Основы конституционного права США

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение основы конституционного права и качественные характеристики конституционно-правового развития США.
В процессе изучения ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть основные конституционные принципы США;
2. Изучить содержание и структуру Конституции США;
3. Изучить систему государственных органов и основные принципы построения механизма власти в США.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В США……………………………………………………...……….4
1.1. Принятие и структура Конституции………………………………...4
1.2. Основные черты и изменение Конституции………………………...5
ГЛАВА 2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В США………………………………………….9
2.1. Законодательная власть…………………………………………….....9
2.2. Исполнительная власть………………………………………...…….12
2.3. Судебная власть………………………………………………………14
2.4. Местное самоуправление и управление………………………….....17
1. Основы правового положения личности
2. Американская партийная система
3. Конгресс США: структура, полномочия, внутренняя организация палат
4. Президент США: статус, полномочия, подчиненный ему аппарат управления
5. Система судебной власти США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….20

Работа содержит 1 файл

Основы конституционного права США.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     Конгресс  создает из своих членов различные  комитеты: постоянные объединенные комитеты обеих палат, которые координируют деятельность Конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные комитеты каждой из палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации, министры представляют этим комитетам ежегодные отчеты о работе их ведомств.

     Особую  роль играет комитет всей палаты. Эта юридическая фикция означает, что любая палата преобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законопроектов. Председатели комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в Конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов.

     При Конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 20 тыс. человек.

     У Конгресса имеются общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат.

     К числу общих полномочий Конгресса  относятся полномочия: финансовые,  в области экономики, в области обороны, в области охраны общественного порядка. [1, с. 360]

       В Конституции говорится также и о других полномочиях Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, а также на территориях, приобретенных у __________________

     1Члены Палаты представителей иначе именуются представителями и конгрессменами. Таким образом, конгрессменами называются члены не всего Конгресса, а только Палаты представителей.

     какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий Конгресса, записанных в Конституции, в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются Конгрессом. Некоторые из них официально отменены международными соглашениями!

     Конституция устанавливает для Конгресса  ряд запретов: запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и с обрат ной силой, приостанавливать действие правила habeas corpus в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портам одного штата перед портами другого штата.

     Главной формой деятельности Конгресса является законодательствование. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Президент вправе вносить только законопроекте бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законодательства определяется ежегодными посланиями Президента Конгрессу, а члены парламента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнительной власти. Особое значение в проталкивании законопроектов имеет деятельность уже упоминавшихся лоббистов1.

     При обсуждении законопроекта применяется  три чтения (в США первое чтение имеет формальный характер); между  первым и вторым чтением над законопроектом работает профильный постоянный комитет. В ходе обсуждения важных законов соответствующий постоянный комитет  организует парламентские слу шания, но окончательно вопрос о включении билля (законопроекта) в повестку дня решает особый рулевой комитет.

     Голосование при принятии законов в Палате представителей происходит возгласами (силу возгласов в пользу той или другой стороны определяет спикер), сидя и вставая, бюллетенями, поименным голосованием, разделением на группы («за» и «против»), с помощью электронных средств, в Сенате — возгласами или поименным голосованием. [1, с. 360]

     Законы  в США подразделяются на публичные (общего характера) и частные. Ежегодно Конгресс принимает несколько тысяч законов и других актов. Обыкновенные законы принимаются простым большинством состава

обеих палат. Текст законопроекта, согласованный им, палатами не может быть изменен, но может быть отвергнут. Если согласительный комитет не пришел к согласию, проект считается отвергнутым. В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо законопроект считается отвергнутым. Органических и чрезвычайных законов в США нет.

     Конгресс  принимает также резолюции; некоторые  из них по своей юридической силе выше обыкновенного закона: в форме  объединенных резолюций принимаются конституционные поправки.  

     2.2. Исполнительная власть 

     Согласно  Конституции исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. В кабинете Президента вопросы решаются не голосованием: решения принимает Президент. 

     Под руководством Президента помимо министров работают различные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства (например, Совет национальной безопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц (Сенат утверждает более полутора тысяч таких наиболее важных назначений, включая послов в иностранных государствах, федеральных судей и др.

     Вице-президент  существенных полномочий не имеет. Он замещает Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента. [1, с. 361]

     _______________________

     1 По закону 1995 г. лоббистами признаются лица, воздействующие не только на членов парламента, но и на других лиц, принимающих решения.

     Президент и вице-президент США избираются косвенным путем — выборщиками сроком на четыре года (кандидатура вице-президента предлагается кандидатом в президенты и голосуется одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии). Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз (это автоматически распространяется и на вице-президента, поскольку, как уже говорилось, они баллотируются в паре1.

     Для пассивного избирательного права существуют повышенные требования по сравнению с требованиями к кандидатам в члены Конгресса: кандидат в Президенты, как уже говорилось выше, должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению, проживать в США постоянно не менее 14 лет.

     Кандидат  в Президенты сначала выдвигается  на первичных партийных выборах, на этих же выборах выдвигаются кандидатуры на национальный съезд той или иной партии. Кандидат, получивший большинство голосов в штатах, обычно выдвигается официально кандидатом в Президенты на съезде партии. Для регистрации «третьих» кандидатов, не принадлежащих к двум главным партиям, ставятся дополнительные условия (сбор подписей и др.)

     В общем виде Конституция устанавливает, что Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры. Он является главнокомандующим Вооруженными силами и национальной гвардией. Для подписания закона Президенту дается 10 дней. Если в это время он не подпишет закон и не вернет его в Конгресс со своими замечаниями, закон вступает в силу без подписи Президента. Если Президент

     не  подпишет закон до окончания   сессии    Конгресса,   которому    остается

     заседать  менее 10 дней, действует так называемое карманное вето: неподписанный закон на следующей сессии должен рассматриваться как новый, с соблюдением полной процедуры.

     Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия Сената. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы Конгрессу. Для реализации своих полномочий Президент издает

     указы, исполнительные приказы, директивы  и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

     Президент вправе временно передать исполнение своих обязанностей вице-президенту.

     Президент США политической ответственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях.

      Совета министров  в США нет. Конституция США  не знает также понятия «кабинет». Он существует по обычаю. Кабинет Президента США невелик, в его состав входят министры и те лица, которым Президент предоставил этот ранг. В настоящее время это менее двух десятков человек: руководители 14 министерств, три министра без портфеля, в том числе постоянный представитель США при ООН. Командующие тремя родами войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета не входят — они приглашаются на заседания по мере надобности. Членов кабинета Президент назначает из числа членов своей партии. [1, с. 362]

     Юридическим советником Президента и других высших органов является генеральный атторней (прокурор), он же — министр юстиции. ________________

     1 До принятия соответствующей поправки к Конституции США (1947 г.) Ф.Д. Рузвельт избирался Президентом четыре раза.

 

      2.3. Судебная власть 

     В США самое большое в мире число юристов надушу населения, а в среднем в год проводится 25 млн судебных процессов. В стране существуют две судебные системы: федеральная и штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Федеральная судебная система в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов  и окружных судов в специальных судебных округах. Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно.

     Дела  по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам)1. Их несколько, а иногда один в каждом штате. В округах имеются также специальные суды: налоговые, таможенные, претензионные по искам к федеральным властям и др. Апелляционные суды  рассматривают жалобы на решения окружных судов, налоговых и претензионных судов, но для окружных таможенных судов существует специальный апелляционный суд. [1, с. 363]

     Главную роль в судебной системе стран  играет Верховный суд США. Он состоит  из девяти членов, которые, включая председателя, назначаются Президентом США с согласия Сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. Верховный суд толкует Конституцию, проверяет конституционность федеральных законов и законов штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права (судебные прецеденты), если положения, сформулированные судом, представляют собой не «попутно сказанные», а относятся к существу дела. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль (как и остальные суды, для которых он является решающей инстанцией) и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности.

     В системе федеральных судов имеются специальные суды, которые рассматривают дела, вытекающие из административных споров: 

     1) претензионный суд США рассматривает  иски частных лиц к правительству США;

      2) налоговый  суд США, куда обжалуются решения  федеральных налоговых ведомств.

     Однако  целостной системы административных судов в США нет.

     Суды  штатов могут рассматривать дела как по законам штатов, так и по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов и судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних, безопасности дорожного движения, трудовых споров и др.; в прибрежных штатах — морские суды и т.д., но обычно судебная система штатов тоже состоит из трех звеньев:

  1. мировые судьи, которые называются по-разному, иногда полицейскими судьями;
  2. суды общей юрисдикции (суды графств, округов, которые одновременно являются апелляционными судами в штате);

Информация о работе Основы конституционного права США