Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности………………………………………………………………….…..5
1.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления………………………………………………………………………...9
Глава 2. Защита прав и свобод гражданина…………………………..………..14
2.1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан……..14
2.2.Обращения граждан………………………………………………….20
Глава 3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………….……………………..27
Заключение………………………………………………..…………………….31
Список используемой литературы…………….……………………………….33

Работа содержит 1 файл

административно-правовой статус гражданина.docx

— 58.99 Кб (Скачать)

    В-пятых, значительно повышается роль суда в  защите прав граждан в сфере функционирования исполнительной власти, государственного управления. В соответствии с Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.)8 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих нарушены его права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ любое решение, принятое в административном порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. 

    Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например, налогового, таможенного, экологического права в сфере государственного управления, нормы административного  права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан  и, что особенно важно, механизмы  их реализации и защиты от нарушений.

    Административное  право регламентирует права и  обязанности граждан не только в  сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому - правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных  заведениях, санитарные правила и  т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение. Поэтому  административное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о  таких правонарушениях.

    Права и обязанности граждан в сфере  государственного управления можно  объединить в три блока.

    Первый  охватывает права и обязанности  граждан, необходимые им для участия  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей, а также  посредством равного доступа  к государственной службе (ст. 32 Конституции  РФ). При этом понятие участия  в управлении "делами государства" является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы  жизни страны. Вместе с тем особенность  данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

    Второй  блок прав и обязанностей граждан  отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и  как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

    Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной  функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного  отношения. Так, каждый гражданин имеет  право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

    Третий  блок прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных  советов, межведомственных и рабочих  комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе  членов организаций, действующих целиком  на общественных началах, - например добровольных народных дружин. 

Глава 2. Защита прав и свобод гражданина

2.1. Административно-правовая  защита прав и  свобод граждан 

    Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается  на экономические, политические, организационные  и юридические гарантии.

    Экономические гарантии предполагают стабильную и  эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий  прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические  гарантии прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.

    Политические  гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе  с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном  обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.

    Организационные гарантии прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления представляют собой разветвленную  систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

    Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

    Для этих гарантий изначальным и универсальным  гарантом прав и обязанностей граждан  может быть только закон, а в широком  смысле - все законодательство и  прежде всего нормы административного  права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.

    Во-первых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, а следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е. только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Данные  конституционные положения создают  определенные границы или юридические  ориентиры для государственных  органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные  гарантии прав и обязанностей граждан.

    Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в  целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. ст. 18 и 46 Конституции).

    Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и  другие категории дел, в том или  ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

    Как положительный знак и перспективную  тенденцию необходимо отметить все  более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, возмездное изъятие и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация. Безусловно, суды и судьи, профессионально добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе ст. 2 Конституции РФ обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей.

    Особое  место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере  государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.

    Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности  и диапазон судебного обжалования  нормативных правовых актов и  правоприменительных актов органов  исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

    Внесудебные гарантии, естественно, гораздо шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному  составу. По существу, вся система  органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных  лиц, собственно, для того и созданы, функционируют, а должностные лица, государственные и муниципальные  служащие получают заработную плату, чтобы  служить людям, обеспечивать защиту и реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.

    Органы  государственного управления и их должностные  лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов  и организаций, занимающихся реализацией  прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан  либо в процессе контрольно-надзорной  деятельности. Эти органы и должностные  лица должны создавать необходимые  условия и для свободного использования  гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать  нарушенные права и применять  соответствующие меры воздействия  к виновным в таких нарушениях.

    Важнейшей гарантией является ответственность  должностных лиц, нарушающих права  и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в  установленном порядке отменяются. Вышестоящие органы управления контролируют и направляют работу нижестоящих  органов, подчиненных организаций  в области удовлетворения законных интересов граждан и охраны их прав и свобод.

    Защиту  прав граждан обеспечивает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г.9.

    В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию  законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его  с общепризнанными принципами и  нормами международного права; г) выявлению  нарушенных прав; д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению  в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Например, в "Российской газете" было опубликовано заключение Уполномоченного по правам человека с обращением к министру обороны РФ о неисполнении в Министерстве обороны Федерального закона, предусматривающего выплату военнослужащим "северных" процентных надбавок к денежному довольствию и соответствующих районных коэффициентов, с рекомендацией издать необходимый нормативный акт, исключающий подобные нарушения Закона.

Информация о работе Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности