотря на то, что само понятие употребляется во многих нормативных актах (как на федеральном, так и региональном уровнях), международных  соглашениях, поэтому на основе имеющейся  научной и учебной литературы попытаемся вывести собственное  определение.

Как верно  отмечает Фокин В.М., термин «правоохранительные  органы» является собирательным. Им объединяются несколько групп государственных  органов, которые по характеру установленных  законом полномочий в осуществлении  правоохранительной деятельности являются специализированными по охране прав и законных интересов личности, общества, государства либо выполняют правоохранительную функцию наряду с другими функциями. Поэтому при изучении правоохранительных органов в рамках одноименной  учебной дисциплины, органы рассматриваются не по отдельности, а в системе, в совокупности (предполагая их взаимодействие).

Правоохранительные  органы составляют определенным образом  обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят:

1) либо  в восстановлении нарушенного  права, например в области гражданских  правоотношений;

2) либо  в наказании правонарушителя,  когда восстановить нарушенное  право невозможно (при совершении  некоторых преступлений, например  при убийстве);

3) либо  в восстановлении нарушенного  права и наказании одновременно, когда возможность восстановить  нарушенное право имеется, но  правонарушитель заслуживает еще  и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество  граждан, их собственность, собственность  государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

К указанным  задачам мы можем предложить добавить функции по предупреждению правонарушений и преступлений, т.е. включить превентивные меры в число задач правоохранительных органов.

Итак, в  общем представлении правоохранительные органы мы можем определить как государственные  органы, специальной функцией которых  является противодействие правонарушениям  и обеспечение законности. Более  развернутое определение дается Галустьяном: под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме.

Существенными признаками данного определения  являются: а) права и обязанности  правоохранительного органа урегулированы  нормами права; б) каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических  действий; в) принудительный характер специфических действий правоохранительного  органа; г) определенная процессуальная форма осуществления специфических  действий. Только при наличии всех четырех признаков можно относить тот или иной государственный  орган к правоохранительному. Те же признаки были указаны Гуценко и Ковалевым при определении не непосредственно правоохранительных органов, но и правоохранной деятельности государства, что по сути, совершенно идентично в данном случае, поскольку деятельность государства, так или иначе, осуществляется через определенные органы.

Согласившись  с исследователями, добавим лишь, что законодателю следовало бы выработать собственное легальное определение  исследуемого понятия, поскольку в  российском законодательстве не имеется  полного перечня правоохранительных органов и не указан критерий, по которому те или иные органы могут  быть отнесены к правоохранительным. И на практике зачастую законодатель оперируя понятием «правоохранительные  органы» в разноуровневых актах, пренебрегает дачей его определения, раскрытия его содержания, тем  самым складывается ситуация, когда  различный объем органов включается в разряд правоохранительных. Об этом часто упоминается при обсуждении проектов федеральных законов, в  которых может фигурировать данное понятие. И это не только необходимо с точки зрения юридической техники (иметь четкое определение юридических  терминов), но и с точки зрения определения правовой природы значительного  числа органов государства и  нескорых других публичных образований  гражданского общества.

Не следует  смешивать понятия «правоохранительные  органы» и «органы охраны общественного  порядка (правопорядка)». Последние - это  те органы, которые призваны охранять обусловленный экономическими и  социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок  жизни и деятельности государства  и общества, российских граждан и  иных лиц, проживающих в России. Понятия  эти весьма схожи, но не идентичны. Не все органы охраны общественного  порядка (правопорядка) можно считать  правоохранительными. Равным образом  среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного  порядка или правопорядка в широком  смысле этого слова.

Функция и назначение правоохранительных органов  выражается через их непосредственные задачи. Вопрос о задачах правоохранительной деятельности государства пока что в законодательном порядке четко не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость  проявляется в относительном  разнообразии конкретных функций, из которых она слагается. К числу таких функций следовало бы относить:

- конституционный  контроль;

- правосудие;

- организационное  обеспечение деятельности судов;

- прокурорский  надзор;

- выявление  и расследование преступлений;

- оказание  юридической помощи и защита  по уголовным делам.

Каждое  из этих направлений нацелено на достижение своих результатов: устранение нарушений  предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских  и уголовных дел, материалов об административных правонарушениях; создание условий  для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений  закона с помощью средств прокурорского  реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в  их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел  в суде; предоставление всем, кому это  необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической  помощью, особенно тем лицам, которые  привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических  услуг. Достижение таких результатов  в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.

Все названные  функции взаимосвязаны и дополняют  друг друга.

Как верно  подмечает Божьев В.П., при общей  характеристике правоохранительных органов  используется наряду с функциями  и задачами такой параметр как  основные направления деятельности правоохранительных органов. Если функции  связаны с задачами, которые решают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, то основные направления определяют цели деятельности правоохранительных органов, которые вытекают из правовой политики государства.

Правоохранительные  органы должны принимать участие  в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее  время определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном  порядке, в целях создания правового  государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) путем:

- принятия  новых федеральных законов, других  законов и иных правовых актов,  направленных против преступности  и всех правонарушений;

- совершенствования  системы и деятельности правоохранительных  органов, обязанных противодействовать  преступности и всем правонарушениям,  с разграничением их полномочий  и компетенции;

- установления  принципиальных, исходных положений  устройства, организации и деятельности  правоохранительных органов, направленной  на сокращение преступности и  всех правонарушений;

- взаимодействия  правоохранительных органов при  выполнении возложенных на них  функций;

- определения  новых юридических и научно-технических  средств, методов и приемов  противодействия преступности и  всем правонарушениям;

- возложения  обязанности оказывать содействие  правоохранительным органам в  борьбе с преступностью и всеми  правонарушениями на другие государственные  органы, государственные, общественные  и частные организации, а также  население с установлением пределов  их участия в этой деятельности;

- развития  финансовой и материально-технической  базы для деятельности правоохранительных  органов при противодействии  преступности и всем правонарушениям.

Таковы  основные направления организации  и деятельности правоохранительных органов, которые детализируются в  различных отраслях правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной, уголовно-исполнительной и др.). 
 
 
 
 
 

  1. Понятие законодательства
 

                                                                                "Законы изданы ради мудрых,                        - не для того, чтобы они не делали зла, а для того, чтобы им не делали зла"  -   Эпикур 

Определение понятия законодательства – проблема не только теоретическая. Сам подход к этому вопросу связан с правопониманием  и характером правового регулирования. В принципе возможны две трактовки  законодательства. При широкой трактовке  в законодательство включают акты законодательных  органов, а также подзаконные  акты (акты органов управления и  судов). При узкой трактовке в  законодательство включают только акты законодательных органов (законы и  постановления парламента).

Информация о работе Правоохранительные органы