Особенности оформления паспортов сделок

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к тому, что на внешний рынок вышло множество предприятий и организаций и соответственно одним из направлений политики Российской Федерации, как внутренней, так и внешней, стала валютная политика государства. Последняя осуществляется через органы валютного регулирования и валютного контроля, которые являются специальными государственными механизмами по реализации, обеспечению и контролю за соблюдением публичных интересов в сфере валютных правоотношений.

Содержание

Введение
1. Паспорт сделки: понятие, порядок оформления
2. Порядок переоформления и порядок закрытия паспорта сделки
3. Порядок оформления паспорта экспортной и импортной сделки
3.1 Паспорт экспортной сделки. Порядок оформления
3.2 Паспорт импортной сделки. Порядок оформления
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

некоторые особенности оформления паспотов сделок.rtf

— 281.30 Кб (Скачать)

В судебном заседании представитель ОАО Концерн "Калина" поддержала заявленное требование и просила о его удовлетворении в полном объеме. Представители Центрального банка Российской Федерации, представитель Министерства юстиции Российской Федерации требование заявителя не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Инструкции не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя или неопределенного круга лиц.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд нашел заявление ОАО Концерн "Калина" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

- в соответствии с преамбулой Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) целью данного Закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Согласно ч. 1 и 2 ст. 5 Закона органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных Законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Ст. 20 Закона установлено, что Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с Законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом. Кроме того, в силу п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным банкам устанавливается Центральным банком Российской Федерации. А следовательно, Банку России предоставлены Законом полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта.

С доводом заявителя о том, что, закрепив в Инструкции № 117-И предписание об обязанности резидента для оформления ПС представлять в банк ПС соответствующие документы не позднее исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), не являющегося осуществлением валютной операции, Банк России вышел за рамки валютного регулирования и своей компетенции, суд не согласился. Как уже отмечалось, Законом предусмотрено, что паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля. Согласно ч. 2 и 3 ст. 22 Закона органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации, а агентами валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции, в частности, имеют право запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 3 ч. 1 ст. 23 Закона). Кроме того, п. 9 ч. 4 ст. 23 Закона наделяет агентов валютного контроля правом запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов. При этом абз. четвертым ч. 5 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании ч. 4 и 5 данной статьи, либо представления им недостоверных документов. Из приведенных норм Закона следует, что контроль за валютными операциями, осуществляемый органами и агентами валютного контроля, носит не только текущий и последующий, но и предварительный характер, позволяющий отказать в осуществлении валютной операции, не отвечающей требованиям валютного законодательства. Ч. 1 ст. 19 Закона возлагает на резидентов при осуществлении внешнеторговой деятельности обязанность обеспечить:

- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;

 - возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Между тем, при отсутствии у агентов валютного контроля документов, являющихся основанием для проведения в последующем валютных операций, в том числе документов, подтверждающих факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), предварительный валютный контроль за исполнением резидентами обязанности по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации фактически становится невозможным. Таким образом, закрепив в пункте 3.14 Инструкции № 117-И требование к резидентам о предоставлении в банк документов для оформления паспорта сделки не позднее "иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору)", Банк России не вышел за пределы его компетенции, установленной Законом.

Соответственно у суда не было никаких оснований считать, что Инструкцией в оспариваемой части нарушается принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела. Не мог быть и признан состоятельным и довод заявителя о нарушении пунктом 3.14 Инструкции № 117-И права ОАО Концерн "Калина" на свободу договора, кроме того данной Инструкцией в оспариваемой части не ограничивается право заявителя на свободу заключения, изменения, исполнения и расторжения каких-либо договоров, включая определение любых, не противоречащих законодательству условий договора.

Таким образом, в удовлетворении иска ОАО Концерн «Калина» было отказано5.

 

 

 

2. Порядок переоформления и порядок закрытия паспорта сделки

 

В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС следующие документы:

1. Два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС;

2. Документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор);

3. Иные документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для переоформления ПС по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном Инструкцией № 117-И;

4. Разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства Российской Федерации, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения6.

Резидент представляет вышеназванные после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.

Номер ПС, присвоенный при оформлении ПС банком ПС, переносится в переоформленный ПС и сохраняется в неизменном виде до закрытия ПС и досье по паспорту сделки в банке ПС.

Банк ПС закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в следующих случаях:

- при представлении резидентом в банк ПС письменного заявления, о закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;

 - при представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В случае закрытия ПС в связи с прекращением обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, резидент вместе с заявлением о закрытии ПС представляет в банк ПС документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям;

- по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), - в иных случаях.

 Для перевода контракта (кредитного договора) из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк резидент представляет в банк ПС письменное заявление о переводе контракта (кредитного договора) на расчетное обслуживание в уполномоченный банк. В заявлении резидент указывает следующие сведения:

- дату заявления;

- полное наименование и адрес местонахождения (почтовый адрес) резидента;

- реквизиты (дату, номер) контракта (кредитного договора), расчетное обслуживание которого будет в дальнейшем осуществляться уполномоченным банком;

- реквизиты (дату, номер) ПС, оформленного (переоформленного) по контракту (кредитному договору) в банке ПС.

Заявление подписывается резидентом (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом - индивидуальным предпринимателем), либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).

 Заявление, представляемое в банк ПС резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента.

В случае перевода на расчетное обслуживание из банка ПС в другой уполномоченный банк двух и более контрактов (кредитных договоров) резидент вправе представить в банк ПС одно заявление с указанием в нем реквизитов соответствующих контрактов (кредитных договоров), реквизитов оформленных на их основании ПС.

Банк ПС проверяет соответствие содержащихся в заявлении сведений данным ПС, оформленного по указанному в заявлении контракту (кредитному договору), и в случае его надлежащего оформления помещает заявление в досье по паспорту сделки.

В случае представления заявления, составленного с нарушением требований, указанных выше, банк ПС отказывает резиденту в закрытии ПС и передаче ему документов, о чем письменно уведомляет резидента в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения заявления.

На основании заявления, составленного резидентом в соответствии с требованиями банк ПС закрывает указанный в заявлении ПС в сроки, определяемые банком ПС по согласованию с резидентом, но не позднее 3 рабочих дней с даты получения заявления банком ПС.

Информация о работе Особенности оформления паспортов сделок