Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:22, реферат
Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к тому, что на внешний рынок вышло множество предприятий и организаций и соответственно одним из направлений политики Российской Федерации, как внутренней, так и внешней, стала валютная политика государства. Последняя осуществляется через органы валютного регулирования и валютного контроля, которые являются специальными государственными механизмами по реализации, обеспечению и контролю за соблюдением публичных интересов в сфере валютных правоотношений.
Введение
1. Паспорт сделки: понятие, порядок оформления
2. Порядок переоформления и порядок закрытия паспорта сделки
3. Порядок оформления паспорта экспортной и импортной сделки
3.1 Паспорт экспортной сделки. Порядок оформления
3.2 Паспорт импортной сделки. Порядок оформления
Заключение
Список используемой литературы
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральская государственная юридическая академия
Факультет сокращенных образовательных программ
Кафедра административного права
Реферат
«Особенности оформления паспортов сделок»
Выполнила
Иванова Анна Александровна
г. Екатеринбург
Оглавление
Введение
1. Паспорт сделки: понятие, порядок оформления
2. Порядок переоформления и порядок закрытия паспорта сделки
3. Порядок оформления паспорта экспортной и импортной сделки
3.1 Паспорт экспортной сделки. Порядок оформления
3.2 Паспорт импортной сделки. Порядок оформления
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к тому, что на внешний рынок вышло множество предприятий и организаций и соответственно одним из направлений политики Российской Федерации, как внутренней, так и внешней, стала валютная политика государства. Последняя осуществляется через органы валютного регулирования и валютного контроля, которые являются специальными государственными механизмами по реализации, обеспечению и контролю за соблюдением публичных интересов в сфере валютных правоотношений.
Так, Федеральный закон от 10 декабря 2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» впервые формализовал основные принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, к числу которых отнесены:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций1.
Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.
При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов: предварительный контроль, информационно-аналитический контроль, окончательный документальный контроль
Предварительный контроль включает в себя определение правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству.
Информационно-аналитический контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.
Информационно-аналитический контроль предполагает формирование учетной карточки на основании грузовой таможенной декларации (ГТД), в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара.
При осуществлении окончательного документального контроля таможенными органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не поступления валютной выручки. В случае подтверждения таких фактов применяются санкции, установленные, Таможенным кодексом РФ.
Помимо учетных карточек экспортируемых товаров базовым документом таможенно-банковского контроля является паспорт сделки. Он оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему под действие валютного контроля.
Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный экспортером договор в двух экземплярах уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором впоследствии должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Для оформления паспорта сделки в уполномоченный банк экспортером предоставляется, наряду с оформленным и подписанным от его имени паспортом, оригинал и надлежащим образом заверенная копия внешнеторгового контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки.
Именно о паспорте сделки и об особенностях его оформления пойдет речь в настоящей работе.
таможенный банковский паспорт сделка экспортный
1. Паспорт сделки: понятие, порядок оформления
Прежде всего, хотелось бы дать определение паспорта сделки. Законодательство РФ не дает определения, что такое паспорт сделки, но исходя из норм валютного права можно дать такое определение: «Паспорт сделки - это документ валютного контроля, который служит целям обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами РФ».
Если предприятие участвует во внешнеторговых операциях или получает от нерезидентов (предоставляет им) кредиты и займы, то нужно заблаговременно - до начала операций - оформить в банке паспорт сделки (ПС). Эта норма является достаточно новой в российском законодательстве, раньше по контрактам на оказание услуг, а также по кредитным договорам (договорам займа) паспорта не оформляли - в банк направлялись сведения о договоре. Теперь, с выходом Инструкции ЦБР от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция № 117-И), до оформления ПС банк откажется перечислить платеж. А если же средства все таки поступили на счет фирмы, то банк уведомит о необходимости оформить этот документ.
Паспорта сделки оформляют по всем договорам, сумма которых превышает эквивалент 5000 долларов США. Данный порядок, на мой взгляд, улучшает положение предприятий, особенно фирм с небольшим объемом валютных операций (туристические компании, гостиницы, принимающие иностранцев, мелкие импортеры и т.д.).
Но следует помнить, что паспорт сделки не оформляется:
Во-первых, как было указано выше, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений;
Во-вторых, между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;
В-третьих, между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
В-четвертых, между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»2.
Существует требование об оформлении ПС в одном банке. Это означает, что если у организации есть счета в нескольких банках, для расчетов по каждому контракту она может выбрать только один из них. Если все расчеты по контракту предприятие проводит через счета, открытые за рубежом, то ПС надо оформить в территориальном учреждении Банка России по месту регистрации фирмы.
Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС следующие документы:
1. Два экземпляра ПС, заполненного в соответствии с Инструкцией № 117-И;
2. Контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);
3. Разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте, в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации;
4. Иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для оформления ПС в порядке, установленном Инструкцией № 117-И.
Подробный порядок заполнения ПС изложен в приложении 4 к Инструкции № 117-И3.
Паспорт сделки, представляемый в банк ПС резидентом (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом - индивидуальным предпринимателем), подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).
ПС, представляемый в банк ПС резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента.
Банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, представленных резидентом в банк ПС, а также соблюдение резидентом порядка оформления ПС в соответствии с Инструкцией № 117-И. Если в оформлении обнаружатся какие-то неточности, банк вернет документы и подскажет, как исправить ошибки.
Нарушение установленных правил оформления паспорта сделки согласно ст. 15.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.4
Представленный резидентом ПС проверяется ответственным лицом банка ПС в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления резидентом в банк ПС.
В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС. Один экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки.
Другой экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в банк ПС, возвращается резиденту в порядке, установленном банком ПС.
По усмотрению банка ПС копии обосновывающих документов могут не помещаться в досье по паспорту сделки. В этом случае они возвращаются резиденту в порядке, установленном настоящим пунктом.
Банк ПС отказывает в подписании ПС по следующим основаниям:
Во-первых это несоответствие данных, содержащихся в контракте (кредитном договоре), данным, указанным в ПС;
Во-вторых, ПС оформлен с нарушениями требований, установленных Инструкцией № 117-И;
В-третьих, в банк ПС не представлены обосновывающие документы, речь о которых шла выше.
В случае отказа в подписании ПС банк ПС возвращает резиденту представленные им экземпляры ПС и обосновывающие документы в порядке, установленном банком ПС, в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС.
Если после оформления ПС условия контракта изменились, паспорт нужно переоформить. При этом номер, присвоенный ему первоначально, сохранится.
Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в Инструкции № 117-И, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору). Здесь необходимо отметить, что данная формулировка имеет попытки оспаривания в суде.
В марте 2007г. Верховный Суд Российской Федерации рассматривал в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ОАО Концерн "Калина" о признании частично недействующим пункта 3.14 Инструкции № 117-И и установил, что пунктом 3.14 Инструкции № 117 предусмотрено, что для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору). ОАО Концерн "Калина" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим пункта 3.14 Инструкции в части слов "либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору)". В заявлении указано, что Инструкция в оспариваемой части противоречит закону и нарушает права ОАО Концерн "Калина". Установив требование о представлении документов для оформления ПС не позднее исполнения обязательств по контракту, не являющегося осуществлением валютной операции, Банк России вышел за пределы своих полномочий, определенных в Федеральных законах "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О валютном регулировании и валютном контроле". Кроме того, оспариваемым предписанием Инструкции, по мнению заявителя, нарушаются принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и принцип свободы договора.