Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 11:50, реферат
Государственное управление - это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной.
Оценить роль договоров в реализации федеративных отношений весьма не просто. Они нередко способствовали решению конкретных практических вопросов жизни субъектов РФ, заметно снижали конфликтность отношений, но зато усилили «ассиметрию субъектов РФ и в целом центробежные процессы в стране» См.: Чертков А.Н. Договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами//Журнал российского права. 2004. №8..
Развитие российской государственности
потребовало поиска рациональных путей
реализации положений Конституции
РФ, затрагивающих вопросы
Президент РФ в своих Посланиях Федеральному Собранию отмечал важность разграничения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Здесь еще немало проблем, что «связано, прежде всего, с вертикальной разбалансированностью исполнительной власти, когда между ее уровнями нет четкого разграничения полномочий, а, следовательно, и ответственности перед населением за их осуществление» См.: Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Д.К.Козак. Журнал российского права. №5. Май 2002 г..
Так, в сфере исполнительной власти осуществляется взаимодействие между Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ, или Правительством России и органом исполнительной власти субъектов РФ.
Часть 2 ст. 85 Конституции
РФ предусматривает право
По мнению А.В.Безрукова, «дело в том, что ст. 77 Конституции РФ устанавливает единую систему исполнительной власти лишь в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Однако согласно ч.4 и 6 ст.76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его ведения, действует нормативно правовой акт субъекта РФ» См.: Проблемы взаимодействия РФ и ее субъектов в сфере исполнительной власти. А.В.Безруков. Журнал российского права. №1. Январь 2001 г..
Нельзя согласиться с мнением А.В.Безрукова о том, что «Президент вправе реализовывать свои полномочия лишь в указных пределах, тогда как ч.2 ст. 85 значительно расширяет его прерогативу» См.: Проблемы взаимодействия РФ и ее субъектов в сфере исполнительной власти. А.В.Безруков. Журнал российского права. №1. Январь 2001 г..
Мы считаем, что в этом
вопросе данное право Президента
РФ закрепляется в ст. 29 Федерального
закона от 6 октября 1999 года «Об общих
принципах организации
Взаимодействие в сфере исполнительной власти осуществляется не только Президентом РФ и Главами регионов, но и между главами других органов государственной власти субъектов РФ. Здесь речь идет о месте и роли института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Во время проведения реформ меры по укреплению властной вертикали, касающиеся непосредственно сферы исполнительной власти, проводимые главой государства, приобретают исключительную актуальность.
Определенный общественный резонанс вызвал Указ Президента РФ № 819 от 13 мая 2000 г. о полномочном представителе Президента в федеральном округе и Положение о нем, утвержденное данным Указом См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. Российская газета. 16 мая. 2000 г..
Проведение данной реформы
нельзя рассматривать как попытку
нарушения административно
Конституция Российской Федерации указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий - конституционный, договорный и законодательный. Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Конституции России не
используется термин «исключительное»
ведение Федерации, но содержание вопросов
ст. 71 Конституции, раскрывающие содержание
суверенитета Российской Федерации, позволяет
их оценивать именно в этом качестве.
«Исключительность» предметов ведения
Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции
российской Федерации, выражается, прежде
всего, в том, что по предметам
ведения Российской Федерации принимаются
федеральные конституционные
Проблема разграничения полномочий органов государственной власти особенно актуальна для сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Конституция Российской Федерации не содержит перечня предметов ведения субъектов Российской Федерации. Формулировка ст. 73 Конституции говорит о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации, которой они обладают вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Сами предметы ведения
в Конституции РФ сформулированы
не совсем удачно - они не разграничены
по характеру оказываемого воздействия
на сферы правового регулирования
и сферы государственного управления,
в которых осуществляются полномочия
органов государственной
В результате все смешалось:
федеральная государственная
Некоторые предметы ведения сформулированы слишком пространно, неконкретно, что позволяет толковать их расширительно, - например, «федеративное устройство и территория Российской Федерации», «кадры судебных и правоохранительных органов».
8 Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
Законность - это конституционный принцип функционирования всех ветвей государственной власти Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями.
Законность основывается на следующих принципах:
1) верховенство Конституции
РФ и законов (ст. 4 Конституции
РФ), то есть обязательное
2) недопустимость
3) гарантированность прав
и свобод личности. Человек, его
права и свободы являются
4) создание обстановки
неотвратимости
Государственная дисциплина - это сознательное соблюдение законов и иных правовых актов субъектами права. При этом законность выступает основой дисциплины.
Обеспечение законности в управлении есть совместная деятельность лиц и организаций по точному и неуклонному исполнению, использованию, соблюдению и применению законов и подзаконных актов в сфере управления. Такая деятельность направлена:
- на недопущение нарушений
в деятельности органов
- на своевременное и
оперативное выявление,
- на установление причин
и условий, им способствующих;
на разработку и принятие мер,
направленных на устранение
- на привлечение к юридической
ответственности виновных в
В Российской Федерации различают следующие способы обеспечения законности:
а) контроль;
б) надзор;
в) контрольно-надзорная деятельность.
Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается как функция государственного управления, как определенный этап (стадия) в управленческом цикле, как способ обеспечения законности.
Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц, граждан и их объединений, осуществляемые в сфере управления, установленным правовым нормам.
Надзор - это функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов и иных нормативных актов, осуществляемая в отношении неподчиненных им граждан и юридических лиц с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства и граждан.
Функции по контролю и надзору
возложены на федеральные органы
исполнительной власти, как правило,
созданные в организационно-