Особенности административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Для достижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:
* Анализ понятия гражданства в России;
* Анализ правового положения иностранных граждан в РФ;
* Изучение категорий иностранных граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3
1. Институт гражданства в России ……………………………………………. 5
2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства …….. 7
3. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ ……………..12
3.1. Виза ………………………………………………………………………….12
3.2. Миграционная карта ………………………………………………………..14
3.3. Ограничения для въезда в Россию и выезда из России ………………….16
4. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ ………………………………………………………………..18
5. Категории иностранных граждан ……………………………………………21
5.1. Временно пребывающие на территории РФ ……………………………...21
5.2. Временно проживающие на территории РФ ……………………………..24
5.3. Постоянно проживающие на территории РФ …………………………… 26
6. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства ………… 28
7. Федеральная миграционная служба ……………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы ………………………………………… 37

Работа содержит 1 файл

А.П..doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в РФ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

     Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

 

      6. Ответственность  иностранных граждан  и лиц без гражданства

 

     Статья 4 ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в РФ» говорит, что  иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом14. Это означает, что ответственность также в равной мере распространяется и на граждан, и на иностранных граждан (лиц без гражданства). Но в этом вопросе также проявляется особенности административно - правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенность этой является специальная мера наказания, которой могут быть подвергнуты только иностранные граждане (лица без гражданства) – административное выдворение.

     Административное  выдворение за пределы Российской Федерации  иностранных граждан или лиц  без гражданства заключается  в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан  и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации15.

     Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

     Подобное  наказание предусмотрено КоАП РФ за нарушение режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1.); нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8.); нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.); нарушение иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием – административным штрафом.

     Административное  выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

     Содержание  административного выдворения за пределы  Российской Федерации достаточно специфично. Оно состоит в контролируемом перемещении иностранного гражданина (лица без гражданства) с территории Российской Федерации через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     Средства, выделяемые из федерального бюджета на мероприятия по административному выдворению, расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - также проездных документов для должностного лица органа внутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без гражданства); на содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административном выдворении; на оформление документов, необходимых для осуществления выдворения; совершение иных действий, непосредственно связанных с выдворением16.

     В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего  трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина17.

     Административное  выдворение как меру административного  наказания не следует смешивать  с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченными должностными лицами пограничных органов и пограничных войск и связанной с передачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режим Государственной границы РФ, властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу РФ18.

     Исполнение  постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации19. Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства из пункта пропуска через Государственную границу РФ уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через территорию которого указанное лицо выдворяется (если административное выдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с этим государством).

     В случае если передача лица, подлежащего  административному выдворению за пределы  Российской Федерации, представителю  властей иностранного государства  не предусмотрена международным договором Российской Федерации с этим государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

     Исполнение  постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства оформляется в виде двустороннего или одностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства по решению суда могут содержаться в специальных помещениях, предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.

 

      7. Федеральная миграционная  служба

 

     Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции20. ФМС России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

     ФМС является подведомственной МВД федеральной  службой, руководство деятельностью которым осуществляет Президент Российской Федерации. На основании статьи 7 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9.03.2004 г. № 314, Положения о федеральных органах исполнительной власти (Положение о Федеральной миграционной службе (в ред. Указов Президента РФ от 21.03.2007 г. № 403, от 20.04.2007 г. № 516)21 утверждаются Президентом РФ (Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. № 928 "Вопросы Федеральной миграционной службы" (в редакции Указов Президента РФ от 06.10.2004 г. № 1285, от 07.05.2005 г. № 516, от 21.12.2005 г. № 1497, от 01.08.2006 г. № 820, от 21.03.2007 г. № 403, от 20.04.2007 г. № 516)22, а руководитель ФМС и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.

     Статья 13 Указа Президента Российской Федерации  от 9.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти»23 содержит положение об образовании ФМС Министерства внутренних дел Российской Федерации, с передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг в сфере миграции, причем под функциями по контролю и надзору понимаются:

  • осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  • выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  • регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов;

     Под правоприменительными функциями понимается издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров  и кадастров, а под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц.

     Положение «О Федеральной миграционной службе»  содержит основные задачи этого федерального органа исполнительной власти, которые  она осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями непосредственно и (или) через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

     Недавние  изменения в законодательстве в целях обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина в сфере миграции и совершенствования государственного управления в области миграционной политики расширили полномочия ФМС.

     Финансирование  расходов на содержание центрального аппарата ФМС России, ее территориальных органов и иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

     В целом последние изменения в  законодательстве относительно полномочий и прав ФМС России направлены на реализацию политики о выведении ФМС из подчинения МВД России.

     Сейчас  ФМС имеет статус отдельной структуры, но подведомственной Министерству внутренних дел. Руководство ФМС не раз заявляло о необходимости вывода из-под ведения МВД и превращения его в гражданский институт (« разграничение полномочий между МВД и ФМС позволит сосредоточить регулирование миграционных процессов в рамках компетенции одной службы»).

     Летом 2005 года Владимир Путин, выступая на заседании  Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, заявил, что ФМС могла бы быть более эффективной, если бы была гражданской. Председатель Комитета помощи беженцам «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина также считает, что миграционная служба должна стать гражданским ведомством. «Они лучше понимают, что нужно в миграционной сфере делать, чем МВД, которая их контролирует и вырабатывает политику. Я против перестановки кадров, пусть там работают военные, люди, имеющие чины. Лишь бы они не пытались командовать развитием процессов, которые происходят в обществе»24.

     Заключение

 

     Иностранными  гражданами в Российской Федерации лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

     Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства.

     Безгражданство бывает абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В действующем в настоящее время Федеральном законе «О гражданстве РФ» устанавливается, что ребенок, родившийся от лиц без гражданства на территории Российской Федерации, является гражданином России. Законодательство определяет, какие документы и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства.

Информация о работе Особенности административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства