Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 19:09, реферат
Субъект права в любой отрасли права - это обладатель , носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства.
В административном праве нормы реализуются гражданами , их объединениями , государственными органами и т.д. , которые и являются в этом случае субъектами административного права , носителями конкретных прав и обязанностей.
ПОНЧТИЕ И СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Понятие
субъекта административного
права
Субъект права в любой отрасли права - это обладатель , носитель определенных прав и обязанностей , которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей , полномочий , возложенных на него правовым актом , участием в жизни общества , коллектива , государства.
В административном праве нормы реализуются гражданами , их объединениями , государственными органами и т.д. , которые и являются в этом случае субъектами административного права , носителями конкретных прав и обязанностей.
Полномочия , которыми наделены субъекты административного права , имеют определенные особенности по своему характеру , объему , формам выражения.
Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности , например , обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка , благоустройства , являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия , состоящие из правообязанностей , например , право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования . Полномочия , которыми наделен субъект административного права , предоставляются ему в одних случаях по его желанию , например , гражданин обращается с заявлением в государственный орган , в другом случае - вопреки его желанию , например , лицо при привлечении его к административной ответственности , наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания , имея при этом определенные права и обязанности , в том числе по принудительному исполнению. Права и обязанности субъекта административного права образуют его правовой статус.
Правовой статус - категория комплексная , отражающая взаимоотношения личности и общества , гражданина и государства , индивида и коллектива.
Правовой статус субъекта
Поэтому целесообразно с
Физические лица , как субъекты административного права , категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (апатрид). За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ , иной объем , у иностранного гражданина на территории РФ - третий.
Организации как субъекты административного права , так же должны быть разделены на виды и группы.
В первую очередь все организации следует разделить на государственные и не государственные .
Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством , базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти , исполнительной власти и другие ), государственные предприятия и учреждения ( образовательные , научные , учреждения культуры и другие ).
Организации не государственные не выполняют государственных задач и функций , хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются , профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан , кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация не государственных организаций проводится по их целям , форме собственности , территориальным масштабам деятельности .
Для системы министерства
СУБЪЕКТЫ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
ПРАВА
Физические лица
служащие
2.
Граждане как
субъекты административного
права .
В условиях устойчивого гражданского общества и правового государства правовое регулирование положения личности,человека должно занимать центральное, приоритетное место, здесь право и государство в лице своих органов и должностных лиц призваны быть на службе у общества , его членов. Высшая цель государства и права ,как средства реализации государством своих задач и функций - обеспечение развития гражданского общества, охрана порядка и безопасности лиц его составляющих.
Различают субъект административного права и субъект административного правоотношения.Субъекты административного права определяются в нормах права как вообще граждане, общественные объединения , государственные организации, не государственные организации , предприятия учреждения , трудовые коллективы.Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в административные правоотношения, то есть не становиться их субъектами.
Субъект правоотношения всегда конкретен. Субъекты административных правоотношений- это конкретные участники , стороны правоотношения, наделённые обязанностями и правами в сфере исполнительной власти и способные их осуществлять.
Субъекты административного
1. Административно-правовая норма, предусматривающая права , обязанности субъекта:
2. Административная правоспособность и дееспособность субъекта:
3. Основание возникновения изменения и прекращения правоотношени
( юридический ) факт.
Главной
особенностью граждан как
1.С реализацией гражданами принадлежащим им по закону прав в сфере исполнительной власти ;
2.С выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере исполнительной власти;
3.С нарушением гражданами своих правовых обязанностей в этой сфере;
4.С нарушением органами исполнительной власти или их должностными лицами прав и законных интересов граждан.
Основные права и обязанности
граждан России в сфере
На пример граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как не посредственно , так и через своих представителей.( ст. 32 ).
Граждане России имеют право обращаться лично ,а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления ( ст.33).
Каждый, кто законно находится на территории России ,имеет право свободно передвигаться , выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться (ст.27).
Также граждане имеют ещё целый ряд прав и обязанностей ,которые закреплены в Конституции РФ и других законодательных актах.
КоАП установлен определённый
процессуальный порядок,
Указам Президента от 1 ноября 1993 года утверждено Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (САПП. 1993 год №45 . ст.4325). Комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав Российских граждан. Комиссия может получать материалы, проводить проверки, посещать любые государственные органы учреждения и организации . Она составляет ежегодные доклады ,ставит вопросы и вносит предложения , рассматривает обращения граждан, расследует случаи нарушения прав участвует в работе органов СНГ и разработки международных соглашений.
Административно- правовое
Оно определяется объемом и характером их административной правосубъектности , которую образуют административная правоспособность и дееспособность. Чтобы приобрести права и нести обязанности в сфере исполнительной власти , то есть быть участником административных правоотношений , гражданин ,как и другие субъекты административного права , должен располагать административной правоспособностью .Под ней понимается фактическая , обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Ст. 19 Конституции провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом , что гарантируется государством.
Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной ,социальной, культурной и административно - политической сферах . Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке , определённых законодательством . Например, не все граждане по состоянию здоровья ,согласно Закону от 11 февраля 1993 года “ О воинской обязанности и военной службе” ( Ведомости .1993.№9 ст.325), могут быть зачислены на действительную срочную военную службу (ст. 20 ).
Уголовный кодекс
Информация о работе Понятие и система субъектов административного права