Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:23, доклад
Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны.
С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.
Только Российская
Федерация вправе обеспечивать целостность
и неприкосновенность своей территории,
следовательно, целостность и
В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как:
- государственная целостность;
- единство
системы государственной
- разграничение
предметов ведения полномочий
между органами
- равноправие
и самоопределение народов
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
Важнейшее значение
для нормального
Российский федерализм обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от федерализма в других странах.
Прежде всего,
Россия была в историческом плане
провозглашена федерацией, а не создана
путем объединения
С самого начала своего образования Россия представляла собой не конституционно-договорную федерацию (как США или Швейцария), а конституционно-правовую федерацию. Россия в отличие от абсолютного большинства других федераций создавалась как федерация асимметричная с различными видами субъектов Федерации, созданными как по национально-территориальному (21 республика-государство, 10 автономных округов и 1 автономная область), так и по территориальному признаку (6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения).
Субъекты
Федерации с самого начала не обладали
правом выхода из ее состава, но статус
субъекта Федерации по согласованию
с общефедеральными органами власти
и на основании специального конституционного
закона мог быть изменен. Конституция
РФ предусмотрела возможность
Федеративное устройство РФ (конспект) РФ состоит из 21 республики (государства), 6 краёв, 49 областей, 2 городов федерального значения (С.-Петербург. Москва), еврейской автономной области, 10 автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, остальные субъекты свой устав и законодательство. Предусмотрена возможность принятия в РФ и образование в её составе нового субъекта, а также изменения статуса субъекта РФ. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны (ст.5.4.). Территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Государственный язык РФ на всей её территории русский. Республики вправе устанавливать свои государственные языки наряду с русским. РФ имеет государственный флаг, герб и гимн. Столица - город Москва. В Конституции полномочия органов государственной власти распределены по трём уровням. К ведению федеральных органов относятся: принятие и изменение Конституции; установление и формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная собственность и управление ею; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; судоустройство; прокуратура; уголовное законодательство; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; официальный статистический и бухгалтерский учёт; государственные награды, почётные звания; прочее. В совместном ведении находятся вопросы, в решении которых субъекты РФ участвуют на равных |
Скачать реферат |