Ответственность по административному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить, что скрывается за термином «ответственность». Раскрыть существующие принципы и основания административной ответственности.
Выполнению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1) дать характеристику целям и функциям юридической ответственности;
2) показать принципы и основания административной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...7
Понятие юридической ответственности……………………………...7
Цели и функции юридической ответственности……………………..9

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………12
2.1 Понятие и основные черты административной ответственности…12
2.2 Принципы административной ответственности……………………15
2.3 Основания административной ответственности …………………...16
ГЛАВА 3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………...34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО АП.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

     Если  общественная опасность является качеством, объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается  законодателем в нормах, запрещающих  совершение подобных деяний. Общественная опасность деяния не означает его обязательной противоправности. Законодатель не всегда реагирует на существование общественно опасных деяний установлением правового запрета на их совершение.

     Неотъемлемым  признаком административного правонарушения является административная наказуемость. Общественно опасное деяние, запрещенное законом, признается административным проступком лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

     Обязательным  признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает психическое отношение  лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния правонарушением  надо установить, что оно явилось  проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное противоправное и административно наказуемое деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет [10, с.100].

     Любое административное правонарушение характеризуется  наличием совокупности названных признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным поступком. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным, либо иным правонарушением.

     Понятие административного правонарушения (ст. 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) содержит общие социально-правовые признаки, присущи всем без исключения административным проступкам. Так, и мелкое хулиганство, и мелкое хищение являются деяниями общественно опасными, противоправными, виновными и административно наказуемыми [7].

     Однако  каждый вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки. Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения. Именно в составах административных проступков конкретизируются общие признаки понятия административного правонарушения. Так, общественная опасность и противоправность деяния, предусмотренного ст. 156  Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (мелкое хулиганство), определяется законодателем указанием на такие его признаки, как нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. Таким образом, совокупность установленных законом признаков, определяющих деяние как конкретный вид административного проступка, именуется составом административного правонарушения [10, с.104].

     Основным  законодательным актом, содержащим нормы с описанием составов административных проступков, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

     Описание  признаков состава того или иного административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Однако в них указываются не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида правонарушения и необходимы для его индивидуализации, т.е. для отграничения от других административных правонарушений и от правомерного поведения. Указания на иные признаки состава правонарушения – общие для всех административных проступков, содержатся в нормах Общей части кодекса. Так, при отсутствии в тексте статьи 156 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях указания на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны правонарушением (мелким хулиганством), если они совершены виновно, вменяемым лицом, достигшим 16-летнего возраста, подразумевается, что эти признаки органически входят в состав данного правонарушения, как и в состав любого другого административного проступка.

     Нормы Общей и Особенной частей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях содержат указание далеко не на все признаки административных правонарушений. Каждый административный проступок как явление реальной действительности обладает множеством своеобразных признаков. Так, например, мелкое хулиганство может быть совершено на улице или в общественном транспорте, в дневное или вечернее время лицом, находящимся в состоянии опьянения или в трезвом виде, проживающим в данном населенном пункте или прибывшем из другой местности [1, с.197].   

     Однако  далеко не все признаки совершенного административного правонарушения имеют юридическое значение. К  их числу относятся лишь те, которые  в соответствии с законом определяют правовые последствия совершенного деяния.

     Будучи  закрепленными в норме права, эти признаки становятся обязательными.

     Выделяют  объективные и субъективные признаки (элементы) состава административного  правонарушения.

     Объективные признаки характеризуют объект противоправного  посягательства и внешнее выражение  такого деяния. К числу объективных признаков состава административного правонарушения относят объект и объективную сторону правонарушения. В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

       Среди объективных и субъективных  признаков состава административного  правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки [1, с.198].

     Объектом  административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягают правонарушением. Деяние может быть признано административным проступком лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

     В качестве объекта административного  проступка могут выступать отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового и т.д. Так, санкции ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, устанавливая административную ответственность за нарушение законодательства о труде, защищает от противоправных посягательств общественные отношения, урегулированные трудовым правом. Нормами гражданского права регулируются отношения собственности, являющиеся объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.10.1-10.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

     В юридической науке принято выделение  общего, родового и непосредственного  объекта.

     В качестве общего объекта административного  правонарушения рассматривается вся совокупность указанных в ст. 1.2 и 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях общественных отношений [1, с.199].  

     Родовым объектом признается группа однородных, близких по содержанию или сфере  возникновения и существования общественных отношений. Такая относительно самостоятельная группа общественных отношений – часть общего объекта административного правонарушения.

     Каждый  отдельный административный проступок  причиняет вред не все группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению или нескольким отношениям, которые могут быть неоднородными по содержанию. То конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, именуется непосредственным объектом правонарушения.

     В некоторых нормах, содержащих описание составов административных правонарушений, прямо указано на их непосредственный объект (ст. 11.2  Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

     Объективная сторона состава административного правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

     Обязательным  признаком объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии или бездействии [1, с.203]. 

     Факультативные  признаки объективной стороны состава  проступка: последствия совершенного деяния, причинная связь между  деянием и его последствиями, место, время, способ и средства совершения деяния.

     Субъективная  сторона правонарушения характеризует  внутреннее, психическое отношение  правонарушителя к противоправному  деянию и его последствиям.

     Обязательный  признак субъективной стороны административного  проступка – вина – психическое  отношение лица к своим деяниям  и их последствиям, которое может  проявляться в формах умысла и  неосторожности. Формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, характеризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям.

     Административное  правонарушение признается совершенным  умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия, желало их или сознательно допускало их наступление [1, с.204].

     Таким образом, умысел характеризуется осознанием характера совершенного деяния, предвидением его вредных последствий и  желанием их наступления (прямой умысел) или сознательным допущением этих последствий (косвенный умысел).

     Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно  рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

     Другой  формой неосторожности является небрежность. В это случае лицо не предвидит  возможности наступления вредных  последствий своего деяния, хотя должно было и могло предвидеть исходя из жизненного опыта или профессионального положения. Возможность предвидения таких последствий основывается на оценке реальной обстановки, в которой действовало лицо.

     Административному праву известны составы как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным проступкам свойственны обе формы.

     Для одних составов характерна только умышленная форма вины (мелкое хулиганство), для  других – только неосторожная (утрата паспорта в результате его небрежного хранения).

     Факультативными признаками субъективной стороны состава  административного правонарушения являются: цель, т.е.  существующее в  сознании правонарушителя представление  о ценности или интересе, которые  он желает получить, совершая правонарушение, и мотив.

     Субъект правонарушения – правонарушитель (дееспособный индивид или организация). Понятие субъекта административного  проступка включает в себя совокупность признаков, которые должно иметь  лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением. Эти признаки делятся на общие и специальные.

     Общие признаки обязательны для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст  и вменяемость лица.

     В соответствии со ст. 4.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи [1, с.205].

     Вменяемость лица – второй обязательный признак  субъекта административного проступка  – способ лица отдавать отчет в  своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой  предпосылкой вины.

     Статья 4.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, что лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности [7].

     Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного психического заболевания.

     Специальные признаки субъекта административного правонарушения присущи лишь некоторым составам административных правонарушений, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультативные. Так, нарушение правил по стандартизации и качеству продукции является правонарушением в случае, если их совершало должностное лицо, ответственное за выпуск продукции. Совершение того же деяния рабочим, техником, инженером-конструктором предприятия не образует состава правонарушения [1, с.207].

Информация о работе Ответственность по административному праву