Органы исполнительной власти как субъекты административного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Основная задача органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права.

В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.docx

— 73.44 Кб (Скачать)

     Правительство Москвы рассматривает наиболее важные вопросы жизни города и управления городским хозяйством, вносимые мэром. В составе правительства: премьер, его первые заместители и заместители, управляющий делами мэрии Москвы, министры правительства Москвы из числа  руководителей отраслевых, функциональных органов городской администрации, префекты административных округов. Премьером  правительства является мэр Москвы или, по его решению, вице-мэр, а также  иное лицо, назначенное мэром и  утверждённое в должности постановлением Московской городской Думы. Заместители  премьера назначаются и освобождаются  от должности мэром, который также  распределяет обязанности между  членами правительства. Правительство  издаёт постановления, а премьер  вправе издавать распоряжения.

     Отраслевые  и функциональные органы городской  администрации – департаменты –  осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определённых отраслях и сферах управления городом. Их руководители назначаются мэром и издают по вопросам своей компетенции приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями и служащими департамента. Положения о департаментах утверждаются мэром.

     В подчинении мэра Москвы также находятся префекты административных округов – т.е. должностные лица городской администрации, осуществляющие в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории соответствующих округов.

     Районная  управа обеспечивает решение вопросов местного значения, а также руководство  хозяйственными и социальными службами района, включая контроль, за деятельностью предприятий, учреждений и организаций на территории района (торговли, общественного питания, бытового обслуживания) независимо от форм собственности.

     Своеобразна форма организации исполнительной власти в г. Санкт-Петербурге. В данном случае при сохранении основных позиций, относящихся к общей характеристике администраций и их глав в субъектах  РФ, обращает на себя внимание лишь тот  факт, что главой исполнительной власти этого города федерального значения является губернатор, возглавляющий  одновременно и правительство города.

     Системе органов исполнительной власти в Санкт - Петербурге присущи  определенные особенности.

     Во-первых, многозвенность системы административного управления, а именно администрация, правительство, и территориальные управления в Санкт-Петербурге.

     Во-вторых, значительная централизация исполнительной вертикали, выражающаяся в обширных распорядительных полномочиях главы исполнительной власти — губернатора, начиная от назначения руководителей всех подведомственных городской администрации органов и заканчивая совмещением должностей главы администрации и главы правительства.

     В-третьих, отраслевая структура органов исполнительной власти учитывает особенности городской  жизни и предполагает объединение  и дифференциацию этих органов, в  том числе по признаку их функционирования в системе городского хозяйства.

     В-четвертых, в структуре городской администрации  функционируют органы специальной компетенции, находящиеся в совместном ведении трех видов органов исполнительной власти — города федерального значения, области и Российской Федерации; например, главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

     В-пятых, государственная исполнительная власть «опускается» на тот территориальный  уровень (также как и в Москве), где в других субъектах Федерации осуществляется муниципальная власть, что отражается на характере взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, начиная от порядка их формирования и заканчивая наделением отдельными государственно-властными полномочиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Местные органы  исполнительной власти: обязанности, права, гарантии, ответственность.

     Местное самоуправление - это организационная форма осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций, осуществляя при этом функции управления.  
Местное самоуправление - это специфический уровень власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления.

     Компетенция органов местного самоуправления определяется законами и уставами муниципальных  образований. Структура органов  местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 
Выборный, представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. 
         Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. 
Срок полномочий выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица не может быть меньше двух лет. 
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. 
         Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. А лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

     Местное самоуправление осуществляется через такие формы как: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

     Конституция Российской федерации не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных  основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации  «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций". Конституция  Российской Федерации, таким образом, не связывает напрямую территориальную  организацию местного самоуправления с административно-территориальным  устройством. Вместе с тем она  не исключает возможности такого решения вопроса территориальной  основы местного самоуправления.

     Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ  конституционного строя, как самостоятельную  форму осуществления народом своей власти. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и ответственны перед населением. В основе местного самоуправления в РФ лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией РФ и федеральным законодательством.

     1) Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. Конституция РФ (ст.12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого местного самоуправления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

     2) Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Ст. 12 Конституции РФ закрепляет положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Население в соответствии со статьей 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, решают иные вопросы  местного значения. При этом решения  органов местного самоуправления могут  быть отменены в судебном порядке.

     Вместе  с тем система местного самоуправления - это не государство в государстве: она интегрирована в общую  систему управления делами общества и государства, занимает в ней  особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных  пределах независимости органов  местного самоуправления в решении  местных дел - тех пределах, которые устанавливает Конституция РФ и федеральное законодательство.

     3) Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. В соответствии со ст.72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. Субъекты РФ закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

     Свои  особенности имеют структура  и формы осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и  т.д. При этом Конституция РФ устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные  формы прямого волеизъявления, а  также через выборные и другие органы местного самоуправления.

     4) Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу. При наделении органов самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны в соответствии со ст. 132 Конституции РФ передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

     Деятельность  органов местного самоуправления гарантируется  предоставлением им права на судебную защиту, права на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, а также в связи с неправомерными действиями этих органов. Они обладают правом самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью.

       Решения органов местного самоуправления и их должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               Заключение

      Подводя итоги данной работы можно заметить, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует сложная система исполнительной власти, которая является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества. Орган исполнительной власти имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы.

      Такая сложная структура обладает рядом  недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.

     Положения Конституции РФ относительно органов  исполнительной власти не дают полного  представления об их сущности, основах  правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью  правовых норм, рассредоточенных по значительному  числу нормативно-правовых актов.

     Органы  исполнительной власти получили значительные возможности влиять на правотворческую  деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи  и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов). Взаимодействие органов  исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального  функционирования государства.

     Однако  органы исполнительной власти самостоятельны, при осуществлении своей деятельности, которая по своему юридическому содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством эти органы обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации.

     Права органов исполнительной власти гарантируются  Конституцией Российской Федерации, конституциями  и уставами ее субъектов, другими  нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус. В качестве их организационных  гарантов являются Президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих  органов, органы прокуратуры.

     Из  правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной  ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах.

Информация о работе Органы исполнительной власти как субъекты административного права