Понятие и основные элементы общественного порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим в данной работе передо мной стоят следующие задачи:

- рассмотреть генезис понятия «общественный порядок»;

- изучить правовую природу этого явления;

- проанализировать взаимосвязь и взаимозависимость понятий «общественный порядок», «законность», «правопорядок».

Содержание

Введение. 3 стр.

1. Основные направления в развитии представлений об общественном порядке. 4 стр.

2. Понятие и основные элементы общественного порядка и общественной безопасности. 8 стр.

3. Соотношение общественного порядка с другими сферами жизнедеятельности. 21 стр.

4. Содержание охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. 24 стр.

Заключение. 26 стр.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Административное право - вариант 1.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

  Носителями  общественной воли в нашем обществе являются рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, нации, народности, общественные объединения и социальные группы, разного рода неформальные образования.

  Разновидностью  общественной воли является воля государственная. Содержание этой воли определяется экономикой, политическими интересами и целями народа, который обладает государственной властью.

  Государственная воля, выраженная в законе (праве), является общеобязательной. Предписания и  правила правовых норм определяют поведение  людей в сфере общественного порядка. Государственная воля, выраженная в праве, регулирует отношения, особенности и другие важные стороны общественного порядка. Она воздействует на поведение, действия, т.е. волю участников общественного порядка. Воля последнего должна соответствовать государственной воле, выраженной в нормах права.

  Правовое  содержание. Установленные государством правовые нормы определяют должное  поведение людей в сфере общественного  порядка. Правомерное поведение субъектов общественного порядка, реализация норм права в отношениях, складывающихся в сфере общественного порядка, и составляют его юридическое содержание.

  Правовые  нормы, действующие в сфере общественного  порядка, регулируют поведение людей  путем: установления правил, предписывающих должное или возможное поведение; введения запретов совершения вредных для общества действий; установления ответственности за нарушение запретов; посредством установления компетенции и регулирования деятельности субъектов охраны общественного порядка. Следовательно, правовое регулирование охватывает весьма широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка.

  С учетом целей правового регулирования  отношений в сфере общественного  порядка правовые нормы могут  быть сведены в следующие группы: нормы, определяющие правовой статус граждан в рассматриваемой сфере; нормы, определяющие компетенцию государственных органов и их должностных лиц в сфере общественного порядка; нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

  Нормы, определяющие правовой статус граждан  в сфере общественного порядка. Эти нормы составляют наиболее многочисленную группу. Они устанавливают права, обязанности и ответственность  граждан в данной сфере.

  Граждане  имеют право на спокойствие и благоприятные условия для труда и отдыха. Общественный порядок дает возможность людям спокойно проводить свой досуг, обеспечивает надежные условия пребывания в общественных местах, создает нормальные условия для трудовой деятельности и т.д. Они вправе обращаться в компетентные органы за защитой от посягательств на их личность.  Граждане имеют право на участие в охране общественного порядка. Они вправе сообщать в компетентные органы (милицию и др.) о готовящихся или совершаемых нарушениях общественного порядка, принимать меры к пресечению нарушений общественного порядка. Действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и на задержание преступника, правомерны и не влекут юридической или иной ответственности, даже если этими действиями вынужденно был причинен вред преступнику.

  Граждане  имеют право на самооборону. Не подлежит юридической ответственности лицо, хотя и совершившее правонарушение, но действовавшее в состоянии  необходимой обороны при защите общественного порядка от противоправного посягательства путем причинения посягавшему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны .

  Нормы права предоставляют гражданам  возможность обращаться в компетентные органы с критическими замечаниями  и предложениями, направленными на укрепление общественного порядка и совершенствование деятельности органов и организаций, охраняющих общественный порядок.

  Граждане  имеют право участвовать в  охране общественного порядка в  качестве членов добровольных народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка.

  Права граждан в сфере общественного  порядка не могут рассматриваться  вне их связи с обязанностями  в данной сфере. Единство прав и обязанностей в цивилизованном обществе основывается на сочетании интересов общества и личности. Известно, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Граждане обязаны соблюдать установленный нормами права и иными социальными нормами общественный порядок, правила поведения в общественных местах.

  Граждане  должны соблюдать специальные запреты, установленные в сфере общественного  порядка. Запрещаются: нецензурная  брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и  другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (мелкое хулиганство); стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка; распитие спиртных налитков в общественных местах, кроме предприятий торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в разлив разрешена компетентными органами; появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, азартные игры на деньги, вещи и иные ценности, а равно принятие ставок частными лицами на спортивных и иных состязаниях; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения и др.

  Правовые  запреты и предписания направляют поведение субъектов отношений  в сфере общественного порядка. Запреты и предписания реализуются путем их соблюдения, воздержания от совершения действий, запрещенных нормами права, т.е. вне правовых отношений. Реализация запретительных норм через правоотношения осуществляется в тех случаях, когда предписание запретительной нормы нарушено. За нарушение запретов, совершение правонарушения в сфере общественного прядка устанавливается юридическая ответственность. Эта ответственность устанавливается законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

  Важную  регулирующую функцию выполняют  нормы права, устанавливающие гарантии прав граждан в сфере общественного  порядка. К числу таких норм относятся  нормы, закрепляющие принцип законности в деятельности органов и должностных лиц вообще и в применении мер воздействия за нарушение общественного порядка в частности; нормы, предоставляющие право на обжалование действий органов и должностных лиц; нормы, устанавливающие ответственность органов и должностных лиц за незаконные действия, и др.

  Нормы, определяющие компетенцию государственных  органов и их должностных лиц  в сфере общественного порядка. Эту группу составляют нормы, которые  устанавливают задачи, функции, обязанности, права и ответственность органов  и должностных лиц по охране общественного порядка, определяют формы и методы их деятельности. В состав данной группы входят нормы, устанавливающие нормотворческую компетенцию государственных органов в сфере общественного порядка, обязанности и права органов внутренних дел, милиции и других правоохранительных органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, полномочия работников милиции и других должностных лиц в сфере общественного порядка и др.|0бъем полномочий того или иного звена в системе государственных органов в сфере общественного порядка зависит от назначения и места, которое занимает оно в этой системе: чем выше звено системы, тем более широкой компетенцией оно обладает. Совершенствование компетенции органов и должностных лиц, точное и четкое определение задач, обязанностей и прав, а также ответственности каждого органа (должностного лица) в сфере общественного порядка способствуют дальнейшему укреплению законности, улучшению работы органов, охраняющих общественный порядок.]

  Нормы, регулирующие деятельность общественных формирований, участвующих в охране общественного порядка. Нормы, входящие в данную группу, содержатся в законодательных и иных актах, устанавливающих основные обязанности и права общественных формирований. Задачи и функции, порядок образования и организации работы, обязанности и права, формы и методы работы, организация взаимодействия общественных формирований с государственными органами и др. определяются положениями о соответствующих общественных формированиях.

  Таково  содержание общественного порядка, его элементов.

  Общественная  безопасность. Общественный порядок  тесно связан с другой сферой жизни  общества — общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в особенности  органы внутренних дел, милиция.

  К сфере общественной безопасности относятся те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Общественная безопасность связана с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строи­тельных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему (например, правил4 приобретения, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения взрывчатых материалов, правил открытия и функционирования объектов, где они обращаются, и др.).

  Отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности регулируются правовыми  нормами. Их соблюдение и исполнение гарантируются применением принуждения со стороны государства к его органов.

  Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного  порядка способствует повышению  общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни и здоровья людей или их имущества. Вместе с тем соблюдение правил и требований общественной безопасности (скажем, правил дорожного движения, правил пользования спортивными сооружениями во время проведения соревнований и т.п.) является важным условием поддержания надлежащего общественного порядка.

  Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые  сферы не тождественны. Они объединяют различные группы общественных отношений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодательство об административных правонарушениях устанавливает дифференцированную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и в сфере общественной безопасности. Так Кодекс об административных правонарушениях включает в себя составы правонарушений, посягающие на общественный порядок. Правонарушения, посягающие на общественную безопасность, содержатся в ряде глав Кодекса, например, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности влечет административную ответственность, также  КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте и электротранспорте и т.д. 

2. Соотношение общественного порядка с другими сферами жизнедеятельности. 

  Для уяснения понятий и сущности общественного  порядка и общественной безопасности важное значение имеет вопрос о их соотношении с другими смежными сферами жизнедеятельности: правопорядком, общественным благоустройством, государственным  порядком. Изучение соотношения общественного порядка и общественной безопасности с указанными сферами жизни способствует более четкому уяснению границ общественных отношений, складывающихся в сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности.

  Общественный порядок, общественная безопасность и правопорядок. Сфера правопорядка охватывает ту часть общественных отношений, которые урегулированы нормами права. Общественный порядок, рассматриваемый в узком (специальном) смысле, и правопорядок — сферы, которые в значительной части совпадают. Они совпадают в той части, в которой общественный порядок регулируется нормами права. Что касается отношений сферы общественного порядка, регулируемых нормами морали, нравственности, правилами общежития, то они находятся за пределами сферы правопорядка. Из этого, однако, не следует вывод о том, что сфера правопорядка уже сферы общественного порядка в узком его понимании. Многие правовые отношения не входят в сферу общественного порядка (например, трудовые, гражданско-правовые и иные правоотношения).

  Правопорядок  составляет сердцевину общественного  порядка, поскольку государство  при помощи права закрепляет важнейшие  отношения в сфере общественного  порядка. Эти отношения охраняются государством, в необходимых случаях  поддерживаются мерами государственного принуждения.

  Общественная  безопасность и правопорядок соотносятся  как часть к целому. Такое соотношение  обусловлено тем, что отношения  в сфере общественной безопасности регулируются нормами права.

  Следовательно, общественная безопасность является составной частью, элементом правопорядка.

  Общественный  порядок, общественная безопасность и  общественное благоустройство. Под  общественным благоустройством понимаются рациональная планировка и застройка  насоленных пунктов, общественных мест, их обустройство и поддержание в состоянии, благоприятствующем труду и отдыху людей. Многие вопросы общественного благоустройства, например, целесообразная планировка и оборудование мест массового отдыха граждан и других мест пребывания людей, расположение в населенных пунктах предприятий торговли и общественного питании, театров, кинотеатров, стадионов и других учреждений, чистота и освещенность дворов и подъездов и др., существенно влияют на состояние общественного порядка и общественной безопасности. Так, чистота и порядок в общественных местах способствуют формированию у людей уважительного отношения к общественной нравственности, уменьшают степень угрозы общественной безопасности. И, наоборот, захламление общественных мест, запущенное состояние садово-паркового хозяйства, антисанитарное состояние общественных мест, плохая освещенность улиц, дворов, подъездов, садов, парков нередко создают благоприятные условия для совершения нарушений общественного порядка, возникновения пожаров, эпидемий и других заразных заболеваний.

Информация о работе Понятие и основные элементы общественного порядка