Федеративное устройство России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов выделяют следующие: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………... 3
Глава 1. РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО…………… 6
1.1. Понятие, содержание и значение принципов федеративного устройства России…………………………………..... 6
1.2. Черты конституционно-правового статуса Российской Федерации…………………………………………………………………….. 11
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ……………………………………………………………………………… 16
2.1. Общие черты конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации...……………………………… 16
2.2. Своеобразие конституционно-правового статуса республик, краев областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.…………………… 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МОЯ.docx

— 67.03 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………….………………………...

3

Глава 1. РОССИЯ – ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО……………

6

1.1. Понятие, содержание и значение принципов федеративного устройства России………………………………….....

6

1.2. Черты конституционно-правового статуса Российской  Федерации……………………………………………………………………..

11

Глава 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ………………………………………………………………………………

16

           2.1. Общие черты конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации...………………………………

16

2.2. Своеобразие конституционно-правового статуса республик, краев областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области.……………………

20

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………………

33


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Федерация – форма государственного устройства, при которой части  федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими  юридически определённой политической самостоятельностью.

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов  выделяют следующие: верховенство Конституции  и федеральных законов; равноправие  субъектов Федерации; государственная  целостность; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов. Однако понятие федерации, ее юридическая и практическая трактовка  гораздо шире приведенных теоретических  положений. Кроме того федеративное устройство России постоянно совершенствуется законодательными мерами, с учетом необходимых потребностей всех субъектов  Федерации. Именно по этому, исследование правовых основ российского федерализма, является, несомненно, важным в контексте  изучения теории государства и права. Этим определяется актуальность темы настоящей курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. РОССИЯ –  ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО.

    1. Понятие, содержание и значение принципов федеративного устройства России

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей  на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).

По конституции Российской Федерации выделяются несколько  основополагающих принципов федеративного  государства. Это верховенство Конституции  и федеральных законов, равноправие  субъектов федерации, государственная  целостность, единство системы государственной  власти, Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ и право, подразумевающие равноправие  и самоопределение народов 1.

Рассмотрим каждый из них  подробнее.

Верховенство  Конституции и федеральных законов. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т.е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы 2.

Верховенство федеральных  законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного  соответствия Конституции и федеральным  законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации 3.

В части 1 статьи 76 говорится, что «по предметам ведения  Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Часть 5 статьи 76 Конституции  РФ устанавливает гарантии и пределы  действия и применения федеральных  законов, а также законов и  иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам  совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

Равноправие субъектов  федерации. Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 Конституции РФ).

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в  равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти» (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ).

Также равноправие субъектов  РФ состоит и в том, что «во  взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой  равноправны» (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). В то же время между субъектами Федерации имеются определенные различия в государственной организации субъектов4. В первую очередь мы говорим о республиках.

Республики в составе  РФ самостоятельно определяют систему  своих органов государственной  власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти в РФ и законодательством  республики. Различие есть также и  в наличии республиканского гражданства5. Каждая республика имеет право на государственную символику, которая включает Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн, а также право на столицу. Государственная целостность. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Часть 3 статьи 4Конституции РФ говорит, что «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», а часть 3 статьи 5, что «федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности».

Российская Федерация  состоит из государств, государственно-территориальных  и национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации  6.

Государственная целостность  Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью  ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает  установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 8 Конституции РФ); верховенством  Конституции РФ и федеральных  законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение –  одной из важнейших его функций.

Единство системы  государственной власти. Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти 7. Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия8.

Единство системы государственной  власти – одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. Единство системы государственной  власти выражается в наличие единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную  власть9.

В Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции РФ).

Федеральная государственная  власть распространяется на всю территорию Российской Федерации и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием  РФ, Правительством РФ, Конституционным  Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и  Генеральным прокурором РФ. Федеральные  органы государственной власти в  рамках Конституции и законов  Российской Федерации обеспечивают единство системы государственной  власти в Российской Федерации. Государственная власть субъектов Российской Федерации является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в Российской Федерации и распространяется на территорию субъектов Российской Федерации.

Единство государственной  власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: подчинением органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениям федеральных  органов исполнительной власти в  пределах, установленных Конституцией и законами Российской Федерации; подчинением  местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации10.

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) субъектов Российской Федерации могут быть отстранены от занимаемой должности за неоднократное  грубое нарушение Конституции и  законов Российской Федерации, а  также иные действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации отстраняются от должности указом Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ11.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ. Как уже было отмечено выше, характерная черта всякой федерации – разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Часть 3 статьи 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).

Конституционные требования организации публичной власти в  России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации12.

«Исключительность» предметов  ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией13. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ).

Информация о работе Федеративное устройство России