Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности………………………………………………………………….…..5
1.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления………………………………………………………………………...9
Глава 2. Защита прав и свобод гражданина…………………………..………..14
2.1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан……..14
2.2.Обращения граждан………………………………………………….20
Глава 3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………….……………………..27
Заключение………………………………………………..…………………….31
Список используемой литературы…………….……………………………….33

Работа содержит 1 файл

административно-правовой статус гражданина.docx

— 58.99 Кб (Скачать)

Глава 3. Особенности административно-правового  статуса иностранных  граждан и лиц  без гражданства 

    Правовое  положение иностранных граждан  на территории Российской Федерации  регулируется российским законодательством, а также международными договорами. Основными актами, определяющими  правовое положение иностранных  граждан и лиц без гражданства, являются: Конституция РФ (ст. ст. 27, 62, 63), Федеральные законы "О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. 17, "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. 18, правительственные акты.

    Согласно  законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно.

    Все иностранные граждане во время их пребывания в Российской Федерации  вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.

    Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового  статуса с помощью гарантий, которые  объединяют условия и средства, необходимые  для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения  иностранного гражданина.

    Юридические гарантии закреплены в законах и  подзаконных актах. Они содержат меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.

    Вместе  с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечения противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.

    Особенности административно-правового статуса  иностранных граждан представляют собой ряд ограничений их прав и обязанностей, предусмотренных  законодательством. Они не имеют  права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной  власти и органы государственной  власти субъектов Федерации, а также  участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах ее субъектов. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных  федеральными законами, имеют право  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также  участвовать в местном референдуме.

    Временно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место  своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему  разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов субъекта Федерации.

    Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной  службе; быть принятым на работу на объекты  и в организации, деятельность которых  связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к  которым ограничен федеральным  законом. Вместе с тем иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту на должности солдат, матросов, сержантов, старшин.

    За  нарушение законодательства (иммиграционных правил) лишь к иностранным гражданам  и лицам без гражданства применяются  такие меры административного принуждения, как депортация (мера пресечения), применяемая  органами внутренних дел и миграционной службы, и административное выдворение за пределы Российской Федерации (мера административного наказания), назначаемая только судом (судьей). Эти меры осуществляются в контролируемом добровольном либо принудительном порядке.

    Законодательством предусмотрена ответственность  иностранных граждан за нарушения  предоставленных им прав и обязанностей. Являясь субъектами права, иностранные  граждане обычно подлежат ответственности (например, административной) на тех  же основаниях, что и российские граждане, за исключением лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетом. В силу принципа суверенитета каждое государство устанавливает пределы  ответственности иностранных граждан  самостоятельно. Кодексом об административных правонарушениях установлено, что  находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности  на общих основаниях с гражданами России. Вопрос об ответственности  за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые, согласно действующему закону и международным договорам, пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, разрешается  дипломатическим путем.

    Федеральный закон "О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации" и Кодекс об административных правонарушениях  к нарушениям правил пребывания и  транзитного проезда через нашу территорию относит: нарушение режима Государственной границы РФ, нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам; уклонение от выезда по истечении определенного срока пребывания; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны. К ним могут быть применены в качестве меры административного наказания предупреждение или штраф. Эти наказания назначаются органами внутренних дел и миграционной службы.

    Уклоняющиеся  от выезда иностранные граждане и  лица без гражданства подлежат административному  задержанию и выдворению в принудительном порядке. Задержание при этом допускается на срок не более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Если для осуществления административного выдворения или депортации необходим более длительный срок задержания, то оно допускается только по решению суда.

    Иностранным гражданам и лицам без гражданства  в Российской Федерации на основании  Конституции РФ (ст. 63) предоставляется  политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Таким образом, классификация прав, свобод, законных интересов и обязанностей как научное средство углубления познания природы, сущности и содержания, их назначения имеет теоретическое и практическое значение для совершенствования юридической техники при законодательном регулировании, в их толковании реализации и защите. Типология правового статуса, его структурных элементов более полно отражает те или иные стороны их онтологии, функционирования и развития.

      Деление прав, свобод, законных интересов и  обязанностей на виды (группы) зависит  от принятых критериев. Они разнообразны. Могут быть использованы основные и  дополнительные критерии для более дробных классификаций.

      государства права и свободы человека и  права гражданина классифицировались на права человека и права гражданина.

      Права человека (равно как и обязанности) имеют естественное происхождение, вытекают из факта сочленства индивида в обществе, а права гражданина вытекают из сочленства индивида в государстве. Права человека с закреплением в конституции, законе трансформируются в права гражданина.

      Известно  деление прав и свобод на негативные, как обеспечивающие автономию личности от государственного вмешательства (негативный правовой статус), и позитивные, как  обязывающие государство содействовать  осуществлению прав и свобод личности (позитивный правовой статус). К первой группе относятся гражданские и  политические права и свободы, ко второй - социальные, экономические  и культурные.

      История развития прав и свобод человека и  гражданина дает основание на признание  прав человека и гражданина нескольких поколений.

Юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности составляют единую систему.

      Правовой  статус личности как система ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов  представляет собой их структурную  совокупность, т.е. деление внутренне  единой совокупности прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности на группы, виды, находящиеся между  собой в определенных связях и  взаимодействии в соответствии с  особенностями их материального  содержания и правовой формы. Основные группы прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности взаимодействуют между собой, они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

      Познание  правового статуса личности как  структурированной системы ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов  через различные их классификации  позволяет глубже и полнее понять социальное содержание правового статуса, его структурных элементов, установить их связь и взаимодействие друг с  другом и более правильно раскрыть их роль в жизни каждого человека и общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). - Справочная система гарант.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005). - Справочная система Гарант.
  3. Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ (ред. от 02.11.2004). - Справочная система Гарант.
  4. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ (ред. от 29.06.2004). - Справочная система Гарант.
  5. Федеральный закон "О беженцах" от 19 февраля 1993 года N 4528-1 (ред. от 22.08.2004). - Справочная система Гарант.
  6. Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 года N 4530-1 (ред. от 23.12.2003). - Справочная система Гарант.
  7. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 года N 5242-1 (ред. от 02.11.2004). - Справочная система Гарант.
  8. Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 (ред. от 21.07.2005). - Справочная система Гарант.
  9. Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 года N 4866-1 (в ред. от 14.12.95). - Справочная система Гарант.
  10. Административное право. / Учебник. Под ред. Д.Н. Бахрах, Изд. - М.: БЕК, 2004.
  11. Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов, МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Зерцало, 2004.
  12. Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: издательский дом "ИНФРА-М", 2005.
  13. Воронин А.Г, Лапин В.А., Широков А.Н. Основы административного права. Учебное пособие. - М.: Дело, 2004.
  14. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 2004.
  15. Писарев А. Н. Административное право РФ: Учеб. пособие. - М.: Ин-т международного права и экономики. Изд-во "Триада, Лтд", 2004.

Информация о работе Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности