Основные направления по борьбе с коррупцией в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы. Ведь проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.

Содержание

1 Введение
2 Понятие коррупции
2.1 Явление коррупции
2.2 Коррупция: понятие, сущность, типология
2.3 Аспекты коррупции
2.3.1 Социально- экономические аспекты
2.3.2 Политические аспекты
2.3.3 Правовой аспект
2.4 Бюрократизм в России как элемент коррупции
3 Причины коррупции
3.1 Предпосылки возникновения коррупции
3.2 Неэффективность государственного управления
3.3 Неразвитость гражданского общества
3.4 Несовершенность законодательства
4 Основные направления по борьбе с коррупцией
4.1 Необходимость разработки национального плана
4.2 Усовершенствование законодательства - приоритетная мера борьбы с коррупцией
4.3 Информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти
4.4 Проведение институциональных преобразований
4.5 Антикоррупционные организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Распределение коррупции по регионам России

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 451.50 Кб (Скачать)
 

     На  основе условного критерия, коррупцию можно разделить на мелкую (низовую, повседневную или, что будет точнее, бытовую коррупцию, с помощью которой граждане решают свои повседневные проблемы: выплаты гаишникам, оформление документов на дачные участки, взятки в судах, медицинских учреждениях, военкоматах и т.д.) и крупную (вершинную, элитарную, деловая коррупция, т.е. та, с помощью которой решаются крупные проблемы бизнеса). Между ними, несмотря на существенную разницу в уровнях, существует органическая взаимосвязь и взаимозависимость, обусловленность и общность централизованного, патерналистского, организационного или социально-психологического характера.

     Первая, низовая, действуя на уровне повседневных потребностей предпринимателей и иных граждан, стала почти нормой и  пронизывает самые различные слои общества. Основная масса коррупционных дел связана с разоблачениями именно на этом уровне.

     Привлекательность низовой коррупции в том, что  при минимальном риске для  обеих сторон она обладает специфической  ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций, например, за превышение скорости, управление автомобилем в состоянии опьянения и т.д.

     Масштабная  низовая коррупция предельно  опасна, поскольку, во-первых, создает  благоприятный психологический  фон для существования остальных  форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя  же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

     Низовая коррупция в России возникает  почти везде, где рядовой гражданин  сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, — государство  считает уместным тревожить гражданина. Ниже перечисляются только основные сферы.

     Жилищно-коммунальной сфера, как показывают социологические опросы российского населения, воспринимается им как самая коррумпированная. Казалось бы, появление рынка жилья должно привести к уменьшению коррупции в этой сфере. Однако укорененность ее здесь чрезвычайно прочна. Это яркий пример того, что одних мер по ликвидации экономических условий коррупции может не хватать для борьбы с ней.

     Правоохранительные  органы, и прежде всего милиция, находятся на втором месте. В последнее время среди привлеченных к ответственности за коррупцию одну четверть составляют работники правоохранительных органов. Как уже упоминалось, наиболее весомый вклад в этот высокий результат вносит ГАИ. Помимо дорог граждане часто вступают в коррупционные отношения с правоохранительными органами при выдаче водительских прав, разрешений на хранение огнестрельного оружия и в иных подобных случаях.

     Налоги  и таможенные сборы — прекрасная «питательная среда» для низовой коррупции. Опросы многострадальных российских «челноков» показали, что среди них практически нет тех, кто хоть раз не дал взятку таможеннику.

     Призыв  на военную службу последние годы сталкивается с постоянными трудностями. В связи с этим будет небезынтересно узнать, что, по предварительным оценкам, более половины молодых людей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток.

     В добавление к перечисленному упомянем еще ряд ситуаций, попадание в  которые сопряжено с высокой  вероятностью соприкосновения с коррупцией:

  • сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами;
  • выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;
  • разрешение на строительство и наделение земельными участками;
  • контроль со стороны государственных служб (пожарные, санэпидемстанция и т.п.), от которого страдает малый бизнес в России.

     Взаимодействие  власти с гражданином возникает  в двух случаях. Первый — когда  власть должна предоставить ему некоторые  услуги (дать разрешение, предоставить справку). В подобных ситуациях коррупции способствует (помимо перечисленного в предыдущих разделах):

    • сохранение широкой сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;
    • незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;
    • сокрытие чиновниками информации о своих обязанностях и правах граждан;
    • усложненность бюрократических процедур;
  • монополия ведомств на предоставление услуг;
  • структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями и принимать властные решения, и оказывать услуги.

     Второй  случай, когда власть, выполняя свою ограничивающую и регулирующую функцию, обязывает гражданина поделиться своими ресурсами с государством, взыскивая  обязательные платежи или налагая  штрафы за нарушение действующих норм. В этих ситуациях коррупции способствуют следующие условия:

    • отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств;
    • неадекватность шкал штрафов, способствующая уклонению от их уплаты с помощью взяток.

     Верхушечная коррупция характеризуется высоким социальным положением субъектов ее совершения; изощрённо-интеллектуальными способами их действий; огромным материальным, физическим и моральным ущербом; исключительной латентностью посягательств; снисходительным и даже бережным отношением властей к этой группе преступников.

     Рост  мирохозяйственных отношений также  стимулировал развитие коррупции. При заключении контрактов с зарубежными покупателями крупные транснациональные корпорации стали даже легально включать в издержки переговоров расходы на «подарки».

     Дело  в том, что коррупционные действия «наверху», как правило, совершаются  в очень сложных специфических  и конфиденциальных видах государственной  деятельности, где непрофессионалу  разобраться трудно. Здесь коррупция  имеет высочайшую приспособляемость, она непрерывно видоизменяется, совершенствуется, выстраивает целую систему самозащиты, включая и лоббируемые правовые акты, и уголовное преследование лиц, вскрывающих преступную деятельность, и физическое устранение противников, свидетелей и т.д. Элитарная коррупция, имея особо скрытый и согласительный характер, в условиях доминирующей жесткой алчности и продажности властей взаимовыгодна и для берущих, и для дающих. «Да не оскудеет рука дающего, да не отсохнет рука берущего» - применительно к этой сфере эта фраза стала нормой жизни. И хотя страдает от нее и государство, и общество, и народ, эти страдания как бы виртуальны, невидимы и опосредованы.

     Если  мелкая коррупция повседневно «высасывает» материальное благосостояние людей, то элитарная (верхушечная) коррупция поглощает огромные куски государственной и частной экономики.

     Коррупция существует во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Степень коррупции - понятие относительное. Так в развитых странах ее не меньше, чем в странах третьего мира. Разница заключается в ее распределении по эшелонам власти и публичности. Поэтому рейтинг коррупции в различных странах - это скорее политический пропагандистский трюк. Методики определения рейтингов довольно расплывчаты, но пропаганда их результатов щедро спонсируется правительственными и частными структурами.

     Любое общество стремится жить по определенным правилам. Эти правила реализуются  через существующие законы и нормы  морали. Для гражданина важно понять, как в его обществе соотносятся между собою мораль и закон. В цивилизованном государстве законным считается все, что оформлено в соответствии с юридическими нормами. Кроме этого, обществом признаются наравне с законными и некоторые нелегальные правила, характерные для «теневой» экономики. Государство выдвигает перед своими гражданами требование - получение благ законным путем. Однако все ли законы соответствуют интересам общества? Далеко не все! Много законов, защищающих интересы богатых и влиятельных группировок, приняты в ущерб обществу. По западным меркам легальный бизнес - это тот, на который имеются легальные документы, но они не гарантируют честность. Честность, справедливость - не являются юридическими понятиями.

     С другой стороны надо понимать, что  мораль формируется, как правило, под влиянием авторитетов и внутреннего самоконтроля, а также права, закрепленного в законах. Право же, обладая нормативной определенностью, обеспечивается принудительной силой государства для соблюдения гражданами правил поведения.

     Это говорит о тесной взаимосвязи морали и права. Мораль - явление духовное, инертное во времени, право во времени - материальное и оперативное. Совокупность прогрессивного права и высокой нравственности дает стабильность в обществе. Социальная опасность их различна, и по мере роста сознания общества будет видоизменяться. Чиновничье творчество безгранично. Поэтому борьбу с коррупцией надо начинать с наиболее явных и социально опасных форм.

     Разночтения определяются различием позиций, с  которых рассматривается это  явление: политических, экономических, правовых, специальных, бытовых и т.д. Поэтому и определений достаточно много. Вероятнее всего, подходя к определению коррупции, надо учитывать различные взгляды, так как каждый из них имеет реальную основу и отражает какую-то одну сторону этого сложного, комплексного, многообразного явления. Исходя из этого, коррупцию можно рассматривать как политико-правовое, экономико-правовое, социально-правовое или криминологическое явление, охватывающее совокупность общественно опасных деяний, как криминализированных, так и по различным причинам некриминализированных в нашей стране, но признанных преступными в мировой

     Ситуация  с коррупцией в нашей стране становится всё более опасной. И всё потому, что государство не нашло пока сил, чтобы влиять на бизнес, зато бизнес дерзко влияет на власть.

     Уровень коррупции в государстве напрямую зависит от степени его забюрократизированности. Условия для процветания коррупции создаются, когда с одной стороны чиновник занимается вымогательством, а сами участники рынка стремятся заручиться его поддержкой. А коли так, у нас нет возможности искоренить коррупцию. В то же время есть уверенность, что её можно минимизировать. Для этого, существуют, прежде всего, две возможности: эффективная профилактическая работа и создание ассиметричных условий, в том числе с использованием нестандартных решений в ответ на коррупционные угрозы.

     Основные  источники коррупции многообразны. Первый и самый безграничный - государственные  финансовые и товарные потоки. Они  существуют между всеми сферами  жизни и деятельности общества и  государства. На пульсе этих потоков  держат руку тысячи государственных служащих разных уровней и рангов, которые в условиях беспрецедентной бесконтрольности используют их для достижения своих личных и групповых целей.

     Второй  источник - карманы граждан и предпринимателей, у которых есть правомерные и  противоправные актуальные потребности и интересы, реализация которых возможна лишь через те или иные решения чиновников.

     Оба эти источника регулируются всеми  отраслями права (административного, бюджетного, банковского, таможенного  и т.д.) и большинством законов. Поэтому  правовые проблемы предупреждения коррупции, контроля над ней и борьбы с ней не могут быть решены несколькими статьями в Уголовного Кодекса и в Основах государственной службы. При этом необходимо иметь в виду, что ряд законов и нормативных актов прямо или косвенно допускают различные коррупционные технологии. В условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества и злоупотреблений, которые отражены в Уголовном Кодексе. В нем не нашли никакого отражения широко практикуемые коррупционные действия, такие как:

     - коррупционный лоббизм («коррупционная  сделка» между чиновником и  другим лицом);

     - коррупционный фаворитизм (влияние  на ход дел осуществляется  коррупционным фаворитом);

     - коррупционный протекционизм (не содержащее признаков преступления действие или бездействие должностного лица по покровительству при устройстве дел заинтересованных лиц, оказание им всяческой поддержки независимо от побуждений покровителя);

     - тайные взносы на политические  цели;

     - взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями;

     - келейное проведение приватизации, акционирования, залоговых аукционов (негласное);

     - предоставление налоговых и таможенных  льгот; 

  • переход государственных должностных лиц (сразу после отставки) на должности президентов банков и корпораций; - коррупция за рубежом; совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью и т.д.

     Для более детального рассмотрения коррупции  изучим все ее аспекты.

 

      2. 3 Аспекты коррупции 

     Опасность коррупции проявляется в различных аспектах: политическом, социально - экономическом, правовом и криминологическом.

Информация о работе Основные направления по борьбе с коррупцией в России