Основные направления по борьбе с коррупцией в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы. Ведь проблема коррупции в последнее время носит массовый характер, затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности. Она настолько въелась в жизнь российскую, что не нуждается даже в синонимах. Коррупция превратилась в системную проблему. И этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ.

Содержание

1 Введение
2 Понятие коррупции
2.1 Явление коррупции
2.2 Коррупция: понятие, сущность, типология
2.3 Аспекты коррупции
2.3.1 Социально- экономические аспекты
2.3.2 Политические аспекты
2.3.3 Правовой аспект
2.4 Бюрократизм в России как элемент коррупции
3 Причины коррупции
3.1 Предпосылки возникновения коррупции
3.2 Неэффективность государственного управления
3.3 Неразвитость гражданского общества
3.4 Несовершенность законодательства
4 Основные направления по борьбе с коррупцией
4.1 Необходимость разработки национального плана
4.2 Усовершенствование законодательства - приоритетная мера борьбы с коррупцией
4.3 Информационная открытость и прозрачность деятельности государственной власти
4.4 Проведение институциональных преобразований
4.5 Антикоррупционные организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Распределение коррупции по регионам России

Работа содержит 1 файл

коррупция.doc

— 451.50 Кб (Скачать)

     В Древней Руси митрополит Кирилл осуждал  «мздоимство» наряду с чародейством и пьянством. При Иване IV Грозном впервые был казнен дьяк, получивший свыше положенного жареного гуся. Петр I, склонный к решительным действиям, вешал воевод-мздоимцев, но меньше их не стало.

     Советская власть продолжала решительную борьбу с коррупцией. Ленин считал взяточничество одним из опаснейших пережитков царского режима и требовал для борьбы с ним «варварских» мер. В письме члену коллегии Народного комитета юстиции Курскому он требовал: «Необходимо тотчас… внести законопроект, что наказания за взятку (лихоимство, подкуп, сводка для взятки и прочее и тому подобное) должны быть не ниже десяти лет тюрьмы и, сверх того, десяти лет принудительных работ». Суровость мер в борьбе со взяточничеством объясняется тем, что большевиками оно рассматривалось не только как пережиток старого общества, но и как попытка эксплуататорских классов подорвать основы нового строя. В одной из директив РКП (б) прямо отмечалось, что громадное распространение взяточничества, тесно связанное с общей некультурностью основной массы населения и экономической отсталостью страны, грозит развращением и разрушением аппарата рабочего государства.

     Тем не менее, несмотря на суровость правовых мер к взяточникам, мздоимцам, чиновникам, пользующимся служебным положением, «голубые воришки Альхены» процветали и процветают во всем мире, а не только в мире Ильфа и Петрова[8]

     Даже  великолепно отлаженный репрессивный аппарат сталинской власти не смог совладать с проявлениями коррупции, которые стали обычным явлением к 70–80-м годам.

     Еще сегодня множество россиян хорошо помнят, как они давали взятки за получение государственной квартиры, за выделение «по блату» дефицитных промышленных и продовольственных товаров, за прием в престижные вузы, за командировки за границу и тому подобное, да и за многое другое, что было обычно труднодоступно советским гражданам.

     А потом, после развала Советского Союза, пришли другие времена. Совсем другие. И коррупция приобрела такие масштабы, что о ней говорит сейчас весь мир.

     Самая большая трудность в борьбе с коррупцией – это то, что ее проявления так многогранны, что при любом законодательно закрепленном определении коррупции, часть этих проявлений останется за пределами действия закона.

     Главное, понять, что не будет богатого государства, сильной власти, процветающих граждан, пока «будет рука твоя распростерта к  принятию».

     Изучив истоки такого явления, как коррупция, попытаемся понять ее причины, сущность, разобраться в типологии. 

     2.2 Коррупция: понятие,  сущность, типология 

     Анализ  следует начать с констатации  того, что по своей сути государство  – это сугубо чиновничья структура, которую иногда шуточно обозначают как структуру «слуг народа». Не обладая никакими ресурсами, кроме административных, государственная система в определенных условиях будет стремиться обратить свой единственный – административный — ресурс (т.е. способность к силовому воздействию) в конкретные материальные блага «для себя». Это и является истоком, родником, из которого проистекает сложная болезнь государственного устройства, которая и является коррупцией.

     Прежде  всего, возникает необходимость  определить, что понимается под термином «коррупция», так как в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.

     В статье 8 Конвенции ООН против транснациональной  организованной преступности, которая  была подписана 12 декабря 2000 года в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

     а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично  или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

     б) вымогательство или принятие публичным  должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей [9].

     Определения corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» -ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества [10]

     В Большом юридическом словаре  коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц»[11].

       В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение «коррупции» - как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп[12].

       Словосочетание «злоупотребление государственной властью» некоторым образом вводит в заблуждение, так как сокращает поле деятельности рассматриваемого явления и затушевывает истинную опасность, исходящую от него. На самом деле государственная власть - это система управления обществом, а социальная опасность от коррупции — это ущерб, наносимый обществу. Следовательно, коррупция — это злоупотребление управлением общественной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.

     Из  данного определения видно, что коррупция:

     - всегда связана с государственной  службой, государственной властью,  в силу этой прямой зависимости  неизбежно оказывает в большей  или меньшей степени воздействие  на характер и содержание власти, ее репутацию в обществе. Это  позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер;

     - коррупция выходит за пределы  взяточничества;

     - она включает в себя непотизм (Непотизм, лат., замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка[13]) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования;

     - коррупция, как злоупотребление  властью, может осуществляться  для получения выгоды не только  в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условия, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств.

     В большинстве случаев коррупция  наносит прямой экономический ущерб  личности, обществу и государству.

     Кроме того, необходимо учитывать, что коррупция злоупотребляет управлением, общественной властью для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц или групп. Необходимо постоянно учитывать антиобщественный характер коррупционной деятельности.

     Если  перевести это в практическую область, то можно констатировать, что  в основе коррупции лежит незаконная двусторонняя сделка (в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом), в результате которой лицо, находящееся на государственной службе, нелегально «продает» физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности, власти и связанных с ней возможностей, а «покупатель» получает возможность использовать государственную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, общественного контроля и т.д.

     Иначе говоря, превращение государственным  служащим своего рабочего места в  коммерческий товар составляет суть коррупции, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления.

     Следует четко разграничивать коррупцию  и оппортунистическое экономическое  поведение по отношению к своим обязанностям перед государством, так последнее свойственно не только государственным служащим, но и большинству населения или его значительным социальным группам. Это проявляется, прежде всего, в форме неуплаты налогов, массовом «бегстве капиталов» и т.д. Явным примером результатов оппортунистического экономического поведения является «теневая экономика».

     Коррупцию необходимо различать в узком  и широком смысле. Коррупция в  узком смысле - явление, когда должностные  лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют  вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.

     Наряду  с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное  чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что  чиновника подкупают не ради нарушения  его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства. Подкупающая сторона в данном случае выступает как «страдательная».

     Чиновничье  предпринимательство характеризуется  тем, что здесь формально нет  подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - это сам исполнитель, извлекающий доход (предпринимательский  или рентный) из монополии на принятие или согласование определенного решения.

     Формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.[Табл.1]

 

      Таблица 1.

     ТИПОЛОГИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ [14]

Критерии  типологии коррупции Виды  коррупции
 
Кто злоупотребляет служебным положением
 
Государственная (коррупция госчиновников) 
Коммерческая (коррупция менеджеров фирм) 
Политическая (коррупция политических деятелей)
 
Кто выступает инициатором коррупционных  отношений
 
Вымогательство взяток по инициативе руководящего лица. 
Подкуп по инициативе просителя
 
Кто является взяткодателем
 
Индивидуальная  взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы) 
Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)

 
Форма выгоды, получаемой взяткополучателем  от коррупции

Денежные  взятки 
Обмен услугами (патронаж, непотизм)

 
Цели  коррупции с точки зрения взяткодателя
 
Ускоряющая  взятка (чтобы получивший взятку быстрее  делал то, что должен по долгу  службы) 
Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности) 
Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)
 
Степень централизации коррупционных отношений
 
Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе) 
Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими) 
Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)
 
Уровень распространения коррупционных  отношений
 
Низовая коррупция (в низшем и в среднем  эшелонах власти)

Верхушечная коррупция (у высших чиновников и  политиков)

Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

 
Степень регулярности коррупционных связей
 
Эпизодическая коррупция 

Систематическая (институциональная) коррупция

Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент  властных отношений)

Информация о работе Основные направления по борьбе с коррупцией в России