Особенности административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных аспектов административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
Для достижения этой цели необходимо поставить следующие задачи:
* Анализ понятия гражданства в России;
* Анализ правового положения иностранных граждан в РФ;
* Изучение категорий иностранных граждан в РФ, их основных прав, свобод и обязанностей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3
1. Институт гражданства в России ……………………………………………. 5
2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства …….. 7
3. Порядок въезда иностранных граждан в РФ и выезда из РФ ……………..12
3.1. Виза ………………………………………………………………………….12
3.2. Миграционная карта ………………………………………………………..14
3.3. Ограничения для въезда в Россию и выезда из России ………………….16
4. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ ………………………………………………………………..18
5. Категории иностранных граждан ……………………………………………21
5.1. Временно пребывающие на территории РФ ……………………………...21
5.2. Временно проживающие на территории РФ ……………………………..24
5.3. Постоянно проживающие на территории РФ …………………………… 26
6. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства ………… 28
7. Федеральная миграционная служба ……………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы ………………………………………… 37

Работа содержит 1 файл

А.П..doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства в РФ определяется в первую очередь Конституцией РФ 1993 года, в частности статьями 27, 62, 63; международными договорами РФ; Федеральным законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ; Федеральном законом Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 27.07.2006 г. №149-ФЗ; постановлением правительства и иными нормативно правовыми актами.

     Административно-правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством. Что касается содержания правового статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

     Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

     Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства6..

     Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

     Вопрос  о безгражданственности лиц представляет собой аномалию для любого государства, и в этой связи все государства, в том числе и Российская Федерация, стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР "О гражданстве" 1991 г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также в ФЗ РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории РФ.

     Данный  вопрос регулируется рядом таких  международных актов как Конвенция  ООН «О статусе апатридов» 1954 г. и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» 1961 г. «Любое договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция «О статусе апатридов» устанавливает, что в договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав и свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех договорившихся стран»7, при этом в Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким–либо государством в силу его закона, но ее положения не распространяются:

     1) на лиц, которые в настоящее  время пользуются защитой или  помощью других органов или  учреждений ООН, кроме Верховного  комиссара ООН по делам беженцев;

     2) на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязанности, связанные с гражданством этой страны;

     3) на лиц, в отношении которых  имеются серьезные основания  предполагать, что они: 

     а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

     б) совершили тяжкое преступление неполитического  характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну;

     в) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН.

     Необходимо  заметить, что правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  различается, например, в вопросах дипломатической защиты. Вместе с тем в большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства с точки зрения права для государства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительной практикой.

 

      3. Порядок въезда  иностранных граждан  в Российскую Федерацию и выезда из Российской федерации

 

     3.1. Виза

     Статья 24 Федерального Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.96 г. № 114-ФЗ устанавливает, что иностранные  граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из РФ при наличии визы по действительным документам удостоверяющим их личность и признаваемым РФ в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Виза – это разрешение на въезд и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

     Основаниями для выдачи иностранному гражданину визы являются:

     1. Приглашение на въезд, которое выдается:

     - органом иностранных дел (МИД)  и в случаях, предусмотренных  в законе, органом внутренних  дел (МВД), по ходатайству: 

     а) федеральных органов государственной  власти;

     б) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в России;

     в) международных организаций и  их представительств в России, а  также представительств иностранных  государств при международных организациях, находящихся в России;

     г) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республиканских, областных и прочих органов).

     - территориальным органом внутренних  дел по ходатайству: 

     а) органов местного самоуправления;

     б) юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в органе внутренних дел;

     в) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан;

     2. Решение органа иностранных дел,  дипломатического представительства  или консульского учреждения  РФ, представительства органа иностранных  дел в пределах приграничной  территории, по ходатайству находящегося за пределами России иностранного гражданина, поданному в связи с необходимостью въезда для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника;

     3. Решение органа иностранных дел  о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ;

     4. Решение руководителя дипломатического  представительства или консульского  учреждения РФ о выдаче иностранному  гражданину визы, принимаемое в  исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;

     5. Решение территориального органа  внутренних дел о выдаче иностранному  гражданину разрешения на временное  проживание в России;

     6. Договор на оказание услуг  по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, осуществляющей туристическую деятельность;

     7. Решение органа внутренних дел  о признании иностранного гражданина  беженцем по заявлению, поданному  иностранным гражданином в дипломатическое  представительство или консульское учреждение РФ.

 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Миграционная карта

 

     Миграционная  карта – это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших  в Российскую Федерацию иностранных  граждан или лиц без гражданства  и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства8.

     При въезде иностранец обязан получить и  заполнить миграционную карту, которую  нужно будет сдать (вернуть) в  пункте пропуска через Государственную  границу РФ при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из России. Миграционная карта содержит сведения об иностранном гражданине и служит для контроля за его временным пребыванием на территории РФ, заполняется на каждого иностранного гражданина вне зависимости от возраста.

     Выдача  прибывающим иностранным гражданам  бланков миграционных карт осуществляется членами экипажей воздушных (морских, речных) судов, членами бригад поездов, водителями автомобильного транспорта общего пользования (автобусов), должностными лицами органа пограничного контроля.

     В отношении иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории РФ, или лица, которому не разрешен въезд, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина, законно находящегося в России, создает угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку или здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в России. Иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязан выехать из РФ или будет депортирован. Также, стоит отметить, что решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 

     3.3. Ограничения для  въезда в Россию  и выезда из России

 

     Въезд может быть не разрешен (на усмотрение компетентных органов) в случае, если иностранный гражданин:

     1) в пункте пропуска через российскую  границу нарушил правила её  пересечения, таможенные правила,  санитарные нормы, – до устранения  нарушения;

     2) использовал подложные документы  или сообщил заведомо ложные  сведения о себе или о цели  своего пребывания в России;

     3) имеет неснятую или непогашенную  судимость за совершение умышленного  преступления на территории России  или за ее пределами; 

     4) два и более раза в течение трех лет привлекался к административной ответственности в соответствии с российским законодательством за совершение административного правонарушения на территории России;

     5) в период своего предыдущего  пребывания в России при выезде из Российской Федерации не сдал миграционную карту;

     6) в период своего предыдущего  пребывания в России уклонился  от уплаты налога или административного  штрафа или не возместил расходы,  связанные с административным  выдворением за пределы России  или с депортацией, –до осуществления соответствующих выплат в полном объеме.

     Въезд не разрешается в случае, если:

     1) это необходимо в целях обеспечения  обороноспособности или безопасности  государства, общественного порядка  или защиты здоровья населения; 

     2) в период своего предыдущего пребывания в России иностранный гражданин подвергался административному выдворению или был депортирован, – в течение пяти лет со дня административного выдворения или депортации;

     3) иностранный гражданин имеет  непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории России либо за ее пределами;

     4) иностранный гражданин не представил  документы, необходимые для получения  визы в соответствии с российским  законодательством, – об их  представления;

     5) иностранный гражданин не представил  полис медицинского страхования,  действительный на российской  территории, – то его представления,  за исключением сотрудников дипломатических  представительств и консульских  учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан;

Информация о работе Особенности административно – правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства