Права и обязанности нотариуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – изучить нотариальное делопроизводство.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть общие правила нотариального делопроизводства;
2) изучить подготовку, прием, регистрацию и отправление документов;

Содержание

Введение........................................................................................................3
1. Общие правила нотариального делопроизводства...............................5
2. Подготовка, прием, регистрация и отправление документов.............9
3. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов)..............13
4. Хранение документов.............................................................................16
5. Заполнение реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах...........................................................................18
Заключение..................................................................................................23
Библиографический список........................................................................26
Практические задания.................................................................................28
Приложение.................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

нотариат.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение........................................................................................................3

     1. Общие правила нотариального делопроизводства...............................5

     2.  Подготовка, прием, регистрация и отправление документов.............9

     3. Составление номенклатуры и формирование дел (нарядов)..............13

     4. Хранение документов.............................................................................16

     5. Заполнение реестров для регистрации  нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах...........................................................................18

     Заключение..................................................................................................23

     Библиографический список........................................................................26

     Практические  задания.................................................................................28

     Приложение.................................................................................................33

 

      Введение 
 

     Делопроизводство  в нотариальных конторах осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми  Министерством юстиции РФ совместно  с Федеральной нотариальной палатой. Контроль за нотариальным делопроизводством нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а за делопроизводством нотариусов, занимающихся частной практикой, - органы юстиции совместно с нотариальными палатами.

     Нотариальное  производство состоит из нескольких частей:

     1) регистрация нотариальных действий, предполагающая строгое соблюдение порядка ведения реестров для регистрации нотариальных действий;

     2) заполнение нотариальных свидетельств  и совершение удостоверительных надписей;

     3) ведение делопроизводства, включающее  в себя оформление журналов, нарядов  и книг, предусмотренных Инструкцией  по делопроизводству.

     Объект  контрольной работы – нотариат, предмет контрольной работы –  нотариальное делопроизводство.

     Цель  контрольной работы – изучить  нотариальное делопроизводство.

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) раскрыть общие правила нотариального делопроизводства;

     2) изучить подготовку, прием, регистрацию  и отправление документов;

     3) ознакомиться с составлением  номенклатуры и формированием  дел (нарядов);

     4) определить хранение документов;

     5) рассмотреть заполнение реестров  для регистрации нотариальных  действий, нотариальных свидетельств  и удостоверительных надписей  на сделках и свидетельствуемых документах.

     При выполнении контрольной работы мною были использованы различные источники: учебные пособия Т. И. Зайцевой, В. В. Яркова, А. Н. Миронова, А. И. Гомола; приказы Минюста; периодические издания – «Нотариус»; справочно-правовая система «Консультант Плюс». 

     1. Общие правила  нотариального делопроизводства 

     От  правильной постановки ведения делопроизводства в нотариальной конторе в значительной мере зависит надлежащая организация  нотариусов, четкое и быстрое обслуживание граждан и организаций, культура оформления документов.

     К сожалению, на сегодняшний день порядок  ведения делопроизводства является одним из самых не урегулированных  законодательством вопросов нотариальной практики.

     В соответствии со ст. 9 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой. Однако до настоящего времени правила ведения делопроизводства не разработаны. Единственным документом, формально не отмененным, хотя и существенно устаревшим, является Инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная Министерством юстиции РСФСР 19 августа 1976 г. N 32. Вместе с тем единый порядок ведения делопроизводства необходим. Особенно важное значение это имеет при передаче дел от одного нотариуса к другому в связи со сложением полномочий. Рядом региональных нотариальных палат разработаны собственные инструкции (положения, правила и т.п.) по делопроизводству, применяемые нотариусами в пределах области, причем некоторые из них подготовлены на высоком профессиональном уровне, однако юридическая сила таких местных правил весьма условна.

     В целях единства практики ведения  делопроизводства всеми нотариусами и за неимением иного нормативного материала целесообразно, очевидно, придерживаться хотя бы основных правил, установленных вышеназванной Инструкцией и приложением N 1 к ней, естественно, с учетом изменившихся требований гражданского и семейного законодательства1.

     В статье Г. Г. Черемных отмечено: «инструкция по делопроизводству в государственных нотариальных конторах РСФСР, утвержденная Приказом Минюста РСФСР от 19 августа 1976 г. N 32, сегодня еще пока не отменена, хотя и безнадежно устарела. Вероятно, у Минюста РФ, как говорится, просто не хватило духу признать и ее утратившей силу, поскольку тогда нотариусы, при отсутствии предусмотренных Основами Правил нотариального делопроизводства, остались бы вообще без основополагающего нормативного акта, регулирующего документооборот нотариальной конторы, его учет и хранение. В нотариальном сообществе и сейчас нет общего мнения о том, как относиться к этому документу и в какой части можно применять этот формально действующий акт.

     Нельзя  не сказать и о том, что до настоящего времени отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок ведения и хранения нотариального архива. Дело дошло до того, что нотариальные палаты иногда даже не могут изъять архив у нотариуса, полномочия которого прекращены в судебном порядке. Более того, бытует мнение, в том числе и в кругу нотариусов, что нотариальный архив является собственностью нотариуса. Об этом, кстати, еще более 10 лет назад говорилось и в письме объединения «Мосгорархив» от 18 ноября 1998 г. N 01-19/600 в адрес Московской городской нотариальной палаты. Удивительно, что по данному вопросу и сегодня нет законодательного решения или хотя бы каких-то официальных разъяснений. Можно лишь предположить, что остающиеся в нотариальном архиве экземпляры нотариально удостоверенных документов не могут находиться в частной собственности по определению, т.к. сам факт совершения нотариального действия от имени Российской Федерации исключает даже постановку вопроса о принадлежности этих документов иным лицам, в том числе и нотариусу. Но это только предположение.

     В этих условиях нотариальные палаты внедряют в практику собственные нормативно-правовые акты, положения, правила, рекомендации и т.д., регулирующие вопросы делопроизводства и контроля нотариальной деятельности, пытаясь самостоятельно заполнить правовой вакуум. Так, Федеральная нотариальная палата 17 июня 2005 г. утвердила Методические рекомендации N 04/05, Московская городская нотариальная палата 1 января 2008 г. приняла Регламент проведения проверки профессиональной деятельности нотариуса города Москвы, еще ранее - Положение «Наследство без границ», фактически регулирующее вопросы делопроизводства и порядка оформления наследственных прав. В Московской области, да и не только там, действуют Временные правила нотариального производства. Многие нотариальные палаты с благой целью создания единой базы обязали нотариусов представлять в палаты сведения о совершенных завещаниях, хотя это прямо запрещено законом (ч. 1 ст. 1123 ГК РФ)»2.

     При оформлении нотариальных действий нотариусам надлежит руководствоваться Приказом Министерства юстиции РФ от 10 апреля 2002 г. N 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», приложение к которому содержит формы нотариальных актов.

     Нотариальное  делопроизводство ведется на русском  языке либо на языке, предусмотренном  законодательством республик в  составе РФ, автономной области и  автономных округов. Если обратившееся за совершением нотариального действия лицо не владеет языком, на котором ведется нотариальное делопроизводство, тексты оформленных бумаг должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком.

     Делопроизводство  нотариуса включает:

     - ведение документации, непосредственно связанной с совершением нотариальных действий;

     - организационно-распорядительную документацию;

     - работу с жалобами, заявлениями  и иными письмами граждан и  организаций и контроль за  их рассмотрением;

     - составление номенклатур;

     - ведение архива нотариальной конторы3.

     Ответственность за организацию и правильную постановку делопроизводства и состояние архива несет нотариус. Контроль за исполнением  правил ведения делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют органы юстиции совместно с региональными нотариальными палатами.

     Для учета документов и контроля за их исполнением в нотариальной конторе  должны вестись следующие книги  и журналы (приложение N 1 к Инструкции по делопроизводству):

     а) журнал входящей корреспонденции (форма N 1);

     б) журнал исходящей корреспонденции (форма N 2);

     в) разносная книга для местной  корреспонденции (форма N 3);

     г) книга жалоб и предложений (форма N 4).

     Указанные книги и журналы, а также все  иные книги и журналы должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы и скреплены печатью органа юстиции (для государственных нотариальных контор) либо нотариальной палаты (для нотариусов, занимающихся частной практикой)4. 
 
 

     2. Подготовка, прием, регистрация и отправление документов служебных документов 

     При составлении нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, ведении  реестров для регистрации нотариальных действий, а также других книг, связанных  с совершением нотариальных действий, в настоящее время возможно придерживаться Указаний по заполнению форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденных Министерством юстиции СССР 29 декабря 1973 г. (приложение 2), опять-таки с учетом имеющихся изменений в действующем гражданском и семейном законодательстве. В документах организационно-распорядительного характера следует указывать фамилию, имя, отчество нотариуса, название нотариального округа, в котором нотариусом осуществляется нотариальная деятельность, и почтовый адрес (как правило, воспроизводится в бланке документа), наименование вида документа и его заголовок. При составлении и оформлении документов необходимо также соблюдать требования Основных положений Единой государственной системы делопроизводства об адресовании, удостоверении документов, проставлении даты и отметок об их прохождении и исполнении.

     Наименование  вида документа должно быть указано  на каждом документе (за исключением  письма).

     Заголовок составляется к любому документу  формата А 4 (210 Х 297 мм) независимо от его назначения.

     Заголовок формулируется составителем, он должен быть предельно кратким и точно  отражать содержание документа. Заголовок  не проставляется на извещениях и  телефонограммах.

     При написании адреса на документе необходимо соблюдать следующие правила:

     - документ адресуется учреждению, его структурному подразделению  или конкретному должностному  лицу;

     - наименование учреждения и его  структурного подразделения указывается  в именительном падеже;

     - при направлении документа должностному лицу указывается наименование учреждения в именительном падеже, а должность и фамилия адресата - в дательном;

     - почтовый адрес корреспондента  указывается полностью после  названия учреждения, которому направляется  документ. В том случае, когда документ направляется гражданам, сначала указывается почтовый адрес, а затем фамилия и инициалы получателя.

Информация о работе Права и обязанности нотариуса