Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:24, курсовая работа
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности………………………………………………………………….…..5
1.1. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации…………………………………………………………...5
1.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления………………………………………………………………………...9
Глава 2. Защита прав и свобод гражданина…………………………..………..14
2.1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан……..14
2.2.Обращения граждан………………………………………………….20
Глава 3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства………………………….……………………..27
Заключение………………………………………………..…………………….31
Список используемой литературы…………….……………………………….33
Важное место в защите прав и свобод граждан занимает Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению конституционных прав граждан (Положение о нем утверждено Указом от 22 мая 2004 г. 10) и по работе с обращениями граждан (Положение о нем утверждено Указом от 24 августа 2004 г.11), основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека.
Конституция
РФ, гарантируя государственную защиту
прав и свобод человека, предоставляет
гражданам возможность защищать
свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (ст.
45 Конституции РФ), например, проводить
пикетирование, осуществлять право
на необходимую оборону и действия
в состоянии крайней
2.2.Обращения
граждан
Одним
из важных элементов административно-
Обращения
граждан могут быть трех видов. Предложение
- это обращение граждан в
Право
на обращения является абсолютным,
неограниченным и неотчуждаемым
правом гражданина. Каждый дееспособный
человек может обратиться в любую
государственную или
В целях совершенствования работы с обращениями граждан Указом Президента РФ создано специальное Управление в структуре Администрации Президента по работе с обращениями граждан. В Положении о нем к основным функциям Управления отнесены централизованный учет письменных и устных обращений граждан Российской Федерации, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства, поступающих на имя Президента, в адрес Правительства и Администрации Президента; обеспечение рассмотрения обращений граждан, адресованных Президенту, Правительству и Администрации Президента; информирование Президента, Правительства и руководителя Администрации Президента о количестве и содержании обращений граждан и принятых по ним мерах.
Весьма
обширны задачи Управления: это организационно-
Так,
в истекшем году в адрес Президента
поступили сотни тысяч
Подобные
Управлению Администрации Президента
РФ структурные подразделения по
работе с обращениями граждан
имеются и в составе
Повышению
эффективности обращений как
способа защиты прав, свобод и законных
интересов граждан служит Указ Президента
РФ "О мерах по укреплению дисциплины
в системе государственной
Важное значение в этом деле имеет обращение Президента РФ к руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, в котором, в частности, говорится: "Работу с обращениями граждан прошу держать в поле постоянного контроля, и ни один факт равнодушия, волокиты, недисциплинированности должностных лиц не должен оставаться без последствий"14 .
Основным
нормативным правовым актом, определяющим
юридическую природу, механизм реализации
и порядок осуществления
В целях усиления борьбы с анонимными наветами 2 февраля 1988 г. данный нормативный акт был дополнен Указом Президиума Верховного Совета СССР следующего содержания: "Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложения существа предложения, заявления или жалобы также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит"16.
Данный нормативный акт среди трех видов обращений выделяет жалобу или, как ее называют, - общую административную жалобу, которая отличается от специальной административной жалобы, регламентируемой особыми нормативными актами (например, Кодексом об административных правонарушениях, Трудовым кодексом).
Общая административная жалоба также предусмотрена Федеральным законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.). Статья 4 названного Закона устанавливает, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, государственный служащий обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться в суд, т.е. использовать свое право на судебное обжалование.
Общая административная жалоба характеризуется рядом особенностей:
1)
право на жалобу не ограничено
по содержанию, т.е. могут быть
обжалованы незаконные, нецелесообразные
и аморальные действия и
2) по форме жалоба может быть устной или письменной, индивидуальной или коллективной;
3)
объект обжалования - неправильные,
по мнению лица, подающего жалобу,
действия или бездействие
4)
круг лиц, имеющих право
5)
запрещается направление
6)
подача такой жалобы не
7)
срок рассмотрения жалоб и
заявлений - один месяц, кроме
случаев, когда эти обращения
не требуют дополнительного
Право
на специальную административную жалобу
дополняет право на общую административную
жалобу. Ее основания и порядок
разрешения регламентируются особыми
административно-правовыми
Специальная
административная жалоба характеризуется
рядом признаков, а именно: наличием
специальных норм, устанавливающих
особый порядок ее рассмотрения; особыми
основаниями для обжалования, названными
в нормативном акте; определением
в качестве субъектов обжалования
только лично заинтересованных в
деле лиц и их законных представителей;
установлением лишь письменной формы
жалобы; специальными сроками подачи
жалобы и более краткими сроками
ее рассмотрения; особенностями процедуры
рассмотрения отдельных видов жалоб; юридическими
последствиями подачи жалобы (например,
подача жалобы на постановление по делу
об административном правонарушении приостанавливает
исполнение некоторых постановлений).
Информация о работе Основы административно-правового статуса гражданина, его права и обязанности