Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:49, доклад
Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).
Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации .
ПОНЯТИЕ
И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО
УСТРОЙСТВА РОССИИ
Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).
Российская
Федерация имеет сложную
Конституционные основы
федеративного устройства России включают
в свое содержание: закрепление суверенитета
и распространение его на всю
территорию Российской Федерации; верховенство
федеральной Конституции и
Эти положения
главы 1 Конституции РФ, регулирующие
вопросы федеративного
Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта;
вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов;
государственная символика Российской Федерации;
предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.
Анализируя
конституционные основы федеративного
устройства России, следует отметить,
что общественные отношения в
этой сфере во многом регулируются
положениями Федеративного
Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.
Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной России.
Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются:
1.
Добровольность объединения
2.
Суверенность и равноправие
3.
Федерализм в сочетании с
4.Национально-
5.
Государственная целостность
6.
Разграничение предметов
Рассмотрим содержание этих принципов:
1.
Добровольность объединения
Добровольность
объединения наций и
Равноправие
наций проявляется также в
конституционном закреплении
3.
Федерализм в сочетании с
Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство. После распада Союза ССР, в составе которого существовала РСФСР, являвшаяся Федерацией по действовавшей тогда Конституции, в России начались процессы суверенизации бывших автономных республик, изменения форм государственности бывших автономных областей. Кроме того, о намерении стать самостоятельными субъектами Федерации заявили края, области, города Москва и Санкт-Петербург.
Заключение Федеративного договора представляет собой создание конституционных основ Российской Федерации в новых условиях. Статья 5 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.
Россия
обладает всеми признаками Федерации:
наличием федеративной территории и территории
субъектов; федеративного гражданства
и гражданства республик, входящих в Федерацию;
общефедеративной конституции и конституций
республик и т.д. Вместе с тем Российская
Федерация имеет своими субъектами не
только государства, но и автономные образования,
а также административно-
Унитаризм
в национально-государственном
Многонациональный
характер населения России исторически
обусловил существование
Автономия
- это форма национальной государственности,
воплощающая национальный суверенитет
на началах самоуправления в рамках
федеративного Российского
4.
Национально-территориальный
Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов Федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся экономически целостной, как правило, территории.
По этому принципу созданы все республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа.
В 1918 - 1992 гг. Российская Федерация строилась только по национально-территориальному принципу. Ее субъектами являлись нации, самоопределившиеся в той или иной форме государственности. Среди них были государства - автономные республики, национально-государственные образования - автономные области и автономные (до 1977 г. национальные) округа.
В
1992 г. в содержание Федеративного договора
был включен Договор о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга Российской Федерации.
Таким образом, произошло качественное
обновление федеративных отношений. Бывшие
административно-
На
обеспечение государственной
6.
Разграничение предметов
7.
Равноправие субъектов
В Конституции России имеется ряд положений, дополнительно обеспечивающих принцип равноправия субъектов Федерации. Это равное право на создание в субъектах системы органов государственной власти (ст. 11 п.2); равный конституционный статус однопорядковых форм государственности и одинаковый порядок изменения статуса; право на пользование родным языком; распространение статьи 72, устанавливающей предмет совместного ведения Федерации и субъектов, на все виды субъектов Российской Федерации; обладание всеми субъектами Российской Федерации всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (ст. 73); равное право субъектов на законодательную деятельность (ст. 76); равное представительство в Совете Федерации (ст.95); право законодательной инициативы для каждого субъекта Федерации (ст. 104) и др.
В
завершении первого вопроса необходимо
отметить, что Федеративное устройство
России представляет собой закрепленное
нормами Конституции РФ и других
законодательных актов
Информация о работе Понятие и принципы федеративного устройства России