Понятие и система субъектов административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:09, реферат

Описание работы

Субъект права в любой отрасли права - это обладатель , носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства.
В административном праве нормы реализуются гражданами , их объединениями , государственными органами и т.д. , которые и являются в этом случае субъектами административного права , носителями конкретных прав и обязанностей.

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

      Административная  правоспособность является необходимым условием административной дееспособности , под которой понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Тем самым  административная дееспособность выступает как способность гражданина реализовать соответствующую правоспособность.

       Административная дееспособность, как правило возникает по достижении гражданином 18 -летнего возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности  с 16 лет.

         Граждане, как правило , обладают  равной административной дееспособностью  , однако по состоянию здоровья  некоторые из них могут быть  признаны частично или полностью  не дееспособными и недиктоспособными.  Дееспособные граждане могут осуществлять субъективные права и обязанности, вступив в конкретные административные  правоотношения и быть стороной , обязанной выполнять требования, исходящие от органов исполнительной власти, или  стороной ,реализующей принадлежащие ей права. Конкретные административные правоотношения возникают как по собственной инициативе граждан,так и в порядке одностороннего волеизъявления другой стороны , наделенной конкретными полномочиями.

        Ст.18 Конституции определено, что  права и свободы человека и граждане являются непосредственно действующими. Однако на практике это не всегда соблюдается .Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и вынужденных переселенцев, факты не своевременной выплаты заработной платы, издание незаконных нормативных актов на различных уровнях управления; это ограничения с выбором места жительства и прописки; превышения власти правоохранительными и силовыми структурами. Всё острее становится проблема правового положения Российских граждан и русско-язычного населения в некоторых странах ближнего зарубежья. Недостаточно чётко в законодательных актах прописываются предусмотренные Конституцией обязанности и ответственность государства по обеспечению прав граждан, особенно в вопросах контроля за соблюдение правоохранительного законодательства. Не изжиты рецидивы издания закрытых нормативных актов, касающихся прав и свобод. Принципиальные аспекты гражданства регламентируются Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 года в редакции Указ Президента РФ от 27.12.93 года.( Собрание актов Президента и Правительства РФ 1994 год №4 ст.302). 
 

3.Общественные  объединения как         субъекты административного

                           права . 
 

Право граждан  на объединение предусмотрено ст.30 Конституции РФ. Содержание этого  права , основные его государственные  гарантии , статус общественных объединений ,порядок их создания, деятельности , реорганизации , ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 год “ Об общественных объединениях”, Гражданским Кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений - политических партиях, профессиональных союзах , благотворительных и других . Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование , созданное по инициативе граждан , объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей , указанных в уставе общественного объединения.

       Добровольность формирования- важнейший  признак общественного объединения, при этом граждане имеют право создавать по  своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на условиях  соблюдения норм их уставов. Эти общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения , чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами ,позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. Общественные объединения могут создаваться как общественная организация ; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Существуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные  общественные объединения. Запрещается  создание и деятельность общественных объединений , цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской Федерации , подрыв безопасности государства создание вооружённых формирований , разжигание социальной , расовой  , национальной или религиозной розни. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения в органах юстиции. Из этого вытекает ,что органы юстиции  включают  их в единый государственный реестр юридических лиц.

      Объём административной правоспособности  общественных объединений может быть различным.

Во-первых ,общественные объединения в определённых случаях выступают в качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность   в  полном объеме и самостоятельно. 

Во-вторых , общественные объединения участвуют в осущевстлении отдельных управленческих функций.. 

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения  осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

    Финансовые  органы осуществляют контроль  за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов.

    

 Деятельность  общественных объединений может  быть приостановлена  на определённый  срок по решению суда в случае  нарушения Конституции Российской  Федерации, конституций (уставов)  её субъектов, законодательства, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного  объединения осуществляется либо по решению съезда или общего  собрания, либо в судебном порядке.

Решение о ликвидации общественного объединения ,являющегося  юридическим лицом ,направляется в орган, зарегистрировавший общественное объединение, для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц. 

4.Органы  исполнительной власти  как субъекты административного  права . 

Органы  исполнительной власти представляют собой такую организацию, которая ,являясь частью государственного аппарата ,имеет компетенцию,структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом в работе,наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально- культурным и административно- политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением.

  Административная  правоспособность и дееспособность  органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением .

   Классификация органов исполнительной власти производится по территориальному масштабу деятельности и характеру компетенции . С учётом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней:

  Федерального и Субъектов России.

 В систему органов исполнительной власти в масштабе страны входят: Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти ( государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департамент, главное управление и агенство); в масштабе субъектов Федерации - соответствующие органы исполнительной власти , которые образуются самими субъектами Федерации.

В зависимости от объёма и характера компетенции органы исполнительной власти подразделяются  на :

а) органы общей компетенции ,  осуществляющие руководство всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство , местные администрации ) ;

б) органы отраслевой компетенции , осуществляющие руководство  отдельными отраслями  управления или сферами деятельности (министерство , структурное подразделение администрации);

в) органы межотраслевой  компетенции , осуществляющие межотраслевое регулирование, межотраслевую координацию, контрольно - надзорные функции (государственный комитет, федеральный надзор , структурное  подразделение  администрации).

  Правовое  положение органов исполнительной  власти ,как субъектов административных  правоотношений, определено соответствующими  нормативными актами.

   Правовое  положение Президента Российской  Федерации определено в гл.4 Конституции . Президент является главой государства, а не главой исполнительной власти. Как глава государства ,Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры  по охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности , выступает Гарантом прав и свобод человека и гражданина.

     Субъектом  административного права Президент  становится на 4 года в результате всенародных выборов при вступлении ,в должность он приносит народу присягу. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России.

Президент, по вопросам отнесённым к его ведению, издаёт указы и распоряжения, которые  обязательны для исполнения на всей территории страны.

    Совет безопасности Российской Федерации , как консультативный орган Президента , дающий ему возможность определять стратегию развития общества , действует в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года ( Ведомости.1992 . №24.ст.1323.). Решения этого органа носят для Президента рекомендательный характер и оформляются его указами.

Исполнительную  власть в масштабах всей страны осуществляет Правительство Российской Федерации , правовое положение которого определено гл.6 Конституции. Сгласно указу Президента от 10 января 1994 года “О структуре федеральных органов исполнительной власти “ (САПП.1994.№ 3.ст.190) исполнительная власть двухступенчатая: Правительство России и федеральные органы, часть из них подчинена правительству , а другая (10) непосредственно Президенту.

     Правительство  издаёт постановления и распоряжения . Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Конституция предусматривает порядок досрочной отставки Правительства.

Правовой статус федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти определяется Положениями о них.

      Органы исполнительной власти  субъектов образуются самими  субъектами Федерации (ст.11 Конституции). Субъекты Федерации сами определяют правовое положение своих органов исполнительной власти .

  Наряду с  системой органов исполнительной  власти в Российской Федерации  существуют различные представительства  , дополняющие эту систему. Укрепление государственности - важнейшая задача . Поэтому большое внимание уделяется формированию системы исполнительной власти, оптимизации её структур и распределению компетенции между ими. Однако соответствующая нормативная база ещё недостаточна. В Конституции обозначены лишь её принципиальные положения .Не установлены права, регулирующие взаимоотношения между главой администрации и центром, главой администрации и законодательным органом края , области.

    Каждый  орган исполнительной власти  как субъект административ-ного  права имеет определённые  организационную структуру и штаты. Организационная структура предполагает вертикальную связь между соподчинеными органами управления и внутреннее построение отдельных органов .Проекты структур и штатов разрабатываются заинтересованными органами исполнительной власти и утверждаются компетентным должностным лицом . 

5.Государственные  служащие как субъекты  административного  права . 

До недавнего  времени под государственными служащими  понимался широкий круг граждан, занимавших оплачиваемые должности  в любых государственных организациях.

   Указом  Президента РФ от 22 декабря 1993 года было утверждено Положение  о федеральной государственной  службе (САПП.1993. №53.ст.5073.),которым к  числу государственных служащих  отнесён более узкий круг работников  федерального уровня , осуществляющих профессиональную деятельность по реализации задач и функций государственной власти.

Информация о работе Понятие и система субъектов административного права