Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 11:50, реферат
Государственное управление - это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной.
1 Основы государственного управления в РФ
Государственное
управление - это исполнительная деятельность
по непосредственной практической организации
общественных процессов в обществе. Исполнительной
деятельностью управление является потому,
что направлено на исполнение, претворение
в жизнь законов и других нормативных
актов. В процессе осуществления управления
его субъекты используют предоставленные
распорядительные полномочия, права по
принятию односторонних властных актов,
которые обязательны к исполнению и охраняются
мерами государственного принуждения.
В связи с этим указанная деятельность
в литературе именуется исполнительно-
Государственное управление
как вид социального управления
характеризуется рядом
В узком
смысле слова государственное управление
– это деятельность государства исполнительно-
Из вышесказанного видно,
что государственное
Государственное управление призвано служить в первую очередь интересам личности, общества и государства. Оно осуществляется на основе и во исполнение федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных актов представительной власти России, т.е. государственное управление носит подзаконный характер.
Главная цель государственного управления определяется его сущностью, понятием, а именно – совершенствование системы управления, изменение ее качественных характеристик, которые, в свою очередь, призваны обеспечить оптимальную организацию, реализацию руководства процессов, происходящих в отношениях субъекта и объекта управления.
2 Система органов
исполнительной власти
В соответствии с указом Президента РФ от 2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр). Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации;
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации.
3 Система органов
исполнительной власти
На основании ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти субъектов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Структура исполнительных органов
государственной власти субъекта Российской
Федерации определяется высшим должностным
лицом субъекта Российской Федерации
(руководителем высшего
Законом определено, что гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на срок не более пяти лет по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
б) обнародует законы, удостоверяя
их обнародование путем подписания
законов или издания
в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
- осуществляет в пределах
своих полномочий меры по
- разрабатывает для
- обеспечивает исполнение
бюджета субъекта Российской
Федерации и готовит отчет
об исполнении указанного
- формирует иные органы
исполнительной власти
- управляет и распоряжается
собственностью субъекта
4. правовой статус государственного гражданского служащего
Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 14. Основные права гражданского служащего
1. Гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих
организационно-технических
2) ознакомление с должностным
регламентом и иными
3) отдых, обеспечиваемый
установлением нормальной
4) оплату труда и другие
выплаты в соответствии с
5) получение в установленном
порядке информации и
6) доступ в установленном
порядке к сведениям,
7) доступ в установленном
порядке в связи с исполнением
должностных обязанностей в
8) ознакомление с отзывами
о его профессиональной
9) защиту сведений о гражданском служащем;