Автор: p*****@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:48, контрольная работа
В результате регулирующего воздействия правовых норм соответствующие предмету данной отрасли права общественные отношения преобразуются в правовые отношения. Конкретное общественное отношение, "попав" под влияние правовой нормы, приобретает правовую оболочку.
Соответственно правовое отношение есть показатель действия нормы права, практического осуществления ее требований. Правовая же норма играет при этом роль предпосылки правового отношения.
Введение.............................................................................................................. 3
1. Понятие и особенности административно-правовых отношений ..... 5
2. Виды административно-правовых отношений ………………………. 16
2.1. Вертикальные административно ……………………………………....... 23
2.2. Горизонтальные административно ……………………………………... 17
Заключение …………………………………………………………………... 19
Список использованных источников и литературы …………………… 21
Данная особенность административных правоотношений прямо вытекает из властной природы государственно-управленческой деятельности, субъекты каковой наделяются административно-правовыми нормами соответствующим объемом юридически-властных полномочий, необходимых для осуществления задач и функций исполнительной власти. Соответственно в руках таких субъектов концентрируется власть в виде "единой управляющей воли", что ставит их в приоритетное по отношению к другим сторонам правоотношений положение.
Иначе говоря, в административно-правовых отношениях одна сторона всегда действует властным методом, обладая необходимой юридической властью, данной ей государством, т.е. такой участник отношений, которому административно-правовые нормы отводят роль субъекта управления в рамках общей формулы управления - "субъект-объект".
Следовательно, в административно-правовых отношениях всегда выделяется субъект управления, всегда налицо приоритет воли этого субъекта, имеющей своим адресатом сознательно-волевое поведение тех участников правовых отношений, которые выступают в роли объектов управления, всегда в том или ином варианте находит свое выражение соподчинение воль, всегда воле "властвующего" участника подчиняется воля иных участников таких правоотношений.
Таково фактическое соотношение сторон в административно-правовых отношениях, соответствующее следующему непременному условию - обязательному участию в них стороны, наделённой юридически-властными полномочиями. Обязательной стороной являются субъекты исполнительной власти, а также представляющие их должностные лица.
Г. Административно-правовое отношение - властеотношение. Эта его особенность вытекает из предыдущей характеристики, а также из того, что общественные связи, возникающие в сфере государственного управления, т.е. управленческие отношения, строятся на началах "власть - подчинение".
Административное
право исходит из признания того
факта, что в регулируемых им общественных
отношениях приоритетны позиции, характеризующие
административно-правовой статус одной
стороны. Вследствие этого административно-
Данная
особенность административно-
Таким образом, для административно-правовых отношений в наибольшей степени характерно проявление властной природы права.
Д. Административно-правовые отношения имеют своим объектом действия, поведение людей - участников управляемых процессов. С учетом сознательно-волевого характера социального управления власть, реализуемая в административно-правовых отношениях, является средством волевого регулирования. Отсюда следует, что поведение (действия) управляемых опосредуются их волей и сознанием. Эти два момента необходимо учитывать при определении объекта административно-правового отношения.
Действия, деятельность, поведение - реальный объект подавляющего большинства административно-правовых отношений. Объект правоотношения логично совпадает с объектом правового регулирования или воздействия. Действия, совершаемые по поводу определенных внешних предметов (вещей, имущества), являются дополнительным элементом характеристики административно-правовых отношений, позволяющим получить ответ на вопрос: по какому, поводу совершаются действия.
Е. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон (исполнительного органа, гражданина и т.п.), однако согласие или желание второй стороны не является обязательным условием их возникновения. В этом, в частности, состоит их главное отличие от условий возникновения отношений гражданско-правового типа.
Соответствующие действия совершаются сторонами административно-правовых отношений в силу требований административно-правовых норм.
Это в равной степени относится как к исполнительным органам, так и к гражданам и т.п. При этом предусматриваются такие условия, когда инициатива возникновения правоотношений может иметь место и вопреки желанию второй стороны.
Сам факт предписания (юридическое действие) уже создает административное правоотношение. Соответственно исполнительные органы реализуют в одностороннем порядке принадлежащие им полномочия и возлагаемые на них юридические обязанности.
Наиболее типичные варианты проявления инициативы невластвующих субъектов (например граждан) в возникновении административно-правовых отношений следующие: совершение правомерных действий, влекущих за собой определенные юридические обязанности властвующего субъекта (например подача заявления, жалобы и т.п.), - собственно инициатива; совершение неправомерных действий, влекущих за собой применение властвующим субъектом санкции, предусмотренной административной нормой, - квазиинициатива.
Важная юридическая деталь: возникновение административно-правовых отношений по односторонней инициативе исполнительных органов не подавляет инициативу второй стороны. "Принудительное" возникновение их возможно, но лишь в случаях совершения правонарушений в сфере государственного управления.
Еще
одна не менее важная деталь: в случаях,
когда инициатором
Наконец, еще одна важная деталь. Инициатива сторон не всегда является непосредственным основанием (условием) для возникновения административно-правового отношения. Имеются в виду случаи, когда административно-правовые нормы предусматривают необходимость предшествующего возникновению правового отношения согласования (соглашения) с заинтересованной стороной некоторых условий будущего одностороннего решения.
Ж. Для административно-правовых отношений характерно, что возможные споры между их сторонами разрешаются в особом порядке.
Как правило, разрешение подобных споров (например, при оспаривании правовых актов или действий) отнесено к компетенции исполнительных органов (должностных лиц), которые наделены необходимыми юридически-властными полномочиями, позволяющими им непосредственно, т.е. без обращения в судебные органы, решать спорные вопросы применения норм административного права.
Разрешение спора осуществляется в подобных случаях в административном, т.е. во внесудебном порядке. Правовой формой разрешения спора является односторонний юридически-властный акт полномочного органа (должностного лица) по предмету спора.
Известно, что гражданско-правовые споры разрешаются в судебном или арбитражном порядке, а также по взаимному соглашению сторон.
Довольно
часто действующее
Он может быть самостоятельным (например, обжалование на основании ч. 2 ст. 46 Конституции РФ) либо альтернативным (жалоба может быть подана по административной линии или в суд)1.
З. Для административно-правовых отношений характерно, что в случае нарушения их участниками требований административно-правовых норм виновная сторона несет ответственность перед государством в лице его органов.
В
гражданских правоотношениях
Если нарушением административно-правовых норм нанесен материальный ущерб другой стороне, то он возмещается в судебном порядке на основании норм гражданско-процессуального законодательства.
В
предусмотренных
Речь пока шла об ответственности подчиненных (дисциплинарная) и граждан (административная). А как отвечают за нарушения требований административно-правовых норм исполнительные органы? Проблема ответственности исполнительных органов еще не решена окончательно, хотя сам принцип их ответственности постоянно фиксируется в соответствующих нормативных правовых актах. Действует и конституционная норма, в соответствии с которой "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц" (ст. 53 Конституции РФ)2.
Разумеется,
нет оснований для
Таковы наиболее значимые особенности административно-правовых отношений. Очевидно, что многие из них совпадают с характерными чертами управленческих отношений, о которых шла речь при определении предмета административного права. Это закономерно, ибо административно-правовые отношения суть облеченные в правовую форму управленческие отношения.
Следует
к изложенным сведениям добавить,
что для административно-
Вместе
с тем, в рамках именно административно-правовых
отношений обеспечивается "непосредственно
организующая" государственно-управленческая
деятельность. Следовательно, административно-правовые
отношения можно характеризовать в качестве
юридически выраженных организационных
отношений.
2.
Виды административно-правовых
отношений
Административно-правовые отношения разнообразны, как разнообразна по конкретному содержанию и направлениям сама государственно-управленческая деятельность по реализации исполнительной власти. Соответственно проводится их классификация. Критерии ее различны, что предопределяется особенностями целей и направлений, в соответствии с которыми реализуется исполнительная власть, масштабности возникающих при этом правовых отношений и т.д. Иначе говоря, несмотря на однородность наиболее существенных проявлений, административно-правовые отношения включают в себя различные формы социальных связей, опосредованных правовыми нормами. В наиболее типичных случаях наблюдаются "жесткие" варианты присущей им властности, а в других она может ощущаться как "мягкое" воздействие на поведение управляемых; юридическая властность, с другой стороны, не всегда и не во всем проявляется прямо и т.п.
Логично
предположить, что ведущее значение
при классификации
Рассмотрим
наиболее значимые варианты классификации
административно-правовых отношений.
Информация о работе Понятие и особенности административно-правовых отношений