Понятие органов исполнительной власти, система и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы: изучить систему органов исполнительной власти Российской Федерации, выделив ее основные элементы.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические аспекты, т.е. раскрыть понятие органа исполнительной власти, выделить классификацию, признаки, полномочия;
рассмотреть построение системы органов исполнительной власти РФ;
выделить структурные элементы системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Понятие органа исполнительной власти…..………………………………..5
Определение, признаки и классификация органов исполнительной власти…………………………………………….………………………………….5
Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти и их полномочия……………………………………………………………………9
Система и структура органов исполнительной власти………………….11
2.1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……………11
2.2.Административно-правовой статус и полномочия Правительства Российской Федерации…………………………………………………………...13
2.3. Состав и полномочия федеральных органов исполнительной власти …...17
2.4. Состав органов исполнительной власти субъектов Федерации…………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список источников и литературы…………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

ПЕРЕДЕЛАННАЯ ККР.docx

— 63.22 Кб (Скачать)

     Структура и штаты территориальных органов  определяются федеральными органами исполнительной власти.

     Таким образом, порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти относится  к полномочиям Президента и Правительства.

     Самым существенным в административно-правовой характеристике территориальных подразделений  федеральных органов исполнительной власти является то, что они, действуя на территории субъектов Федерации, не входят в систему органов исполнительной власти этих субъектов. В этом смысле они являются организационным звеном системы соответствующих федеральных  органов исполнительной власти, вертикально  подчиненным последним. Поэтому  их невозможно квалифицировать в  качестве местных органов исполнительной власти.

     2.4. Состав органов исполнительной власти субъектов РФ

     Каждый  из 83 субъектов Федерации имеет собственную систему органов исполнительной власти, которую они формируют самостоятельно (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ) в соответствии с основами конституционного строя государства. Это означает, что образование, формирование и деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами республик, краев, областей и других субъектов Федерации. Вместе с тем в пределах ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и ее полномочий по предметам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ).

     Особенностью  этой единой системы является то, что  вне названных пределов и полномочий органы исполнительной власти субъектов  Федерации обладают всей полнотой государственной  власти (ст. 73 Конституции РФ), т.е. на своей территории эти органы практически  реализуют основные функции государственного управления. Создаются они самими субъектами, самостоятельно определяющими  и их административно-правовой статус.

     При этом функции и полномочия в области  государственного управления на уровне субъектов Федерации осуществляются не федеральными органами исполнительной власти (кроме случаев сохранения строгой управленческой вертикали, например, в системах управления обороной, внутренними делами). Органы исполнительной власти субъектов РФ не находятся  в организационном подчинении соответствующим  федеральным органам. Последние  взаимодействуют с соответствующими их профилю министерствами и иными  органами исполнительной власти субъектов  Федерации. Отнесенные к их ведению  полномочия федеральные органы исполнительной власти осуществляют на территории субъектов  непосредственно или через создаваемые  ими территориальные органы.

     На  федеральном уровне важное значение придается обеспечению координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эту задачу реализуют соответствующие подразделения Администрации Президента, Правительства РФ.

     В настоящее время начата унификация системы органов исполнительной власти во всех субъектах Федерации. Ее юридическую основу составляет ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"7, один из разделов которого специально посвящен органам исполнительной власти субъекта Федерации.

     Соответственно  в настоящее время действуют  единые правовые нормы, которыми определяется административно-правовой статус органов  исполнительной власти всех субъектов  Федерации. В отношении этих норм прежде всего необходимо обратить внимание на следующее:

     а) принадлежащие этим органам полномочия осуществляются ими самостоятельно;

     б) исполнительная власть в системе  органов государственной власти субъекта Федерации представлена высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта;

     в) конституцией (уставом) субъекта Федерации  может устанавливаться должность  высшего должностного лица субъекта, возглавляющего его высший исполнительный орган государственной власти;

     г) высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего исполнительного  органа) избирается по представлению  Президента РФ законодательным органом  государственной власти субъекта на срок не более пяти лет;

     д) порядок выборов высшего должностного лица определяется законом субъекта Федерации, а их дата назначается постановлением законодательного органа субъекта;

     е) законодательный орган субъекта Федерации устанавливает порядок  управления и распоряжения собственностью субъекта; утверждает представляемые высшим должностным лицом программы  социально-экономического развития субъекта, а также бюджет субъекта и отчет  о его исполнении; утверждает схему  управления субъектом; определяет структуру  высшего исполнительного органа государственной власти; назначает  на должность и освобождает от должности отдельных должностных  лиц (по представлению высшего должностного лица); оформляет решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу;

     ж) наименование высшего должностного лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта (отсюда - президент, губернатор, мэр и т.п.);

     з) высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта законопроекты о введении и об отмене налогов, освобождении от их уплаты; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта;

     и) высшее должностное лицо субъекта Федерации  обязано обнародовать закон либо отклонить его в срок, не превышающий 14 дней с момента поступления  закона. Большинством не менее двух третей депутатов отклоненный закон  может быть одобрен в ранее  принятой редакции, причем высшее должностное  лицо не вправе повторно отклонить  его;

     к) высшее должностное лицо вправе принять  решение о досрочном прекращении  полномочий законодательного органа государственной власти субъекта Федерации в случае принятия нормативных актов, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации и субъекта, если противоречия установлены соответствующим судом и не устранены в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

     л) предусмотрены случаи досрочного прекращения  полномочий высшего должностного лица (отставка, отрешение от должности  и т.п.).

     Высшее  должностное лицо формирует высший исполнительный орган государственной  власти субъекта Федерации. Основные полномочия последнего состоят в разработке и осуществлении мер по обеспечению  комплексного социально-экономического развития субъекта. Он участвует в  проведении единой государственной  политики в области финансов, образования, науки, здравоохранения, социального  обеспечения и экологии. В пределах своих полномочий он формирует органы исполнительной власти субъекта Федерации; осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывает проект бюджета субъекта, а также проекты программ социально-экономического развития соответствующей территории; обеспечивает исполнение бюджета субъекта, готовит отчеты о его исполнении, а также об исполнении социально-экономических программ; управляет и распоряжается собственностью субъекта, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту; заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения, а также соглашения с ними; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, конституциями (уставами) и законами субъекта Федерации.

     Органы  исполнительной власти субъекта Федерации  действуют на основе положений о  них, утверждаемых высшим органом исполнительной власти субъекта.

     Высшее  должностное лицо субъекта Федерации  издает правовые акты - указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган  государственной власти субъекта. Все  они представляются в законодательный  орган государственной власти субъекта. Последний вправе предложить изменения и дополнения в эти акты, их отмену либо обжаловать их в судебном порядке. Возможно его обращение в Конституционный Суд Федерации с запросом о соответствии нормативных актов органов исполнительной власти субъекта РФ Конституции РФ.

     В соответствии с Конституцией РФ федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации  могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части  своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ. Ранее они руководствовались Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 г. №119 - ФЗ, но он утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.07.2003 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"8. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Таким образом, мы видим, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует очень сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное внутреннее строение и включает подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы, состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

      Такая сложная структура обладает рядом  недостатков, связанных прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы. Например, до сих пор отсутствует связь между конституционными положениями о гарантиях единства экономического пространства, широким кругом «ведения» Российской Федерации, «совместного ведения федерации и субъектов Российской Федерации» и применяемых практикой органов исполнительной власти понятий «государственное регулирование», «государственное управление», «органы управления».

      Подобные  вопросы должны обязательно решаться, уточняться и конкретизироваться в  процессе законотворчества. Особое внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений, повышению персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений.

      От  исполнительной власти, учитывая мобильность  ее действий, субординацию и подчиненность  ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических  преобразований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  источников и литературы

Нормативно - правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом внесенных поправок от 30.12.2008)  // СЗ РФ.1994. N1, Ст. 1.
  2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ (в ред. от 27.01.2010 г.) // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
  3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ (в ред. от 15.11.2010 г.) // СЗ РФ. 1999. N 41. Ст. 378
  4. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» от 04.07.2003 г. (в ред. от 05.04.2009 г.) // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4950.
  5. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 (в ред. от 22.06.2009 г.) // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
  6. Указ Президента Российской Федерации "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20.05.2004 г. №649 (в ред. от 25.08.2010 г.) // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации» от 27.05.1993 №491 // САПП РФ. 1993. N22. Ст. 2032.
  8. Постановление Правительства Российской Федерации «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19.01.2005 г. №30 (в ред. от 24.09.2010 г.) // СЗ РФ. 2005. N4. Ст. 305.

Информация о работе Понятие органов исполнительной власти, система и структура