Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа
Основная цель работы: изучить систему органов исполнительной власти Российской Федерации, выделив ее основные элементы.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические аспекты, т.е. раскрыть понятие органа исполнительной власти, выделить классификацию, признаки, полномочия;
рассмотреть построение системы органов исполнительной власти РФ;
выделить структурные элементы системы.
Введение……………………………………………………………………………3
Понятие органа исполнительной власти…..………………………………..5
Определение, признаки и классификация органов исполнительной власти…………………………………………….………………………………….5
Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти и их полномочия……………………………………………………………………9
Система и структура органов исполнительной власти………………….11
2.1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……………11
2.2.Административно-правовой статус и полномочия Правительства Российской Федерации…………………………………………………………...13
2.3. Состав и полномочия федеральных органов исполнительной власти …...17
2.4. Состав органов исполнительной власти субъектов Федерации…………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список источников и литературы…………………………………………….32
В сфере внешней политики и международных отношений Правительство:
Свои широкие полномочия Правительство реализует, в частности, через свои правовые акты.
На основании и во исполнение Конституции РФ, законодательства и нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.
Правовые акты Правительства могут быть обжалованы в суд.
Правительство вправе принимать акты, не имеющие правового характера (например, обращения, заявления).
2.3. Состав и полномочия федеральных органов исполнительной власти
В
ведении Российской Федерации находятся
установление системы федеральных
органов исполнительной власти, порядка
их организации и деятельности; формирование
федеральных органов
За
последнее десятилетие система
органов, выражающих федеральную исполнительную
власть, подвергалась неоднократным
изменениям в целях определения
их рациональной структуры, повышения
их роли в процессе реформирования
государственной и общественной
жизни. Значительную роль при этом сыграли
указы Президента РФ. Назовем важнейшие
из них: "О системе и структуре
федеральных органов
Конституция
РФ не затрагивает вопрос о системе
и структуре федеральных
Общие
правила организации
Рассмотрим
особенности, характеризующие каждый
вид названных федеральных
1. Федеральные министерства (министерства РФ) - основное звено системы федеральных органов исполнительной власти (естественно, после Правительства РФ).
Федеральные министерства призваны осуществлять следующие функции: вырабатывать и проводить (реализовывать) государственную политику и осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности, координировать и контролировать деятельность в этой сфере находящихся в их ведении федеральных служб и агентств, а также координировать деятельность государственных внебюджетных фондов.
В
то же время федеральное министерство
в установленной сфере
Следует
подчеркнуть, что часть федеральных
министерств подведомственна
Установлено, что федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр РФ (федеральный министр). Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.
Компетенция
федеральных министерств
Аппарат федеральных министерств строится применительно к возлагаемым на них задачам. Общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия осуществляет министр; он же несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций; распределяет обязанности между своими заместителями; устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений министерства, а также его территориальных органов; издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции, распоряжения, дает указания и организует контроль за их исполнением.
В
федеральном министерстве образуется
коллегия в составе министра (председатель
коллегии), его заместителей (по должности),
а также других руководителей
центрального аппарата министерства;
в состав коллегии могут включаться
представители других федеральных
органов исполнительной власти, ученые
и специалисты. Численность и
персональный состав коллегии утверждается
по представлению министра Президентом
либо Правительством. На своих заседаниях
коллегия федерального министерства рассматривает
основные вопросы его деятельности.
Ее решения оформляются
Для
рассмотрения научно-технических проблем
и принятия обоснованных решений
федеральные министерства могут
создавать научно-технические
В настоящее время главным звеном центрального аппарата федеральных министерств являются, как правило, отраслевые, функциональные или проблемные департаменты, управления, отделы.
2. Федеральные службы. Федеральной службой считается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).
Федеральная
служба не вправе осуществлять в установленной
сфере деятельности нормативное
правовое регулирование, кроме случаев,
установленных указами
В пределах своей компетенции федеральная служба, например, осуществляя лицензионные или юрисдикционные полномочия, издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства.
В настоящее время к их числу относятся федеральные службы:
Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
3. Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Главное здесь - финансовые и имущественные ресурсы теперь находятся в руках федеральных агентств.
Федеральное
агентство не вправе осуществлять нормативное
правовое регулирование в установленной
сфере деятельности и функции
по контролю и надзору, кроме случаев,
устанавливаемых указами
В
организационном отношении ряд
федеральных служб и
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъектов Федерации непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы. Законодательные основы существования подобных исполнительных органов вытекают прежде всего из конституционного определения предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). В соответствии с этим ст. 78 Конституции РФ закрепляет право федеральных органов исполнительной власти для осуществления своих полномочий на создание своих территориальных органов и назначение соответствующих должностных лиц.
В этой связи Правительство утвердило основные положения, касающиеся порядка создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации6.
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производится федеральными органами исполнительной власти по согласованию с администрацией субъектов Федерации.
Финансирование
территориальных органов
Территориальные органы:
Информация о работе Понятие органов исполнительной власти, система и структура