Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:59, курсовая работа
Основная цель работы: изучить систему органов исполнительной власти Российской Федерации, выделив ее основные элементы.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить теоретические аспекты, т.е. раскрыть понятие органа исполнительной власти, выделить классификацию, признаки, полномочия;
рассмотреть построение системы органов исполнительной власти РФ;
выделить структурные элементы системы.
Введение……………………………………………………………………………3
Понятие органа исполнительной власти…..………………………………..5
Определение, признаки и классификация органов исполнительной власти…………………………………………….………………………………….5
Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти и их полномочия……………………………………………………………………9
Система и структура органов исполнительной власти………………….11
2.1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти……………11
2.2.Административно-правовой статус и полномочия Правительства Российской Федерации…………………………………………………………...13
2.3. Состав и полномочия федеральных органов исполнительной власти …...17
2.4. Состав органов исполнительной власти субъектов Федерации…………..24
Заключение……………………………………………………………………….30
Список источников и литературы…………………………………………….32
в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ - административный договор (федеральные органы по соглашению с органами субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).
2. Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.
3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства вышестоящих органов (децентрализация).
4. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из ст. 10 Конституции РФ и выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти (законодательной и судебной).
5. Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.
6. Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.
7. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных нормативно-правовых актов и иных сведений по решению органов исполнительной власти.
9. Принцип обеспечения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
10. Принцип ответственности.
К
полномочиям органов исполнительной
власти относится:
1. применение
комплекса средств - организационных,
кадровых, экономических, юридических,
психологических, материально-технических;
2. постоянный учёт благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на масштабы и результаты реализации полномочий органов, их прогнозирование;
3. введение процессуальной процедуры деятельности органов, которые формируют режим реализации полномочий;
4. обеспечение прочной законодательной базы для деятельности всех органов исполнительной власти;
5. четкое определение механизма осуществления полномочий органа исполнительной власти.
2. Система и структура органов исполнительной власти
Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства.
2.1. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
Президент по Конституции РФ1 не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.
Как
глава государства он является гарантом
прав и свобод человека и гражданина,
реализуемых преимущественно в
сфере государственного управления,
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти, определяет основные направления
внутренней и внешней политики государства,
в осуществлении которой
Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он:
Президент
по представлению Председателя Правительства
утверждает систему и структуру
федеральных органов
Как
Верховный Главнокомандующий
Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.
По вопросам своей компетенции Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следует подчеркнуть, что большинство указов Президента посвящено различным сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, т.е. имеет управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного права. Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.
Все изложенное свидетельствует о том, что происходит процесс сближения функций и полномочий главы государства с функциями и полномочиями главы исполнительной власти.
Как уже отмечалось, Президент РФ формирует систему федеральных органов исполнительной власти. Сейчас она представлена Правительством РФ, федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами. Рассмотрим их административно-правовой статус.
2.2. Административно-правовой статус и полномочия Правительства РФ
Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть в стране и возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ. В соответствии с ФКЗ "О Правительстве РФ"3 деятельность Правительства направлена на осуществление в пределах своих полномочий:
Правительство - коллегиальный орган, состоящий из Председателя, заместителя Председателя и федеральных министров. В принципе возможно включение в состав Правительства не только федеральных министров, но и руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (например, статус федерального министра имеет директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации).
Председатель
Правительства назначается
Заместитель Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Заместитель Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.
Полномочия Правительства РФ широки и многообразны. Одно из основных полномочий связано с руководством работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, с контролем за их деятельностью. В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. Правительство осуществляет руководство рядом министерств, служб и агентств. Они подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве, а также их упразднять.
В соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» в числе общих полномочий Правительства можно назвать:
Наиболее
наглядно полномочия Правительства
проявляются в различных сферах
социально-экономической жизни
Так, в сфере экономики Правительство осуществляет:
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство:
В социальной сфере Правительство:
В сфере образования, науки, культуры Правительство:
В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство:
В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство:
В сфере обеспечения обороны и государственной безопасности Правительство:
Информация о работе Понятие органов исполнительной власти, система и структура