Понятие органов исполнительной власти, система и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы: изучить систему органов исполнительной власти Российской Федерации, выделив ее основные элементы.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические аспекты, т.е. раскрыть понятие органа исполнительной власти, выделить классификацию, признаки, полномочия;
рассмотреть построение системы органов исполнительной власти РФ;
выделить структурные элементы системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Понятие органа исполнительной власти…..………………………………..5
Определение, признаки и классификация органов исполнительной власти…………………………………………….………………………………….5
Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти и их полномочия……………………………………………………………………9
Система и структура органов исполнительной власти………………….11
2.1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……………11
2.2.Административно-правовой статус и полномочия Правительства Российской Федерации…………………………………………………………...13
2.3. Состав и полномочия федеральных органов исполнительной власти …...17
2.4. Состав органов исполнительной власти субъектов Федерации…………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список источников и литературы…………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

ПЕРЕДЕЛАННАЯ ККР.docx

— 63.22 Кб (Скачать)

         в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений  между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ - административный договор (федеральные органы по соглашению с органами субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).

     2. Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

     3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов (децентрализация).

     4. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из ст. 10 Конституции РФ и выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти (законодательной и судебной).

     5.   Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.

     6. Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.

     7. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных нормативно-правовых актов и  иных сведений по решению органов исполнительной власти.

     9. Принцип обеспечения  и соблюдения прав  и свобод человека  и гражданина.

     10.  Принцип ответственности.

     К полномочиям органов исполнительной власти относится: 
         1. применение комплекса средств - организационных, кадровых, экономических, юридических, психологических, материально-технических;

     2. постоянный учёт благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на масштабы и результаты реализации полномочий органов, их прогнозирование;

     3. введение процессуальной процедуры деятельности органов, которые формируют режим реализации полномочий;

     4. обеспечение прочной законодательной базы для деятельности всех органов исполнительной власти;

     5. четкое определение механизма осуществления полномочий органа исполнительной власти.

     2. Система и структура органов исполнительной власти

     Органы  исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства.

     2.1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

     Президент по Конституции РФ1 не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

     Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в  сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно  участвуют все субъекты исполнительной власти.

     Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с  организацией и функционированием  исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он:

  • назначает Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства;
  • принимает решение об отставке Правительства;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
  • по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  • утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину;
  • формирует Администрацию Президента;
  • назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).

     Президент по представлению Председателя Правительства  утверждает систему и структуру  федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

     Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и  распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, непосредственно руководит  деятельностью ряда таких органов2.

     Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные  органы исполнительной власти.

     По  вопросам своей компетенции Президент  Российской Федерации издает указы  и распоряжения, обязательные для  исполнения на всей территории Российской Федерации. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции  РФ и федеральным законам. Следует  подчеркнуть, что большинство указов Президента посвящено различным  сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, т.е. имеет управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного права. Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

     Все изложенное свидетельствует о том, что происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.

     Как уже отмечалось, Президент РФ формирует  систему федеральных органов  исполнительной власти. Сейчас она  представлена Правительством РФ, федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Рассмотрим их административно-правовой статус.

     2.2. Административно-правовой  статус и полномочия  Правительства РФ

     Правительство является высшим исполнительным органом  государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция  РФ, федеральные конституционные  законы, федеральные законы и нормативные  указы Президента РФ. В соответствии с ФКЗ "О Правительстве РФ"3 деятельность Правительства направлена на осуществление в пределах своих полномочий:

  • организации исполнения Конституции, законов, указов Президента, международных договоров России;
  • систематического контроля за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • принятие мер по устранению нарушений законодательства.

     Правительство - коллегиальный орган, состоящий  из Председателя, заместителя Председателя и федеральных министров. В принципе возможно включение в состав Правительства  не только федеральных министров, но и руководителей иных федеральных  органов исполнительной власти (например, статус федерального министра имеет  директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации).

     Председатель  Правительства назначается Президентом  РФ с согласия Государственной Думы. Его освобождение от должности также  осуществляется Президентом по собственной  инициативе, по заявлению Председателя Правительства об отставке либо в  случае невозможности исполнения им своих полномочий.

     Заместитель Председателя Правительства и федеральные  министры назначаются на должность  и освобождаются от должности  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Заместитель Председателя Правительства и федеральные  министры вправе подавать заявления  об отставке.

     Полномочия  Правительства РФ широки и многообразны. Одно из основных полномочий связано с руководством работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, с контролем за их деятельностью. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. Правительство осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

     Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве, а также их упразднять.

     В соответствии с ФКЗ «О Правительстве  РФ» в числе общих полномочий Правительства можно назвать:

  • организация реализации внутренней и внешней политики страны;
  • регулирование в социально-экономической сфере;
  • формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации;
  • реализация предоставленного ему права законодательной инициативы.

     Наиболее  наглядно полномочия Правительства  проявляются в различных сферах социально-экономической жизни страны.

     Так, в сфере экономики Правительство осуществляет:

  • регулирование экономических процессов;
  • обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности;
  • прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации;
  • осуществляет управление федеральной собственностью;
  • осуществляет общее руководство таможенным делом;
  • принимает меры по защите интересов отечественных производителей и т.п.

     В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство:

  • обеспечивает проведение единой политики в названной сфере;
  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • разрабатывает и регулирует налоговую политику;
  • обеспечивает совершенствование банковской системы;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен и т.п.

     В социальной сфере Правительство:

  • обеспечивает проведение единой государственной социальной политики;
  • разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и бедности, обеспечивает их реализацию;
  • принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п.

    В сфере образования, науки, культуры Правительство:

  • разрабатывает и осуществляет проведение единой государственной политики в области образования, меры государственной поддержки развития науки и культуры и т.п.

     В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство:

  • организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования;
  • координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий и ликвидации их последствий и т.п.

     В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство:

  • участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • осуществляет меры по охране собственности, общественного порядка, по борьбе с общественно опасными явлениями и т.п.

     В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Правительство:

  • осуществляет необходимые меры в указанной сфере;
  • организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • принимает меры по охране Государственной границы России;
  • руководит гражданской обороной и т.п.

Информация о работе Понятие органов исполнительной власти, система и структура