Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить, что скрывается за термином «ответственность». Раскрыть существующие принципы и основания административной ответственности.
Выполнению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1) дать характеристику целям и функциям юридической ответственности;
2) показать принципы и основания административной ответственности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...7
Понятие юридической ответственности……………………………...7
Цели и функции юридической ответственности……………………..9
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………12
2.1 Понятие и основные черты административной ответственности…12
2.2 Принципы административной ответственности……………………15
2.3 Основания административной ответственности …………………...16
ГЛАВА 3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………...34
Юридическое значение состава административного правонарушения заключается в том, что установление в деянии лица всех его признаков дает основание констатировать совершение лицом конкретного вида административного проступка и позволяет осуществлять правовую оценку (квалификацию) содеянного.
Таким
образом, основанием административной
ответственности являются нормативное
основание (система норм, регулирующих
административную ответственность) и
фактическое основание (административное
правонарушение, выразившееся в деянии
конкретного субъекта, нарушившего правовые
предписания, охраняемые административными
санкциями).
ГЛАВА 3
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА,
ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ
ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ
ПРАВОНАРУШЕНИЕМ
Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением, входят в систему административного-деликтного права в качестве отдельного института. Ему посвящена глава 5 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. К рассматриваемым обстоятельствам относятся:
Название главы 5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях – «Обстоятельства, исключающие признаки деяния административным правонарушением» - логично и отражает сущность указанных обстоятельств. Под обстоятельствами, исключающими признание деяния административным правонарушением, понимаются условия, формально содержащее признаки какого-либо состава правонарушения, предусмотренного Особенной частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [8, с.172].
В ст. 22 Конституции Республики Беларусь закреплено: «Все… имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». В части 1 статьи 5.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях названное право конкретизировано: «Каждое физическое лицо имеет право на защиту от противоправного посягательства. Это право принадлежит ему независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим физическим лицам или уполномоченным органам» [6].
Оборона – защита от нападения. В ст. 5.1 указывается на необходимую оборону, т.е. вынужденную, неизбежную, без которой нельзя обойтись.
В соответствии с частью 2 статьи 5.1 необходимая оборона – это правомерная защита от неправомерного посягательства, связанная с причинением вреда посягающему: «Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите жизни, здоровья, прав обороняющего или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда.
В
определении необходимой
Право
на необходимую оборону
Причинение вреда при задержании физического лица, совершившего административное правонарушение, является новым институтом административно-деликтного права, введенным Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях 2003 года. Рассматриваемый институт регламентирован статьей 5.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Её положения распространяются и на случаи, когда происходит причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Задержание лица регламентируется нормами процессуального права. В предшествующем Кодексе об административных правонарушениях административным задержанием считалось кратковременное лишение свободы лица с пребыванием его в предназначенных для этого местах, и начиналось с момента доставления лица в РОВД или в другое обозначенное место [1, с.178].
Практика борьбы с административными правонарушениями свидетельствует о том, что задержание правонарушителей в ряде случаев является необходимой и вынужденной мерой. Не каждый правонарушитель согласен добровольно следовать в помещение органа, ведущего административный процесс. Нередко возникает необходимость применения задерживающими лицами физической силы к правонарушителю с целью его удержания, доставления, что может сопровождаться причинением ему вреда в виде повреждения одежды, легких телесных повреждений. Здоровье, имущество и иные права граждан, в том числе правонарушителей, охраняются законом.
Крайняя
необходимость – важный институт
административно-деликтного права. Он
перенесен из уголовного права и
впервые был закреплен в
В соответствии со статьей 5.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях под крайней необходимостью понимается совершение действий для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.
Из
определения крайней
Лицо
при крайней необходимости
Обоснованный риск является новым институтом административно-деликтного права. В Кодексе об административных правонарушениях 1984 года он отсутствовал. В части 2 статьи 5.4 Кодекса об административных правонарушениях 2003 года риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий [8, с.187].
При обоснованном риске закон не исключает причинение вреда охраняемым Кодексом об административных правонарушениях законным интересам. Однако он должен определяться достижением общественно полезной цели.
Закон не ограничивает человеческой деятельности, в которых допускается обоснованный риск. Он может иметь место в научной, научно-технической сфере, в процессе осуществления различных экспериментов, исследований, испытания образцов новой техники.
Кодекс Республики Беларусь об
административных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Административная
ответственность сохраняет все
основные признаки общего понятия юридической
ответственности: общественное или
государственное осуждение
С
другой стороны, административная ответственность
является составной частью административного
принуждения и обладает всеми
его качествами (внесудебные процессуальные
формы осуществления, в рамках внеслужебного
подчинения).
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Ответственность по административному праву