Ответственность по административному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить, что скрывается за термином «ответственность». Раскрыть существующие принципы и основания административной ответственности.
Выполнению поставленной цели будут способствовать следующие задачи:
1) дать характеристику целям и функциям юридической ответственности;
2) показать принципы и основания административной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...7
Понятие юридической ответственности……………………………...7
Цели и функции юридической ответственности……………………..9

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………12
2.1 Понятие и основные черты административной ответственности…12
2.2 Принципы административной ответственности……………………15
2.3 Основания административной ответственности …………………...16
ГЛАВА 3. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРИЗНАНИЕ ДЕЯНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….…………...34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО АП.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

      Наказание направлено и на воспитание нарушителя, т.е. юридическая ответственность  имеет также воспитательную функцию. Эффективная борьба с нарушителями укрепляет веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их законные права и интересы будут надежно защищены. Это способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их трудовой и политической деятельности, а также укреплению законности и правопорядка [2, с.437].

      В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В этом случае юридическая ответственность осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию [2, с.439].

     Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества. 
 
 

ГЛАВА 2

  ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАНИЯ И ВИДЫ  АДМИНИСТРАТИВНОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ 
 

     2.1 Понятие и основные  черты административной  ответственности 

     Административная  ответственность – ключевой институт административного права. Она включает административно-правовые нормы, характеризующие и регулирующие данный вид ответственности. Административная ответственность – один из видов юридической ответственности. Наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной она направлена на защиту существующего правопорядка воспитание граждан в духе уважения к праву.

     Под административной ответственностью понимается такая ответственность, которая  выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом  административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение [11, с.166]

      Административным законодательством урегулированы следующие виды ответственности:

    1. административная ответственность граждан;
    2. административная ответственность организаций;
    3. дисциплинарная ответственность военнослужащих, работников милиции, студентов, учащихся и лиц, свобода которых ограничена по приговору суда;
    4. материальная ответственность военнослужащих, работников МВД.

      Административная  ответственность обладает признаками, присущими юридической ответственности вообще. Однако она обладает и свойственными только ей следующими основными чертами:

    1. основанием для административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние;
    2. административная ответственность менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к которому применяется, и увольнения с работы;
    3. административная ответственность состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью, поскольку в ст. 22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено: «Административное взыскание является мерой ответственности»;
    4. к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания. В настоящее время субъектами административной юрисдикции являются суды, судьи, многие органы исполнительной власти (их полный перечень содержится в разделе III Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях) [7];
    5. субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели). Вопрос о привлечении к административной ответственности юридических лиц является дискуссионным.
    6. административной ответственности присущ всеобщий характер, поскольку правила (например, дорожного движения, поведения в общественных местах и др.), нарушение которых влечет административную ответственность, является обязательным для всех граждан [5, с.256];

        Должностные лица подлежат административной  ответственности за административные  правонарушения, связанные с несоблюдением  установленных правил в сфере  охраны порядка управления, государственного  и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

    1. существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в тоже время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;
    2. административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности [5, с.257];
    3. меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регулирующим производство по делам об административных правонарушениях.

     Среди вышеуказанного ряда черт административной ответственности особое место занимает ее основание и меры – административные взыскания. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

     Административные  взыскания применяются широким  кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Причем, административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей, т.е. между органом (должностным лицом), применяющем меры административной ответственности, и нарушителем нет отношений служебной, рабочей или иной зависимости.

     Меры  административной ответственности  применяются, в соответствии с законами, законодательными и подзаконными актами, регламентирующими производство по делам об административных правонарушениях [9, с.383].

     Следовательно, административная ответственность обладает рядом признаков, отличающих её от других видов ответственности, но основной из них заключается в том, что основанием является административное правонарушение, а мерами – административное взыскания. 
 

     2.2 Принципы административной ответственности 

     Под принципами административной ответственности  понимаются основные положения, исходные начала, посредством которых строится административная ответственность.

     Административная  ответственность как правовой институт базируется на следующих основополагающих принципах.

    1. Законность есть неукоснительное соблюдение материального и процессуального закона. Данный принцип определяет содержание всех иных принципов административной ответственности [5, с.258].
    2. Ответственность за вину состоит в том, что административное взыскание может быть наложено только на лицо, «виновного в совершении административного проступка».
    3. Индивидуализация ответственности означает, что применение мер ответственности возможно лишь на основе всестороннего учета личности правонарушителя, форм его вины, степени антиобщественности проступка, семейного и материального положения нарушителя, отягчающих и смягчающих его вину обстоятельств.
    4. Неотвратимость ответственности означает, что любое административное правонарушение должно быть раскрыто, лицо, его совершившее, привлечено к ответственности, а наложенное взыскание реально исполнено [5, с.258].
    5. Целесообразность ответственности означает применение ее мер с учетом всех обстоятельств дела, личности, имущественного положения виновного, степени общественной опасности совершенного проступка.
    6. Гласность ответственности проявляется в формах гласного процесса и на его основе обнаруживают свое значение и  другие принципы юридической ответственности: законность, целесообразность.

     Ответственность является эффективным средством  борьбы с правонарушениями, действенным  инструментом укрепления дисциплины и  обеспечения организованности во всех сферах государственного управления. 
 

     2.3 Основания административной  ответственности  

     Для наступления административной ответственности необходимо наличие трех последовательно наступивших оснований:

    1. нормативного основания (системы норм, регулирующих административную ответственность);
    2. фактического основания (административного правонарушения, выразившегося в деянии конкретного субъекта, нарушившего правовые предписания, охраняемые административными санкциями);

     Поведение человека в обществе может быть правомерным  и неправомерным (противоправным). Противоправное поведение выражается в совершении гражданско-правовых деликтов, дисциплинарных проступков, преступлений и административных правонарушений.

     Отсутствие  нормативной основы исключает какую-либо противоправность, наличие состава  административного проступка. То или  иное действие или бездействие становится противоправным лишь тогда, когда оно закреплено нормой права, и таковым оно будет вплоть до отмены нормы.

     Однако  одних нормативных оснований  недостаточно для того, чтобы возникло конкретное правоотношение ответственности. Нормативные основания предполагают лишь ее возможность. Необходимы еще и юридические факты, с которым в правовой науке и связывается возникновение правоотношений (фактические основания).

     Как уже говорилось, основанием административной ответственности является правонарушение. Понятие административного правонарушения сформулировано в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Им признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если правонарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. В ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях содержатся общие признаки, присущие всем административным правонарушениям:

    1. общественная опасность;
    2. противоправность;
    3. виновность;
    4. наказуемость деяния [11, с.170]. 

     Сущностным  признаком, присущим административному  правонарушению, является его общественная опасность. Как административное правонарушение поведение человека может быть оценено тогда, когда оно представляло угрозу охраняемым общественным отношениям. Термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного проступка, содержащегося в ст. 9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Однако в этой норме говорится о том, что деяние, признаваемое административным правонарушением, посягает на государственный или общественный порядок. Сам термин «посягательство» свидетельствует о наличии угрозы нарушения общественных отношений, охраняемых законом. Правомерность вывода о признании общественной опасности в качестве признака административного правонарушения подтверждается и анализом нормы, содержащейся в ст. 1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в которой говорится, что «Уголовный кодекс Республики Беларусь определяет, какие общественно опасные деяния являются преступными …», т.е. уголовный закон оценивает как преступления не все общественно опасные деяния, а лишь их определенную часть [12].

     Степень общественной опасности административного  проступка не является абстрактной категорией. Она определяется на основании учета многочисленных конкретных обстоятельств, в частности: особенность объекта правонарушения, личность правонарушителя, повторность, злостность противоправного посягательства, наличие тяжких последствий, характер вины [1, с.192].  

     Следует признать, что общественная опасность  отдельных проступков не столь очевидна, как опасность преступлений (например, безбилетный проезд в автобусе). Но взятые в массе, даже такие, на первый взгляд, безобидные проступки дезорганизуют общественные отношения, в сохранении которых заинтересовано общество и государство.

     Признание общественной опасности в качестве сущностного признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его, не может квалифицироваться как административный проступок.

     Юридическим выражением признака общественной опасности  является его административная противоправность. Административным проступком может  быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права (противоречит содержащимся в нем предписаниям).

Информация о работе Ответственность по административному праву